Битва за клиента
Современные автомобили умнеют не по дням, а по часам. Их оборудуют все большим количеством электроники. С одной стороны это повышает уровень безопасности на дорогах и упрощает жизнь автовладельца. С другой – может разорить владельцев независимых авторемонтных мастерских, лишив их клиентов.
Согласно данным исследовательской компании TechNavio рынок постгарантийного обслуживания автомобилей в Германии (крупнейшей экономике Европы) вырастет до 31,72 млрд долл. Ключевым драйвером роста станет увеличивающийся спрос на запчасти, выпускаемые с использованием последних разработок. Кроме того, хорошим спросом пользуются и различные электронные компоненты.
Как свидетельствуют эксперты TechNavio, германский рынок постгарантийного обслуживания остается чрезвычайно фрагментированным. На нем присутствуют независимые компании дилеры, владельцами которых являются производители оригинальных запчастей и официальные дилеры производителей транспортных средств. Здесь продолжается консолидация, она является своего рода инструментом, позволяющим повысить конкурентоспособность. Стремление привлечь больше клиентов приводит к поглощению мелких игроков более крупными компаниями. Сокращение количества игроков происходит и из-за падения цен и прибыльности бизнеса. В результате под ударом оказываются небольшие предприятия.
Появление все большего числа гибридных автомобилей, транспортных средств, работающих на альтернативных видах топлива, приводит к тому, что автосервисам приходится постоянно расширять перечень услуг, чтобы оставаться конкурентоспособными. Помимо перечисленных проблем владельцы предприятия рискуют столкнуться с еще одним неприятным сюрпризом, которые преподносят новые технологии. Поскольку транспортные средства становятся все более надежными, их владельцы реже посещают ремонтные мастерские.
Враг у ворот
По словам директора по маркетингу и закупкам компании TRW в Европе Боба Лайтфута, сейчас отмечается быстрое развитие транспортной телематики, что в свою очередь может серьезно повлиять на глобальный рынок постгарантийного обслуживания и независимых игроков. Лайтфут считает, что независимым компаниям уже сейчас надо задуматься над тем, как противостоять растущей монополии производителей автомобилей.
Так, некоторые дорогие модели транспортных средств «поумнели» настолько, что с помощью GPS могут сами «контактировать» с мастерскими в случае поломки. Подобные системы, известные как bCall, пользуются все большей популярностью, а необходимые операционные платформы становятся все более продвинутыми в техническом плане.
На следующем этапе развития этой технологии машина сможет не только самостоятельно диагностировать проблему, но также и находить ближайший сервисный центр и определять, наличие в нем необходимого диагностического оборудования для устранения проблемы. Более того, система сама запишет владельца в очередь на ремонт.
Понятно, что подобная система работает на руку автопроизводителям. Если независимые участники рынка постгарантийного обслуживания не смогут оперативно предложить конкурентоспособное альтернативное решение, оборудованные bCall автомобили будут направляться в ближайшие дилерские центры самих автопроизводителей. Конечно же, у этих центров найдется все необходимое оборудование, поскольку сам производитель и обеспечит им своих представителей в первую очередь.
Главной угрозой для независимых игроков является тот факт, что технологией владеют пока только автомобильные компании. В конце концов, согласно европейскому законодательству, производители вынуждены будут открыть доступ «частникам» к необходимой информации. Однако, очевидно, что владельцы технологии не горят желанием делиться данными. К тому же непонятно, когда это будет сделано и в какую сумму обойдется.
«Главный принцип деятельности независимых игроков – предоставить потребителю выбор, – объясняет Лайтфут. Машина может сломаться, где угодно и когда угодно. Скорее всего в этом случае расстояние до ближайшего дилерского центра и независимой станции техобслуживания окажется равным. Если «частники» не разработают конкурентоспособную альтернативу, транспортное средство, конечно же, будет выбирать дилерский центр, независимо от желания владельца ТС. Пока он не увидит чек на оплату услуг, волновать его будет только устранение поломки».
Опасения вызывает также будущие возможности подобных систем. Не исключено, что, располагая колоссальным количеством данных о состоянии транспортного средства, включая информацию о прохождении техобслуживания и ремонта, они смогут прогнозировать износ запчастей и предлагать их замену. В вопросах товарного ассортимента и управления заказами система представляет колоссальный потенциал.
Кроме того, возможности для развития транспортной телематики огромны, поскольку подобные системы могут взаимодействовать с любыми данными. Спрос на установку инновационной электроники в подержанные автомобили параллельно создаст безграничные возможности для независимых игроков, но только, если они подготовятся заранее, предупреждает Лайтфут.
Перешли в наступление
Чтобы понять, что опасения независимых игроков не беспочвенны, достаточно взглянуть на прогнозы исследовательских компаний в этой области. Так, эксперты Business Monitor International подсчитали, что в 2010 году рынок телематики оценивался в 5 млрд долл. Причем более 75% приходилось на ОЕМ-производителей. К концу 2012 года объем продаж в этой сфере должен достигнуть 9,3 млрд долл. Получается, что за пару лет рынок увеличился почти в два раза. По данным ABI Research, уровень проникновения продвинутых электронных систем увеличится с 10,2% в 2012 году до 49% в 2017.
Специалисты TechNavio считают, что глобальный рынок телематики будет ежегодно расти в среднем на 32,80% в период с 2011 по 2015 год. Ключевым фактором роста станут многочисленные выгоды, которые получает конечные потребители и производители автомобилей. Стоимость оборудования начала постепенно снижаться, следовательно, оно станет более доступным, что также будет способствовать росту продаж. Негативно повлиять на динамику развития могут лишь вопросы, связанные с обеспечением безопасности передаваемых данных.
Немалый вклад в развитие рынка вносят и законодательные инициативы правительств различных государств. В Европе тестируется система связи автомобиля с экстренными службами в случае аварии – eCall. Согласно рекомендациям Европейской комиссии, ее установка станет обязательной с 2015 года. Рост спроса на транспортную телематику ожидается и в Бразилии. Из-за большого количества угонов автомобилей законодатели решили сделать обязательной установку противоугонных систем, позволяющих отслеживать местонахождение транспортных средств и останавливать в случае необходимости работу двигателя.
Наконец, в России на начало декабря 2013 года запланировано начало промышленной эксплуатации системы «ЭРА-ГЛОНАСС». В случае аварии необходимая информация о транспортном средстве, включая его точные координаты, автоматически будет передаваться в диспетчерский пункт системы-112. Диспетчер, связавшись с водителем и получив подтверждение об аварии, организует выезд на место происшествия служб экстренного реагирования (МЧС, ГИБДД, Скорая помощь).
Автомобильные терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» по желанию владельцев автомобилей могут использоваться для оказания целого комплекса дополнительных услуг, связанных с навигацией, информационным обменом, удаленной диагностикой транспортных средств и прочего.
Всеобщая мобилизация
До недавнего времени для удовлетворения нужд клиентов независимым участникам рынка постгарантийного обслуживания было достаточно являться частью сети. Теперь же в результате невероятного прогресса телематики эти сети необходимо объединять, считает Лайтфут. Чтобы остаться конкурентоспособными «частникам» придется разработать интегрированную платформу, которая свяжет в единое целое данные по продукту, автомобилю и сервисному центру и позволит независимым игрокам работать с системами типа bCall. В противном случае клиенты уйдут в центры производителей.
Независимые компании надеются также, что европейские власти не позволят производителям транспортных средств ограничивать конкуренцию. В случае с eCall Европарламент выступил с инициативой, предусматривающий равный доступ к системе всех участников, включая поставщиков на рынок постгарантийного обслуживания, независимых мастерских и производителей оборудования. Лайтфут надеется, что аналогичный подход будет применении к bCall. Однако, если «частники» не смогут предложить аналогичную интегрированную платформу, они в конечном счете проиграют битву за клиента.