Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Дизельное топливо ЕВРО. Культура применения

Дизельное топливо ЕВРО. Культура применения

Чем ознаменовался год уходящий? У нас стали выпускать высококачественное дизельное топливо по новому Техническому регламенту. Это поддерживается акцизной и налоговой политикой государства, а потому выгодно нефтеперерабатывающим заводам.

А вот для многих потребителей топливо ЕВРО означает лишние расходы. Дело в том, что наша техника отстает от новых стандартов – более 50% дизельного парка может довольствоваться топливом по старому ГОСТ 305.

Сказывается наше стремление «догнать и перегнать всех и вся». А ведь на Западе нормы ЕВРО вводились и вводятся постепенно, одновременно с обновлением автопарка.

Какова «сезонность» нашего дизельного топлива? Около 83% от объема выпуска составляет летнее топливо, 15% – зимнее и порядка 2% – арктическое. Температура примения самого низкозастывающего дизельного топлива ЕВРО –44°С. Однако на российском Севере нередки температуры до –50°С и ниже. Поэтому наш институт разработал стандарт на депарафинированное арктическое топливо трех марок – с температурами застывания –44,  –48 и –52°С. Оно уже поставляется в северные регионы.

Дизельное топливо ЕВРО требует особой культуры применения – прежде всего розлива, транспортировки и хранения. Оно содержит разные по своему функциональному назначению присадки, которые являются антагонистами. И существует немало причин, грозящих нарушить равновесие присадок.

Необходимо следить, чтобы в топливо не попадала вода – а причин для этого на наших нефтебазах предостаточно. Попадание влаги в топливо вызывает эффект «белых хлопьев», а именно выпадения кристаллов льда и парафинов. Прошлой зимой это наблюдалось в Омской и Красноярской областях, было много рекламаций. Поэтому зачистка емкостей – это необходимое условие для нефтебаз и колонок.

Но самая большая проблема – это смешение разных дизельных топлив – по ГОСТ 305 и по стандартам ЕВРО. Такая смесь будет работать в старых дизелях, но совершенно неприемлема для новой техники. Тем более, что на рынок может попадать судовое и даже печное топливо – причем под видом автомобильного. Недобросовестным производителям это выгодно, акцизы для такого горючего гораздо меньше или вообще отсутствуют.

Скажу больше, крайне нежелательно смешивать даже топливо Евро от разных производителей. Дело в том, что стандарт-то один, а вот пакеты присадок – разные. И смешение может привести к их разбалансировке и потере качества продукта.

Например, одно топливо содержит цетаноповышающую присадку. А в другом высокое цетановое число обеспечено технологическим процессом на заводе. Смешали – потеряли эффективность присадки. В результате цетановое число у этой дизельной смеси будет пониженным.

Аналогичная ситуация с депрессорными присадками. Смешали два вида топлива – с депрессором и без, получили снижение предельной температуры фильтруемости, а на практике – выпадение парафинов из топлива и его расслоение. Список можно продолжить – например, с противоизносными присадками и т. д. Поэтому надо взять за правило – грамотно смешивать топливо.

Есть еще одна особенность топлива ЕВРО – оно не предусмат­ривает длительного хранения. Поэтому нашим автохозяйствам нужно организовать оборачиваемость запасов и менять содержимое резервуаров чаще. Впрочем, все сказанное можно охарактеризовать двумя-тремя словами: уважение к собственной технике.

В заключение хочу пожелать читателям «АБС-авто», и прежде всего дизелистам, как можно меньше поломок в наступающем 2015 году. Хорошее топливо у нас есть, постепенно обновится и автопарк. Мы же всегда рады помочь эксплуатационникам экспертизами, советами и консультациями.

  • Тамара Митусова, зав. лабораторией ВНИИ НП, докт. техн. наук, проф.

Журнал «АБС-авто» © 2020, все права защищены