Лучше меньше
Не так давно наша лаборатория НАМИ-ХИМ совместно с редакцией «АБС-авто» проводила независимые испытания моторных масел. Каких марок – неважно. Скажем так: хорошие масла. Важно другое – испытывались они на реальных автомобилях и на реальных московских улицах. Сегодня редакция попросила меня еще раз высказаться на эту тему.
Казалось бы, присвоение маслу определенных категорий по API и АСЕА и уж тем более допуски по спецификациям производителей автомобилей должны дать потребителю все гарантии. Поэтому большинство фирм, поставляющих масла на наш рынок, никаких специальных испытаний на территории России не проводят. Они сертифицируют продукт, запускают рекламную кампанию и занимаются продажами. Формально они правы, и никаких претензий к ним быть не может.
Однако кроме свойств самого масла на ресурс двигателя влияет множество факторов: качество топлива, степень запыленности воздуха, качество фильтров, порядок обслуживания и т.д. Поэтому на каждом рынке, в каждом уголке земного шара сроки смены масла могут варьироваться.
Независимые испытания «на местах» способны выявить немало нюансов. Еще в советские времена условия эксплуатации делились на категории. Так вот, Москва относилась к довольно тяжелой третьей категории, когда срок службы масел сокращался на 25% в сравнении с самой легкой категорией – шоссейной.
Полагаю, никто не будет спорить, что последние десятилетия здоровья городу не прибавили – достаточно взглянуть на наши гигантские пробки. Этим озабочены и автомобильные дилеры – в Москве и других мегаполисах они сплошь и рядом рекомендуют своим гарантийным автомобилям «половинные» ТО, например не 20 тыс. км пробега, а 10.
Вот почему так важно поэтапно отслеживать «самочувствие» масла в двигателе. Как производится отбор проб масла, и что мы с ними делаем? Двигатель заправляется свежим маслом, берется «нулевая» проба. Потом через половину срока отбирается вторая проба в объеме 100 г. Оставшаяся часть пробега разбивается на два-три срока, и в назначенные интервалы отбираются очередные пробы.
В пробах методами спектрального анализа определяется количество металлов, что характеризует износ тех или иных пар трения. Кроме того, оцениваются вязкость, кислотное и щелочное число, количество нерастворимых осадков и еще ряд показателей. В конце делается вывод об износе деталей, состоянии масла и об оставшемся реальном пробеге до замены.
Но вернемся к редакционным испытаниям. Они показали: московские условия действительно очень суровые. При эксплуатации с короткими пробегами и длительной работой двигателя «на холостых» уменьшенный интервал замены масла предпочтительнее прописанного в инструкции по эксплуатации. И упомянутые дилеры рекомендуют «половинные ТО» вполне обоснованно.