Близнецы-братья
Московский автозавод ЗИС в послевоенные годы первым в СССР начал производство трехосных полноприводных грузовиков для армии. Эти машины, а также их дальнейшие модернизации, стояли на производстве без малого полвека. И свыше двух десятилетий они были самыми массовыми грузовиками такого типа в советских Вооруженных силах и народном хозяйстве страны.
С 1948 года выпускалась модель ЗИС-151, которая у многих фронтовиков ассоциировалась с ленд-лизовским «Студебекером». Здесь, мы думаем, необходимо провести некоторые параллели, а также указать на явные различия, чтобы читатель яснее представлял себе эти машины.
Грузовики были схожи по типу, общей компоновке и размерам. Советский 6-цилиндровый рядный нижнеклапанный мотор ЗИС-121 мощностью 92 л.с. имел много общего с заокеанским силовым агрегатом «Геркулес». Похожими были 5-ступенчатая КПП и 2-скоростная раздаточная коробка, одинаковую кинематическую схему имели балансирные подвески задних мостов со сдвоенными колесами. Одинаковое устройство было и у карданных передач с пятью валами. Один вал соединял КПП с «раздаткой», а все три моста имели независимые приводы, причем задний мост – двумя валами с промежуточной опорой. Но на этом сходство заканчивалось. Отечественная машина имела другие форму кабины и конструкцию «оперения» и крыльев. Укажем, например, что у «Студера» капот единой панелью откидывался назад, а у ЗИСа поднимался обоими крыльями вверх. Кроме того, совершенно разными были тормозные системы. У заграничной машины гидропривод с усилителем, у советской – пневматическая система с компрессором. У «Студера» стояночный тормоз барабанный, ленточный, а у ЗИСа – дисковый, колодочный. Аналогичные коробки передач с 4-й прямой скоростью и 5-й повышающей передачей имели разные передаточные числа, а раздаточные коробки с обеими понижающими передачами – свои различия.
Автомашины ЗИС-151 замысливались в первую очередь как тягачи артиллерийских систем калибром от 76 до 122 мм. В соответствии с этим они имели универсальные бортовые платформы с откидными скамейками вдоль бортов, для перевозки расчетов, а также боезапаса и экипировки. Они могли перевозить до 16–18 солдат в кузове, или 2,5 т груза по грунтовым дорогам и 4,5 т по шоссе. Однако шасси автомобиля использовались и для установки систем залпового огня БМ-13, «Катюша», остававшихся на вооружении и после Победы, и специальных кузовов. Машины использовались также в народном хозяйстве, зачастую – как тягачи-«технички».
С 1953 года часть ЗИС-151 по заказу оснащалась лебедками. К тому же с этого года все машины получили возможность управления пневматическими тормозами прицепов – стали устанавливаться двойной комбинированный тормозной кран и третий ресивер для сжатого воздуха. С 1956 года автомобили уже имели 2-камерные карбюраторы, что повышало мощность их моторов до 95 л.с., а вот усилителей руля и отопителей кабин не было никогда.
Машины ЗИС-151 впервые в нашей стране были использованы и как лесовозные тягачи. Но выпускались такие варианты не в Москве, а переоборудовались из обычных грузовиков в эксплуатирующих их лесхозах.
Хотя с 1956 года завод назывался именем его первого директора, И.А. Лихачева, модель «151», выпускавшуюся до 1958 года, никто из автомобилистов никогда «ЗИЛом» не называл. А обозначение «ЗИЛ-151» осталось только в справочниках эпохи Хрущева. Всего было выпущено 194 559 таких машин.
В 1950-х годах требования к армейской автомобильной технике изменились. Теперь становились актуальными конструкции с централизованной системой регулировки давления в шинах и с односкатными задними колесами, позволявшими сделать колею всех трех мостов одинаковой. Первая особенность давала бы возможность снижать удельное давление машины на слабые грунты заболоченных низин, а вторая могла уменьшать сопротивление движению в глубоких колеях. И в 1958 году на производство была поставлена модель ЗИЛ-157.
Уже в первом техническом описании новой машины однозначно указывалось, что она являлась дальнейшей модернизацией модели «151». В близком сходстве обеих моделей читатель может убедиться, сравнив две приведенные фотографии. И тем не менее внешне машины различались так, что спутать их невозможно. Сразу заметное различие – более узкие шины 8,25 × 20 дюймов у ЗИС-151, против довольно широких колес размером 12,00 × 18 дюймов у ЗИЛ-157. У первой машины между кабиной и грузовой платформой расположены держатели для двух запасных колес, а у второй кузов придвинут вплотную к кабине, запасное колесо у машин с бортовой платформой располагалось под кузовом. Автомобили ЗИС-151 имели по два одинаковых (слева и справа) симметрично расположенных бензобака, а ЗИЛ-157 – один основной бак слева, и запасной, меньшего объема, под задним свесом кузова.
Облицовка радиатора модели «151» была сварной, из уголков и полос, у ее потомка – штампованная из листового металла. Боковины капота ЗИС-151 фиксировались откидными наружными крючками, а у ЗИЛ-157 – внутренними задвижками.
Внутренние различия были следующими. В 1958–1961 годах ЗИЛ-157 сохранял двигатель, двухдисковое сцепление, коробку передач и «раздатку» прежней модели. С 1961 года грузовик ЗИЛ-157К получил мотор мощностью 104 л.с. – степень сжатия была повышена с 6,2 до 6,5 единиц. Сцепление стало однодисковым, коробка передач типа ЗИЛ-130 имела 5-ю «прямую» скорость и синхронизаторы на 2–5-й передачах (у ЗИС-151 не было никаких синхронизаторов вообще), а дисковый трансмиссионный стояночный тормоз на «раздатке» был заменен барабанным механизмом. Машины ЗИЛ-157 первых выпусков в кабине имели блок кранов централизованной подкачки шин, а в дальнейшем – шинные краны непосредственно на колесах. Модель ЗИЛ-157КД (с 1978 года) получила модернизированный двигатель с измененными диаметрами цилиндров, мощностью 109 л.с. Отдельные, самые последние партии автомобилей, имели и гидроусилители руля.
Хотя бортовые ЗИЛ-157 и их модификации сохранили грузоподъемность модели «151», в армейском варианте их платформы получили среднюю скамейку и дополнительные посадочные места, и машины теперь уже могли перевозить до 24 солдат.
С самого начала производства модели ЗИЛ-157 появились и ее модификации, седельные тягачи. Они имели индексы «157В», «157КВ», и «157КДВ» соответственно. Эти машины предназначались в первую очередь для армии, как тягачи прицепов специального назначения. Поэтому крыша кабины любого «седельника» имела командирский люк над пассажирским сиденьем, а все тягачи оборудовались лебедками самовытаскивания. Напомним, что бортовые машины, ЗИЛ-157, как ранее и ЗИС-151, оснащались лебедками только по заказам потребителей. Кроме того, все седельные тягачи имели по два одинаковых бензобака с обеих сторон рамы и по два гнезда для запасных колес сзади кабины.
Нам неизвестно, получали ли машины ЗИС-151 какие-либо прозвища у шоферов, но ЗИЛ-157 имели минимум два «псевдонима». Прозвище «Краб» было дано, видимо, за впервые примененную в СССР систему подкачки шин, своей конфигурацией напоминавшую лапы животного. Но такого титула машины удостоились в основном у автомобилистов Севера и Дальнего Востока. В европейской же части страны машина была широко известна как «Колун» – либо за характерную форму капота, в сочетании с возможностью «проламываться» по любому бездорожью, либо за «туповатый» мотор недостаточной мощности. В последнем случае, безусловно, только в сравнении с более мощным и быстроходным автомобилем ЗИЛ-131, появившемся в 1967 году. Но более тяжелый «131-й», в сравнении с ЗИЛ-157, зачастую имел худшую проходимость и чаще «садился» там, где его предшественник еще сохранял возможность двигаться. Это аксиома, которая требует пояснения. Виной всему, по-видимому, был более мощный и высокооборотный двигатель. При «передозировке» оборотов на слабых грунтах этот грузовик быстрее выбрасывал грязь из-под колес и проваливался на мосты. Впрочем, не все так однозначно. Многое зависело, конечно, и от мастерства конкретного водителя, и от фактического веса конкретной машины, и от состояния грунта под ее колесами на конкретном участке бездорожья. Однако аксиомы, как известно, в доказательствах не нуждаются – они очевидны.
Добавим для сравнения, что ЗИЛ-157 и его модификации выпускались с 1958 по 1994 год (всего 797 934 экз.), а ЗИЛ-131 и его разновидности – с 1967 по 1990 год. Согласитесь, что это о чем-то все-таки говорит…