Чистые среды в автомобиле. Часть 5. Некоторые специальные фильтры
Продолжаем цикл статей об ассортименте MS Motorservice International. Начало в «АБС-авто» № 8–10/2015. Фильтры KOLBENSCHMIDT – № 12/2015 и № 1–3/2016.
Воздушные осушители
Рассказ о специальных фильтрах KOLBENSCHMIDT начнем с фильтра-осушителя воздуха. Изделие более чем ответственное – от него зависит своевременная и безопасная остановка тяжелых и средних грузовиков или автобусов, оборудованных пневматической тормозной системой.
Сжатый воздух является рабочим телом системы, поэтому присутствие влаги в нем недопустимо. Влага будет вызывать коррозию трубопроводов и других компонентов, а также нарушать работу клапанов. А в холодное время она просто-напросто замерзнет, и тогда работа тормозов станет непредсказуемой. Тут-то и приходит на помощь фильтр-осушитель.
Типовое расположение фильтра-осушителя показано на фотографии-заставке. Как видно, это «часовой» системы, гарант качества рабочего тела. Принимая воздух непосредственно из компрессора, он его очищает, сушит и направляет в ресивер. По виду – обычный фильтр с корпусом как у масляного или топливного «коллеги». Что же у него внутри?
А внутри у него гранулы силикагеля – именно они забирают из воздуха влагу. И все, так просто? Нет, конечно. Фильтры KOLBENSCHMIDT устроены сложнее. На входе перед гранулами располагается предварительный фильтр, задерживающий пыль и прочие механические примеси – ведь воздух берется из окружающей среды, а она далеко не стерильна. Но это еще не все. В последних моделях фильтров-осушителей применяется так называемая коалесцентная фильтрация. Что этот такое и зачем она нужна? Здесь потребуется небольшое отступление.
В процессе эволюции пневматических тормозных систем конструкторы перешли на компрессоры, использующие синтетическое масло. А его эксплуатационные достоинства иногда оборачиваются недостатками – такое масло имеет очень высокую проникающую способность. И тогда его мельчайшие капельки быстро выводят из строя силикагель и вызывают замасливание воздушных клапанов.
Поэтому сегодня в фильтр-осушитель интегрируется увеличенный предварительный фильтр в виде вставки из синтетического материала. Достаточно сказать, что она может занимать до трети объема корпуса. Да и материал у нее особый, вызывающий эффект коалесценции (слияния) мельчайших капель. Именно он задерживает масляные загрязнения перед поступлением воздуха к гранулам силикагеля. Благодаря предварительному коалесцентному фильтру, гранулы наполнителя борются с влагой, но не с маслом.
Кстати, и сам силикагель в новых фильтрах неоднороден. Сначала влажный воздух проходит через крупный конгломерат, а ближе к выходу из корпуса – через более мелкую осушающую субстанцию. Узнаете принцип? Ну конечно, это аналог последовательного включения грубой и тонкой очистки. В данном случае – очистки воздуха от влаги.
Вот сколько особенностей у этого вроде бы простого узла – фильтра-осушителя. И вот почему за ним нужно следить и регулярно его менять. Как часто – подскажет инструкция по эксплуатации конкретного автомобиля и документация KOLBENSCHMIDT.
Фильтры в системе впрыска мочевины
Следующий вид фильтрующих изделий KOLBENSCHMIDT также относится к грузовой тематике. И появился он благодаря заботам об окружающей среде.
Грузовые автомобили должны обеспечивать нормы токсичности Euro IV, Euro V или Euro VI – конкретная цифра зависит от региона и сроков введения нормативов. Но в любом случае решить эту задачу помогает метод селективной каталитической нейтрализации SCR (Selective Catalytiс Reduction). Суть его в следующем.
При работе двигателя образуется большое число опасных оксидов азота NOx – их-то и надлежит нейтрализовать в первую очередь. На автомобиль устанавливается специальный бачок определенного объема. Как правило, это 120 л – его достаточно для пробега в 8 тыс. км. В бачок заливается 32,5% водный раствор мочевины, имеющий торговое наименование AdBlue.
Раствор AdBlue впрыскивается в выпускной коллектор, прямо в струю отработавших газов, равномерно распределяясь в их потоке. При этом под влиянием высокой температуры мочевина распадается на аммиак и углекислый газ. А дальше начинается самое интересное. Под действием катализатора аммиак вступает в реакцию с оксидами азота, образуя безопасный азот и безвредную воду. Иными словами, происходит известная из школьной химии реакция восстановления азота из оксидов. В итоге содержание этих опасных соединений может сократиться на 90%.
А теперь от химии к технике. Впрыскивание раствора мочевины происходит под давлением 5 бар. И в коллектор раствор подается прецизионной форсункой. Значит, его необходимо фильтровать, что и возлагается на специальный фильтр.
В документации KOLBENSCHMIDT сказано, что тонкость очистки и продолжительность службы данных фильтров соответствуют нормативам фильтрации дизельного топлива. Действительно, при впрыске мочевины необходимо задерживать загрязняющие частицы размером 3–5 мкм – тем более, что заполнение бачка AdBlue может происходить при сильной запыленности.
Но на этом аналогии с дизелем заканчиваются. В фильтрах мочевины используется штора из совсем других материалов. Тут и бумага оригинальная, и пропитка особая. Ведь AdBlue – это водный раствор, а вода при всей своей экологичности довольно коварная среда. Но в фильтрах, о которых мы рассказали, ее коварство учтено – фильтрующая штора не разбухнет, не разрушится и даже не покоробится. Прослужит, сколько положено.
Фильтры охлаждающего средства
Речь пойдет о фильтрации жидкости для системы охлаждения ДВС – иначе говоря, антифриза. Казалось бы, зачем его очищать – это не моторное масло, не топливо, с зазорами не работает, с прецизионными парами тем более. Ходит по малому и большому контуру охлаждения, ну и пусть себе ходит.
Однако не все так просто. В системе охлаждения могут быть механические примеси, следы сработавшихся присадок и продуктов коррозии из-за несвоевременной замены старого антифриза, а также хлопья герметика после ремонта. Все это необходимо задерживать – тем более, что антифриз не только охлаждает двигатель, но и смазывает водяной насос.
Итак, фильтруем. Вот он на верхней картинке – фильтр охлаждающего средства марки KOLBENSCHMIDT. Корпус как у масляного фильтра spin-on, а что внутри? Во-первых, фильтрующая штора, стойкая к воздействию этиленгликоля или любой другой основы современного антифриза. Во-вторых, специальный химический брикет, поддерживающий в охлаждающей жидкости необходимую концентрацию ингибиторов коррозии – специальных присадок, блокирующих коррозионные поражения рубашки охлаждения, трубок и радиатора. Да-да, и радиатора – алюминий тоже подвержен коррозии в условиях повышенной температуры и постоянной вибрации.
Разумеется, брикет ингибиторов постепенно расходуется, растворяется, но зато помогает антифризу долго сохранять свои свойства в соответствии со стандартом ASTM. А потом, по мере выработки брикета, фильтр необходимо заменить. Эту операцию совмещают с плановой заменой антифриза. Такой вот интересный фильтр – не только «чистильщик» охлаждающей жидкости, но и восстановитель ее свойств.
Фильтр трансмиссионного масла
И в заключение еще об одном виде специальных фильтров, очищающих трансмиссионную жидкость АКПП от механических загрязнений, в частности, продуктов износа планетарного редуктора. Разумеется, программа KOLBENSCHMIDT включает и этот вид фильтрации.
Здесь применяется классический метод грубой очистки масла через мелкую сетку. Но, как показывает практика, он очень эффективен, о чем свидетельствует количество загрязнений, обнаруженных на сетке при обслуживании и ремонте АКПП. А значит, использование сетчатых фильтров существенно продлевает срок службы дорогой коробки. При замене фильтра необходимо менять и уплотнения.
На этом мы заканчиваем фильтровальную программу KOLBENSCHMIDT и переходим к другим автокомпонентам MS Motorservice International. Каким именно, вы узнаете в майском номере журнала.
Иллюстрации MS Motorservice International