Нечистая сила
Volkswagen занижал данные о количестве вредных выбросов своих машин ради сохранения мощности моторов. Разгоревшийся в связи с этим скандал ударил по репутации как компании, так и дизелей в целом.
18 сентября Агентство по охране окружающей среды США (EPA) уведомило Volkswagen AG, Audi AG, и Volkswagen Group of America, Inc о нарушении Закона о чистоте воздуха. Чиновники утверждают, что модели Volkswagen и Audi 2009–2015 годов выпуска с 4-цилиндровыми дизельными моторами используют программное обеспечение, позволяющее обойти стандарты агентства относительно (количества выброса) определенных загрязняющих веществ в атмосферу.
С отдельными претензиями в адрес немецкой автомобильной компании по этому поводу выступили и власти штата Калифорния. Так что расследование в отношении концерна начали как местные, так и федеральные чиновники.
Использование в транспортных средствах устройств, позволяющих обходить экологические стандарты, незаконно и несет угрозу здоровью граждан, говорят представители EPA. Тесное сотрудничество с властями Калифорнии направлено на то, чтобы обеспечить игру по одним правилам со стороны всех автопроизводителей. Как отмечается в распространенном агентством сообщении, EPA и дальше будет расследовать подобные вопросы.
«Сотрудничая с агентством, мы предпринимаем очень важный шаг по защите здоровья граждан, благодаря тщательному расследованию, проведенному нашими учеными и сотрудниками», – заявил глава Калифорнийского совета по воздушным ресурсам Ричард Кори. Теперь, по его словам, цель совета убедиться в том, что системы выхлопа всех транспортных средств с выявленным программным обеспечением будут приведены в соответствие с требованиями законодательства. Кроме того, чиновники хотят выяснить масштаб участия Volkswagen в попытках обойти экологические нормы, а также предпринять соответствующие меры.
Обманное устройство
Что же за технологию придумали в Volkswagen? Как следует из документа EPA, на некоторых моделях немецких машин использовался сложный программно реализованный алгоритм, который определял, проходит автомобиль тест на содержание вредных веществ в выхлопе или нет. Во время процедуры тестирования устройства по контролю за выбросами включались на полную мощность. Однако как только транспортное средство покидало место проведения замеров, устройства контроля работали уже не так эффективно. В результате на стенде машины укладывались в нормы, между тем после выезда на дороги общего пользования уровень выбросов оксидов азота мог превышать установленные стандарты в 40 раз. Закон о чистоте воздуха разработанное немцами ПО определяет как «обманное устройство».
Сам же закон обязывает производителей автомобилей проходить сертификацию EPA на предмет соответствия федеральным нормам по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу. Каждая проданная машина должна получить соответствующий документ. Транспортные средства, оборудованные обманным устройством, которые позволяют снижать эффективность систем, ответственных за фильтрацию выбросов в обычном режиме движения, получить сертификат не могут. Произведя и реализовав транспортные средства с устройствами-обманщиками, Volkswagen нарушил два важных положения закона, подчеркнули в агентстве.
Чем это может обернуться для компании? Прежде всего штрафом – сумма вполне способна достичь 18 млрд долл., а то и больше, если против компании будут поданы иски со стороны владельцев авто. Кроме того, немцам придется отозвать около 482 тыс. автомобилей для перепрошивки. Под отзывную кампанию должны попасть следующие модели:
• Jetta (2009–2015);
• Beetle (2009–2015);
• Audi A3 (2009–2015);
• Golf (2009–2015);
• Passat (2014–2015).
Помимо штрафов группа столкнулась и с падением доверия к бумагам компании среди инвесторов. После сообщения EPA акции концерна упали до минимальных значений за последние семь лет.
Глава Volkswagen Мартин Винтеркорн поспешил успокоить потребителей и рынки. 20 сентября VW распространил сообщение от имени руководства, из которого следовало, что правление концерна отнеслось к обвинениям со всей серьезностью. «Я глубоко сожалею о том, что мы подорвали доверие наших клиентов и общественности, – заявил Винтернкорн. – Мы обеспечим полное сотрудничество с соответствующими ведомствами, сделаем это открыто и быстро, чтобы четко и полностью проверить все факты, по которым ведется расследование». Компания также пообещала провести внутреннюю проверку. «Мы не миримся и не будем мириться ни с какими нарушениями внутренних правил или законов», – заверил глава Volkswagen.
При этом доверие инвесторов вполне можно было оценить количественно. Бумаги компании на новостях о скандале опустились до рекордно низких значений за последние семь лет. На фоне сообщений о размерах возможного штрафа и негативной реакции потребителей на втором по величине автомобильном рынке биржевые игроки начали нервничать. Акции VW потеряли в стоимости 22% до 126,40 евро за бумагу. Последний раз сопоставимое падение фиксировалось 24 октября 2008 года. Таким образом концерн подешевел сразу на 18 млрд евро до 60,4 млрд евро.
После этого Volkswagen опять постарался успокоить общественность, опубликовав свежие данные о проводимом расследовании. Новые транспортные средства Volkswagen Group, оснащенные дизельными двигателями стандарта Euro VI и доступные на рынке Европейского союза, отвечают всем требованиям законодательства и природоохранным стандартам, заверил концерн. Оказавшееся в центре скандала ПО никаким образом не влияет на управление, показатели потребления топлива или выбросов.
По состоянию на 22 сентября VW удалось выяснить, что соответствующее ПО для управления работы двигателем было установлено и на других автомобилях Volkswagen Group с дизельными моторами. У большинства этих транспортных средств каких-либо проблем не выявлено.
Расхождения с показателями выбросов зафиксировано в автомобилях, оборудованных дизелями EA 189. Во всем мире насчитывается около 11 млн таких ТС. Значительное несоответствие с показателями выбросов на стенде и на дорогах отмечено именно на данном типе моторов. Volkswagen ведет усиленную работу по устранению выявленных недостатков.
В целях обеспечения необходимых сервисных мероприятий и возвращения доверия потребителей компания выделила 6,5 млрд евро. В зависимости от данных проводимого расследования сумма может быть изменена, отмечалось в релизе компании.
Первые жертвы
Очевидно, что перечисленных заверений не хватило, и 23 сентября был распространен релиз об отставке главы концерна. «Я шокирован событиям последних нескольких дней, – признался Винтеркорн. – Кроме того, я потрясен тем фактом, что нарушения подобного масштаба стали возможными в Volkswagen Group. Как глава концерна я несу ответственность за выявленные несоответствия экологическим нормам в дизельных двигателях. В связи с этим я запросил согласие наблюдательного совета на прекращение исполнения моих обязанностей в качестве руководителя Volkswagen Group. Делаю это в интересах компании, хотя мне не известны какие-либо нарушения с моей стороны. Компании необходим новый старт и новые люди. Моя отставка даст дорогу новым людям… Меры по повышению прозрачности и открытости должны предприниматься и дальше».
История с Volkswagen Group уже заставила чиновников в разных странах мира заявить о готовности провести дополнительные тесты на экологичность выхлопов. В частности, по информации CNBC, соответствующие планы озвучила Великобритания. Аналогичные меры готовят и в Италии. Страна рассматривает вопрос о выборочной проверке всех брендов, реализуемых на местном рынке. Для этого проведут испытания 1000 транспортных средств.
Скандал бросил тень и на других крупных производителей. Так, акции немецкой BMW резко потеряли в стоимости после публикации изданием Auto Bild информации о том, что машины этой фирмы также не укладываются в нормы выбросов. По данным Auto Bild, двигатели немецкого производителя в 11 раз превышают установленные Евросоюзом стандарты по загрязнению окружающей среды оксидами азота. В то же время позднее издание отметило, что никакого специального ПО для обмана электроники не использовалось.
В сообщении CNBC также говорилось о том, что Auto Bild в своей статье ссылалось на данные исследования Международного совета по чистому транспорту (International Council on Clean Transportation). Выбросы BMW X3 оказались даже выше, чем у моделей Volkswagen, показали тесты совета. Более того, в ICCT считают, что занижением данных о реальном уровне загрязнения окружающей среды грешат многие производители транспортных средств.
В защиту технологий
Обвинения заставили отреагировать на них BMW Group. Компания заявила о том, что не производит каких-либо манипуляций при проведении испытаний. BMW соблюдает нормативные требования во всех странах присутствия и проводит все необходимые в связи с этим тесты. «Системы по очистке выхлопных газов работают, как на стенде, так и на дороге», – заявили в компании.
Баварцы напомнили о том, что ICCT провел уже два исследования по соответствию выбросов нормам ЕС. Как оказалось, BMW X5 и еще 13 моделей компании отвечают требованиям по содержанию оксидов азота в выхлопе. При этом расхождений между показателями, полученными в ходе лабораторных испытаний и в полевых условиях, зафиксировано не было.
Также немцы указали на то, что значения, приведенные в документе, были получены в ходе единственного часового теста на дороге. У журнала не было доступа к деталям теста целиком. Этим и может объясняться расхождение в показателях. «Мы готовы обсуждать тестовые процедуры с соответствующими властями и предоставить наши машины для испытаний в любое время», – подчеркнули в BMW.
Компания также напомнила о важности использования дизельных моторов в современном автомобилестроении. Политики по всему миру и особенно в Европейском союзе устанавливают жесткие стандарты по выбросам углекислого газа и других веществ, напомнили баварцы. Через пять лет выполнить предписания экологов позволит лишь более широкое использование дизелей и дальнейшая электрификация.
Прогресс в области сокращения загрязнения атмосферы углекислым газом во многом обеспечен применением дизельных технологий. Именно они позволят машинам соответствовать стандартам будущего. В среднем выхлоп таких машин содержит на 15–20% меньше CO2 по сравнению с транспортными средствами с бензиновыми установками.
BMW Group вложила немалые средства в оптимизацию технологий. На данный момент 38% реализованных ею автомобилей по всему миру составляют машины с дизелем. Для Европы этот показатель достигает 80%. Более того, баварцы заявили о готовности поддержать новую методологию исследования выхлопа.
Власти Евросоюза для того, чтобы снять расхождения в показателях загрязнения воздуха при испытаниях на стенде и в полевых условиях, разрабатывают новые технологии тестов WLTP и RDE. BMW выступает за их скорейшее введение, подчеркнули в компании.
Чьих будете?
Стоит остановиться и на Международном совете по чистому транспорту, который привлек внимание к проблеме. ICCT называет себя независимой некоммерческой организацией, основанной ради проведения высококвалифицированных непредвзятых исследований, технического и научного анализа для природоохранных властей. Интересно, что среди партнеров совета значится Энергетический фонд (Energy Foundation).
У этого фонда есть транспортная программа, направленная на коммерциализацию автотранспорта с применением чистых технологий. «Новые технологии и топлива могут резко сократить количество потребляемой автотранспортом нефти, загрязнения воздуха и выбросов парниковых газов, – говорится на сайте Energy Foundation. – Новое поколение электромобилей, выходящих на рынок, в конечном итоге может изменить способ передвижения и топливо, которое для этого используется. Альтернативы бензину – новые биотоплива, электричество и водород – потенциально способны снизить выбросы и повысить уровень энергетической безопасности».
Программа предусматривает выделение грантов для проведения инновационных политических курсов на региональном и государственном уровне, цель которых – коммерциализация зеленых транспортных технологий и чистых топлив. Среди наиболее предпочтительных мер называются топливная экономия и установление стандартов загрязнения воздуха для транспортных средств. Работа фонда направлена и на то, чтобы способствовать конкурентоспособности американской автомобильной промышленности, а также на сохранение рабочих мест внутри США.
Идеальная мишень
Как видно, Volkswagen Group стала идеальной мишенью для экологов и не только. Помимо Великобритании и Италии, опасения по поводу качества немецких авто озвучили Швейцария и Бельгия. Последняя приостановила реализацию нескольких моделей дизельных VW. Всего приостановлена продажа 3200 машин.
«Да, проблема действительно серьезная, в Бельгии тоже, – приводит слова министра экономики Бельгии Криса Петерса телеканал Euronews. – По нашим подсчетам, она затрагивает около 500 000 ранее проданных у нас в стране автомобилей. Точное число мы не знаем, потому что не знаем, на скольких из них было установлено программное обеспечение, искажающее данные экологических тестов».
Отреагировали на проблему и российские чиновники. Росстандарт направил запрос в связи с информацией о проблеме автомобилей Volkswagen с дизельным двигателем. «Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии получена информация о том, что на ряде зарубежных рынков выявлена проблема с системой контроля за выхлопами автомобилей концерна Volkswagen с дизельным двигателем, – сообщается на сайте агентства. – В целях проверки данной информации Росстандартом, в соответствии с положениями Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ “О техническом регулировании", направлен запрос в ООО “ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус" о предоставлении необходимых разъяснений и материалов по этой проблеме. По результатам анализа полученных материалов будут приняты решения в соответствии с действующим законодательством. Информация обо всех дальнейших действиях Росстандарта по данной проблеме будет опубликована дополнительно». Аналогичный запрос отправили и в ООО «БМВ Русланд Трейдинг».
Открестились от скандала с VW и поставщики. Внутреннее расследование Volkswagen показало, что еще в 2007 году партнер концерна Bosch «предостерег VW от использования программного обеспечения во время регулярной эксплуатации». Об этом сообщило издание USA Today со ссылкой на немецкие СМИ. Так что, похоже, проблемы у концерна только начинаются.