Планы на год
Люди всегда стремятся заглянуть в будущее, предугадать, какие трудности и возможности готовит предстоящий год. Редакция «АБС-авто» собрала прогнозы относительно того, как будет развиваться мировой и отечественный афтемаркет.
Мировой рынок постгарантийных услуг и товаров останется привлекательным для бизнеса в долгосрочной перспективе. Такое мнение высказали специалисты ведущей исследовательской организации IHS Markit. По словам высокопоставленного представителя организации Марка Сенга, к концу 2016 года по всему земному шару будет продано почти 90 млн новых автомобилей, а к 2021 году по планете станут колесить 1,4 млрд транспортных средств. А уже к 2040 году количество машин возрастет до 2 млрд штук.
«Некоторые считают, что увеличение объема реализации транспортных средств плохо повлияет на афтемаркет, – отметил Сенг. – Однако я так не думаю. Чем больше становится автопарк – тем лучше, можно сказать, что на наш бизнес-конвейер поступят дополнительные машины. Простыми словами, появится больше автомобилей, которым необходимы сервисные услуги».
Низкие цены на топливо делают поездки на личном транспорте привлекательнее. Приведя в пример Соединенные Штаты, представитель IHS Markit указал на то, что за последние два года потребители накатывали по 4,8 трлн км в год. Это значительно больше по сравнению с периодом 2006–2013 годов. Суммарно же пробег мирового парка легковых автомобилей составит в 2016 году 16 трлн км. Эксперт отметил потенциал китайского рынка, здесь, согласно прогнозам, к 2021 году пробег легкового автопарка за 12 месяцев вырастет на 200%.
На чем будут ездить
Специалисты указали на тенденцию сохранения популярности кроссоверов. IHS Markit отслеживает около 30 классов машин, на четыре из них в 2015 году пришлось 60% всех проданных автомобилей. Компактные SUV занимают почти 19% по состоянию на конец 2016 года. Для сравнения, традиционные компактные машины могут похвастаться долей в 13,4%, среднеразмерные седаны – 12,7%, полноразмерные пикапы с 12,3% рынка замыкают четверку лидеров.
Интересно, что в условиях, когда покупатели имеют широкий доступ к информации, конкуренция только усиливается. Даже такой сложившийся рынок, как США, не устоял под напором предложений со стороны иностранных компаний. Импортные бренды вытесняют внутренние торговые марки, что дает возможность для развития бизнеса поставщикам импортных комплектующих.
По информации аналитиков, традиционные автомобильные бренды довольствовались в 2015 году долей рынка в 46%, тогда как иностранцы – долей в 54%. При этом еще 15 лет назад игроки из других стран могли похвастаться лишь третью рынка Соединенных Штатов. В ближайшей перспективе ожидается, что импортеры продолжат наращивать свое присутствие и отвоюют еще несколько процентов. Рост отмечается на фоне все большой популярности небольших пикапов иностранного производства. Так, их количество с 2000 года утроилось.
Возраст – не помеха
Замедление старения автопарка создаст новые возможности дли игроков рынка постгарантийных услуг, считает Сенг. Эта отрасль определенно почувствовала на себе резкое падение продаж, который за период рецессии 2008–2010 годов составил 40%. Тем не менее последовавший за спадом рост компенсирует потери.
Ожидается, что количество легковых автомобилей возрастом до пяти лет к 2021 году увеличится на 16%, число транспортных средств возрастом 6–11 лет при этом повысится всего на 5%, а машин старше 12 лет станет больше на 10%.
Быстрее всего увеличится доля наиболее подержанных авто (16 и больше лет) – 30%. Если в 2016 году таковых насчитывалось в США 60 млн штук, то через пять лет их будет уже 81 млн. Еще 20 млн единиц перешагнут порог в 25 лет.
Эксперты советуют игрокам рынка постгарантийных услуг быть готовыми удовлетворить нужды владельцев старых автомобилей. Чем больше машине лет – тем больше услуг автосервис может продать клиенту. Исследователи предлагают владельцам станций технического обслуживания выработать стратегию, во главе угла которой будут находиться более привлекательные предложения по услугам.
Новые технологии и электрификация
Наконец, самым заметной тенденцией станет ввод новых технологий и электрификация автомобилей. По подсчетам IHS Markit, современные автомобили класса премиум зависят от работы сложнейших систем, требующих размещения в транспортном средстве до 50 различных компьютеров. Такая сложность конечного продукта практически не характерна для других отраслей.
Основой беспилотных и подключенных к Интернету транспортных средств станет их техническая сложность. Хотя данная категория машин не будет доминировать на рынке еще лет двадцать, аналитики предупреждают о том, что автосервисы станут все чаще сталкиваться с технологиями, применяемыми в новых типах ТС.
Поэтому ремонтникам необходимо уже сейчас начать убеждать потребителей, что станции СТО обладают всеми необходимыми запчастями и квалифицированным персоналом для работы с машинами нового поколения.
Сейчас на долю электромобилей приходится всего 1% мировых продаж транспортных средств. При этом объем их реализации в 2016 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 1000%. Данная тенденция, по мнению исследователей, сохранится и в будущем, а через 20 с небольшим лет треть глобального автопарка будет представлена машинами с электромотором.
«Значительный прогресс в технологиях производства аккумуляторов, финансовая поддержка правительств, нормы законодательства и ценности нового поколения станут ключевыми факторами, способствующими распространению электротранспорта», – считает высокопоставленный представитель IHS Markit Джим Беркхард.
Уровень популярности электромобилей будет колебаться от рынка к рынку. К примеру, в странах Европы и Китае – регионах, где государственная политика благосклонна к новым видам транспорта, доля электротранспорта на рынке новых машин вполне может составить и половину к 2040 году.
Бюджетный электромобиль
Надо сказать, что такие смелые предположения имеют под собой почву. В декабре издание «The Motor Report» сообщило со ссылкой на главу Renault-Nissan Карлоса Гона о том, что альянс разрабатывает доступный электромобиль. Цена его должна составить около 8 тыс. евро. По словам Гона, машина изменит правила игры на рынке.
В настоящее время Renault принадлежит четверть рынка электромобилей в Европе. За четыре года компании удалось продать более 100 тыс. машин с электромотором. Недавно производитель представил обновленный Kangoo ZE – электрический грузопассажирский фургон с дальностью пробега на одной зарядке в 200 км.
Еще одной новинкой стал полностью электрический компактный хетчбек Renault Z. E. 40. Этот автомобиль способен проехать до 300 км на одном заряде. Правда, производитель оговаривается, что заявленные пробеги достигаются в условиях «нормального вождения».
Что касается нового доступного электромобиля, то, по словам главы Renault-Nissan, модель предназначена для китайского рынка. Машина разрабатывается совместно с Nissan, по информации The Motor Report, этот факт может означать, что новая модель заменит Venucia e30 (Nissan Leaf в исполнении для китайского рынка).
Предположительно, новый электромобиль может представлять собой модифицированную версию Renault Kwid, продемонстрированную на автосалоне в Индии еще в 2014 году.
Афтемаркет идет в рост
В целом эксперты в 2017 году ждут дальнейшего развития авторемонтного бизнеса. Опубликованное Future Market Insights в декабре исследование свидетельствует о том, что объем мирового авторемонтного рынка за прошлый год составил в денежном выражении 441,3 млрд долл. Как ожидается, в ближайшие 10 лет рынок будет расти в среднем на 5,6%.
Исследователи также задались вопросом, как повлияют новые технологии автомобилестроения на продажи товаров и услуг и не получится ли так, что новейшие разработки приведут к избытку предложения.
Как было отмечено в исследовании Future Market Insights, на количество реализованных товаров и услуг по всему миру будут влиять несколько факторов. Первый – старение автопарка. Большее количество «пожилых» транспортных средств требует большего числа специалистов.
Кто окажется в плюсе
Плохое состояние дорожной инфраструктуры в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (за исключением Японии) будет способствовать развитию рынка авторемонта и технического обслуживания машин. Рост количества автомобилей в этом регионе, в Северной Америке и Западной Европе также будет способствовать развитию отрасли.
Низкие цены на энергоносители побуждают население чаще пользоваться личным транспортом. Для тех, кто занимается реализацией запчастей, это будет означать в рост продаж расходных материалов.
Вторым фактором, который в значительной степени может повлиять на рынок в 2017 году, эксперты называют появление относительно новой услуги – удаленной диагностики. С ее помощью можно следить в режиме реального времени за всеми ключевыми параметрами работы систем автомобиля.
Наконец, еще одной заметной глобальной тенденцией специалисты называют поиск небольшими мастерскими партнеров среди транспортных операторов, для того чтобы получить больше контрактов на обслуживание.
Среди факторов, которые могут негативно повлиять на перспективы развития, исследователи выделяют рост стоимости услуг по ремонту и обслуживанию машин. Это может отпугнуть потенциальных клиентов и заставить их отложить визит на СТО до лучших времен.
Больше всего от роста количества поездок на личном транспорте выигрывают продавцы шин, расходных материалов и те, кто оказывает услуги по мелкому ремонту.
Прогноз для России
Что касается российского рынка, то, по словам руководителя сети автосервисов FIT SERVICE Данила Соловьева, в ближайшие 5–7 лет произойдут качественные изменения расслоения игроков. Рано или поздно будет рост дилеров. Этот процесс неминуем, парк молодеет, кредиты становятся доступнее, на фоне продаж автомобилей появляется большое количество СТО, которые дают довольно привлекательные условия после гарантии, отметил Соловьев в интервью агентству «АВТОСТАТ».
Ближайшая пятилетка кардинально не искоренит «гаражные» сервисы. Безусловно, останутся и независимые, одиночные сервисы, которые не входят в сети, считает эксперт. Но на фоне того, что рождается больше сетевого сегмента, который за счет объемов, централизации затрат может предложить очень выгодные условия для потребителя, для одиночных останется два выхода: либо опуститься на low-cost, т. е. работать на низкомаржинальных клиентов, которые руководствуются только ценой и ничем иначе, этот сегмент всегда в России присутствует; либо уйти в очень узкую специализацию, такой процесс явно виден. Те, кто раньше занимался широким профилем, сейчас занимаются только рейками, коробками, стартерами, генераторами и т. д. Основная же масса – порядка 70% – поделится между двумя основными типами игроков: это СТО сетевого типа и дилерские станции.
По словам Соловьева, сейчас наметилась тенденция, согласно которой официальные автодилеры просят разрешения у импортеров предлагать неоригинальные запасные части. Этот процесс хорошо виден на дилерских станциях, когда человек не готов покупать оригинальную запчасть и просит или привозит дубликат.
Производители запасных частей делают запчасти не только для конвейра под марками Toyota или Mercedes-Benz, они их выпускают и под своей маркой, продают на независимом рынке. Дилер прекрасно знает, что с точки зрения качества – это ровно та же запчасть, только без наценки и под другим брендом, и поэтому он их потребителю тоже предлагает.
Где-то это происходит неофициально, видно, что дилеры активно покупают запчасти-дубликаты. Где-то предлагают вполне официально, потому что у импортеров автомобилей сложная ситуация: когда в каком-либо городе, в котором они заинтересованы, центр может просто закрыться. Дилер ставит импортера перед выбором: либо он продает дубликат и конкурирует, либо просто закрывается.
Перетягивание каната
На фоне снижения платежеспособности населения в 2017 году усилится борьба за клиента. Так, Ассоциация российских автомобильных дилеров (РОАД) выступила за организацию восстановительного ремонта силами авторизованных СТОА.
Как отмечается в сообщении Ассоциации, в настоящее время на уровне правительства, Госдумы, Банка России, Министерства финансов и Российского союза автостраховщиков идет обсуждение ряда поправок в Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев, в том числе о приоритете натуральной формы возмещения, т. е. ремонте поврежденных автомобилей на сервисных станциях (СТО).
Общий объем выплат по ОСАГО в 2016 году составит около 130 млрд руб. Поправка о натуральной форме возмещения может дать возможность создать новый поток клиентов по ОСАГО на сервисные станции. В денежном выражении сумма ремонтов может составить около 50 млрд руб. уже в 2017 году по всей России, далее год от года можно прогнозировать рост доли натуральной формы и увеличение сумм выплат на сервисные станции. Потенциально объем возмещения по ОСАГО может быть значительно больше объемов ремонта по каско, которые на текущий момент составляют основной объем загрузки сервисных станций, говорится в сообщении.
Что предлагается
РОАД выделяет два ключевых вопроса, которые должны быть предусмотрены при натуральной форме возмещения по ОСАГО.
Автомобили, находящиеся на гарантии завода-изготовителя, должны иметь возможность преимущественного ремонта на авторизованной производителем данной марки СТОА. Автомобили, не находящиеся на гарантии завода-изготовителя, с повреждениями ключевых узлов и агрегатов (систем активной безопасности и электронных систем управления автомобиля), должны иметь возможность преимущественного ремонта на авторизованной СТОА. При невозможности ремонта вышеуказанных категорий ТС на авторизованной СТОА ТС по согласованию с клиентом может быть направлено на другую СТОА.
Средняя стоимость запасных частей, материалов и нормативов по объему и перечню работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного автомобиля должна соответствовать предписанной производителями автомобилей технологии ремонта, включая использование запасных частей и материалов.
Причина предпочтения ремонта у официальных дилеров, по мнению Ассоциации, состоит в том, что официальные дилеры обладают необходимой компетенцией для осуществления всего спектра ремонтных работ данной марки с сохранением гарантии предприятия-изготовителя. У официальных дилеров есть профессиональные кадры, которые проходят все необходимую теоритическую и практическую подготовку у производителей для осуществления ремонтных работ автомобиля соответствующей марки.
В процессе ремонта официальные дилеры используют технологии и оборудование, а также специальное программное обеспечение, предоставляемые предприятиями-изготовителями исключительно авторизованным станциям. Также станции оснащены специальным оборудованием, материалами и имеют прямые поставки оригинальных запасных частей от производителей.
Ответ Госдумы
В Комитете Государственной Думы по финансовому рынку была создана рабочая группа по доработке закона об ОСАГО. Ее руководителем избрали председателя комитета Анатолия Аксакова.
Законопроектом предлагается установить приоритет ремонта поврежденного в ДТП транспортного средства над денежным возмещением, предоставить страховщику право выбора способа возмещения вреда (в натуральной или денежной форме), перечислить требования, которым должны соответствовать автосервисы, производящие ремонт транспортных средств в рамках системы ОСАГО.
По словам Аксакова, комитет поддержал концепцию законопроекта и рекомендовал Государственной Думе принять его в первом чтении, поскольку законопроект призван оздоровить ситуацию, сложившуюся в ряде российских регионов и связанную с доступностью страховой услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Вместе с тем законопроект в большей степени ориентирован на соблюдение интересов страховщиков. В связи с этим основной целью рабочей группы при подготовке законопроекта ко второму чтению станет максимально сбалансированная редакция его текста, учитывающая в первую очередь интересы владельцев транспортных средств, ставших участниками ДТП, которые добросовестно исполнили возложенную на них Федеральным законом обязанность по заключению договоров обязательного страхования.
По мнению Аксакова, для того чтобы автовладельцы были заинтересованы в восстановительным ремонте, а не в денежной компенсации, необходимо прекратить учитывать износ подлежащих замене деталей и узлов, дать возможность широкого выбора станций технического обслуживания.
«Необходимо предусмотреть возможность транспортировки автомобиля с места ДТП в автосервис, четко обозначить максимальное расстояние до станций технического обслуживания, чтобы автовладельцу было удобно контролировать ход ремонта, и дать гарантии его качества», – заявил законодатель.
14 декабря законопроект был принят в первом чтении, поправки в него должны быть представлены в 30-дневный срок. Пока в тексте документа оговорены расположение СТО и возраст транспортного средства, подлежащего ремонту.
Согласно тексту документа, станция технического обслуживания должна быть расположена:
– не дальше 10 км от административной границы населенного пункта, являющегося местом жительства потерпевшего, если численность такого населенного пункта составляет 500 тыс. человек и более;
– не дальше 200 км от населенного пункта, являющегося местом жительства потерпевшего, если численность такого населенного пункта составляет менее 500 тыс. человек.
Если возраст поврежденного транспортного средства не превышает двух лет с года выпуска, указанного в паспорте транспортного средства и (или) свидетельстве о регистрации транспортного средства, страховщик по требованию потерпевшего обязан организовать ремонт поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор и которая имеет официальное разрешение от предприятия производителя транспортного средства на ремонт транспортных средств соответствующих марок и категорий (официальный дилер), говорится в законопроекте.