Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Большая чистка

Большая чистка

Развитие технологий является основным фактором роста глобального рынка воздушных фильтров и соответствующего оборудования. Согласно прогнозам, продажи только в этом сегменте достигнут к 2020 году отметки в 11,9 млрд долл. Помимо постоянного совершенствования технологий на производителей давят и регулирующие органы, которые требуют соблюдать постоянно ужесточающиеся экологические требования. Рост рынка уже давно обусловлен заботой потребителей о качестве воздуха, которым они дышат. Немаловажную роль в увеличении спроса на воздушные фильтры сыграл и целый ряд вспышек заболеваний в разных регионах мира, особенно в развивающихся странах. Автомобильные воздушные фильтры представляют крупнейший сегмент этого рынка. Спрос на продукцию подогревается как ужесточением природоохранного законодательства, так и общим оживлением автомобильной отрасли после долгого периода неопределенности в мировой экономике. Поскольку потребители ищут все большего комфорта внутри транспортных средств, растут и объемы продаж салонных фильтров. Единственный фактор, сдерживающий рост объемов реализации, как ни странно, технический прогресс. Фильтрационные материалы становятся все совершеннее, следовательно, замена расходников происходит через более длительные промежутки времени. кроме того, значительная часть владельцев машин не меняют устройства для очистки воздуха в салоне вовремя.

Рог изобилия

В ближайшее время можно ждать появления все более совершенных продуктов в связи с большим количеством разработок, которые ведут производители. Так, ставка делается на улучшенный дизайн и рабочие характеристики. Новинки будут лучше задерживать пыль, станут компактнее, а срок их службы возрастет. Не последнюю роль тут будут играть нанотехнологии. Микроскопические волокна фильтрационного материала как раз и способны серьезно улучшить рабочие характеристики и внешний вид запчастей. В недалеком будущем участники рынка прогнозируют рост спроса на фильтры тонкой очистки воздуха (HEPA). Некоторые модели HEPA способны удерживать до 99,99% частиц. (что неудивительно – продукты появились еще в 40-х годах прошлого века и устанавливались на предприятиях ядерной промышленности). Крупнейшим рынком для сбыта воздушных фильтров являются Соединенные Штаты. Между тем аналитики полагают, что самым быстроразвивающимся станет АзиатскоТихоокеанский регион (АТР). По подсчетам, в среднем он будет расти в ближайшие несколько лет на 7% в год. На ситуацию повлияет целый ряд факторов, включая инвестиции в инфраструктуру, рост ВВП, стремительную урбанизацию и индустриализацию, а также повышенное внимание к своему здоровью у населения региона. Более того, несколько производителей фильтров из развитых стран переносят производства в Китай, Индию и Малайзию. Это обеспечит доступ к дешевой рабочей силе и источникам ресурсов. Интересно, что конкуренция на рынке достаточно высока. ключевыми игроками тут выступает множество компаний, включая 3M Company, A.L.Filter, Aerospace America Inc., Ahlstrom Corp., Air Filter Service Company, Airtech Japan Ltd., American Air Filter (AAF) International, Bruce Air Filter Company, Camfil, Clarcor Air Filtration Products Inc., Cummins, Inc., Donaldson Co. Inc., Dust Free Inc., Filtration Group Inc., Filtration Systems Products Inc., Flanders Corporation, Freudenberg & Co. KG, GVS Group, Hollingsworth & Vose Company, Lydall Inc., MANN+HUMMEL, Midwesco Filter Resources, Inc., Sogefi SpA, Spectrum Filtration Private Ltd., и UCI-FRAM Group (по данным Global Industry Analysts Inc.). Похожие тенденции прослеживаются и в случае с топливными и масляными фильтрами. Эксперты также прогнозируют рост к 2018 году до 6,1 млрд долл. для рынка масляных фильтров и до 12,5 млрд долл. – для топливных.

Под колпаком

При этом высокая конкуренция заставляет игроков рынка пристально следить за действиями друг друга. Недавно издание «Consumer Reports» опубликовало статью, в которой рассказывалось о том, что владельцы автомобилей марки Kia рискуют понести дополнительные расходы в случае, если решат установить масляные фильтры сторонних производителей. Статья начиналась с вопроса о том, в каком случае не стоит производить профилактическую замену масла у независимых авторемонтников. ответ предлагался такой: если читатель – владелец машины марки Kia. В этом случае замена смазочного материала в неавторизованной мастерской грозила владельцу дальнейшими тратами. Как отметило издание, в феврале 2012 года Kia выпустила технический сервисный бюллетень, касающийся масляных фильтров и вязкости масла, а также использования потребителями неоригинальных устройств очистки и смазочного материала. Производитель указывал, что появление ряда «симптомов» может быть связано с применением несоответствующего масла и неоригинальных фильтров Kia. Владельцы автомобилей, пригнавшие машины к официальным дилерам с жалобами на шум двигателя, должны знать, что первый шаг, который предпринимает мастер по инструкции, – проверка фирмы – производителя масляного фильтра. В случае если на транспортном средстве установлена неодобренная к использованию деталь, работник должен заменить смазочный материал и очистительное устройство на рекомендованные, невзирая на то, когда была осуществлена последняя замена. При этом оплатить операции должен клиент. Кроме того, в документе говорилось о том, что любые механические неисправности, которые могут быть связаны с использованием масла не той вязкости и нерекомендованных фильтров, не должны расцениваться как гарантийный случай. «Consumer Reports» среди прочего рекомендовало читателям использовать оригинальные запчасти и менять смазочные материалы у официалов, несмотря на более высокую стоимость работ. С резкой критикой статьи в июне выступили сразу четыре авторемонтные ассоциации. По информации издания «TireBusiness.com», это были организации Auto Care Association, Tire Industry Association, Automotive Oil Change Association и Service Station Dealers. они заявили, что «Consumer Reports» фактически поддержала незаконное и препятствующее свободной конкуренции положение и посоветовало читателям следовать ему. Между тем эта ошибочная практика приведет к лишним расходам на запчасти и услуги в то время, как на рынке существуют аналогичные решения, которые не уступают по качеству услугам официальных дилеров, а иногда даже превосходят их. Представители ассоциаций посчитали данную практику противоречащей законодательству. Kia просто хочет обойти положения касательно гарантийного ремонта, посчитали они. Между тем профессиональные объединения авторемонтников уже жаловались в мае 2012 года на политику корейского производителя в Федеральную торговую комиссию США (независимое агентство правительства Соединенных Штатов, призванное защищать права потребителей и, в частности, следящее за соблюдением антимонопольного законодательства). После выхода статьи организации в мае этого года снова обратились с жалобой в комиссию. Пока ответа не последовало. Между тем аналогичные претензии в отношении Honda Motor Co. не привели к каким-либо мерам воздействия на производителя. Комиссия ограничилась публикацией документа, в котором напомнила о правах потребителей относительно гарантийного ремонта.

«Зеленые» недовольны

То, насколько законодательные нормы влияют на отрасль, наглядно демонстрирует одно из опубликованных ранее исследований компании TUV Nord. В нем утверждалось, что новые бензиновые двигатели с системой непосредственного впрыска топлива выделяют гораздо больше канцерогенных частиц по сравнению с современными дизельными моторами. Хотя GDI расходуют меньше топлива и выбрасывают в атмосферу меньше углекислого газа, при работе они выделяют в 1000 раз больше опасных частиц по сравнению с традиционными двигателями и в 10 раз больше по сравнению с дизельными. «Стоимость фильтра, который бы позволил задержать вредные частицы при работе GDI невысока, всего около 50 евро, – говорится в исследовании. – Причем его установка не повлияет на показатели экономичности топлива, зато будет иметь огромное значение для общества. Несмотря на это, производители не торопятся нести дополнительные расходы». «Автотранспорт – основной источник загрязнения в городах Европы, – говорит Грег Арчер из организации Transport & Environment (она объединяет около 50 экологических ассоциаций по всей Европе). – Почти 90% европейцев уже подверглись негативному воздействию частиц. Нежелание компаний устанавливать соответствующие недорогие фильтры для GDI означает то, что общество должно заплатить за это своим здоровьем». Согласно европейскому законодательству, фильтры для задержки вредных частиц обязательны для установки на дизельные двигатели. Для новых бензиновых моторов требований пока не предусмотрено. к 2020 году GDI будут установлены почти на всех новых транспортных средствах в государствах ЕС. Проведенные TUV Nord испытания показали, что выбросы моторов с непосредственным впрыском топлива не впишутся в стандарты Euro VI, которые вводятся в европе с 2017 года. Так, выбросы мотора Renault Megane без специального фильтра оказались почти в 2 раза выше, чем у Ford Focus и Hyundai i40. Показатели резко изменились после установки фильтра. количество вредных частиц сократилось почти в 2000 раз.

Меньше, экологичнее, эффективнее

Свое видение будущих потребностей покупателей рисуют и производители фильтров. к примеру, Ahlstrom разработала стратегию развития вплоть до 2020 года. она подразумевает, что текущая и будущая линейка продуктов будет учитывать мировые мегатренды, такие как нехватка природных ресурсов, забота об окружающей среде, демографические данные и урбанизация. Компания надеется увеличить продажи, предложив высокоэффективные разработки. Стратегия базируется на трех факторах: использование технологий и производственных площадок, не загрязняющих природу, возможность создавать продукты совместно с потребителями и партнерами, обеспечение доступа к клиентам по всему миру. «Глобальные мегатренды, включая заботу об экологии и ресурсах, предоставляют большие возможности на рынке, – отмечают в Ahlstrom. – Наши продукты – это продукты с особым назначением, способствующие более чистому воздуху как внутри автомобиля, так и снаружи. Более высокая эффективность – одно из основных требований рынка к фильтрационным материалам, а дальнейшее улучшение показателей означает непрерывное развитие. Рабочие характеристики фильтрационных материалов – наиболее важный показатель продукта, поэтому производители и занимаются разработкой все более совершенных товаров. Новые типы сырья, меньший диаметр волокон и достижения в области производства нетканных материалов предоставляют новые возможности. Вот почему многие компании вкладываются в нанотехнологии». В компании Freudenberg отмечают потребность каждого человека дышать свежим воздухом в любом месте, будь то дом, офис или салон автомобиля. Производитель также указывает на появление все большего количества ограничений, связанных с охраной окружающей среды как в Соединенных штатах, так и в других странах мира. Соответственно новые требования рождают спрос на новые продукты. По прикидкам Freudenberg, если в 2009 году салонными фильтрами были оснащены около 41% транспортных средств, то к концу 2013 года доля таких ТС составляла 85%. О необходимости учитывать жесткие экологические требования говорят и представители еще одного гиганта индустрии – Hollingsworth & Vose. При этом, так же как и другие игроки, компания активно развивает производство в Китае. Не так давно она даже анонсировала запуск версии сайта на китайском. конечно, точность представленных выше исследований можно подвергнуть сомнению, однако общая тенденция прослеживается достаточно четко. Помимо акцента на высоких рабочих характеристиках производители будут заманивать клиентов, убеждая их в том, что представленные фильтры мегаэкологичны. А покупка такого изделия спасет как минимум одно дерево и пару бабочек.

Фильтрационные материалы постоянно совершенствуются
Фильтрационные материалы постоянно совершенствуются
  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены