Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Электрические топливные насосы PIERBURG Часть 1. Введение в тему

Электрические  топливные насосы  PIERBURG Часть 1. Введение в тему

Продолжаем разговор об ассортименте MS Motorservice International. Начало в № 8–10/2015, № 12/2015 и № 1–4/2016.Все компоненты системы

Помните у Высоцкого «Бензин, моя кровь, на нуле»? И хотя речь шла о поршневом самолете-истребителе, эта метафора справедлива и для автомобиля. Топливная система сродни кровеносной, без нее любая машина мертва.

Все знают, что система состоит из компонентов. И лучше всего, если эти компоненты вместе с сервисными возможностями предлагаются из одних рук – значит, они сконструи­рованы, изготовлены и испытаны «в связке» друг с другом.

Сказанное в полной мере относится к продукции компании MS Motorservice International. Применительно к топливу мы видим в ее каталогах электрические топливные насосы (магистральные и погружные), модульные узлы подачи топлива, топливные насосы с механическим приводом, редукционные и обратные клапаны, датчики уровня топлива в баке, топливные шланги, приборы для контроля за системой и различных измерений и другие позиции.

Насколько хорошо и точно компоненты выполняют свои функции, расскажает система бортовой диагностики OBD (On-board diagnostics) – ее компоненты также входят в ассортимент.

Все перечисленное выпускается под известным брендом PIERBURG. А это не просто ведущий производитель. Это поставщик OE, чья продукция охватывает весь латинский алфавит от Alfa Romeo до Volvo. И в списке будут не только автомобили, но и специальная техника, и целый ряд других транспортных средств. И еще, важное. При ремонте и обслуживании топливные компоненты PIERBURG без проб­лем заменяют продукцию конкурентов, обеспечивая стопроцентную совместимость с оригинальным оборудованием автомобиля.

В этой и последующих статьях мы поговорим об электрических топливных насосах PIERBURG. Задача непростая – их ассортимент охватывает порядка 280 видов и модификаций, покрывая практически весь бензиновый и дизельный автопарк. Но мы постараемся.

Виды насосов и схемы их расположения

Итак, насос подает топливо из бака в систему питания под требуемым давлением. Поговорим о видах электрических топливных насосов. Начнем с преимуществ перед механическими собратьями. Они очевидны: меньше подвижных частей; компактная цилиндрическая конструкция без выступающих рычагов и боковых штуцеров; удобство монтажа – например, не надо прижимать приводной рычаг к кулачку и одновременно затягивать крепежные болты.

В современных конструкциях насосная часть (собственно механизм) располагается на валу электродвигателя. А подаваемое топливо обес­печивает охлаждение и смазку подвижных деталей.

На входе в электрический насос устанавливают сетчатый фильтр грубой очистки топлива. Почему грубой? Из гидродинамики известно: где поток жидкости, там опасность кавитации, а кавитация – это серьезная механическая атака на детали. Сетчатые фильтры не такие нежные, как фильтры тонкой очистки. Насос они защищают неплохо, а тонкая очистка топлива происходит после насоса, ближе к форсункам. Впрочем, топливо бывает таким, что его так просто не очистишь. И тогда грязь самым пагубным образом сказывается на работе насоса. К этой проблеме мы вернемся в следующей статье.

Кроме фильтра, в некоторые насосы встраивают управляемый обратный клапан и клапан ограничения давления (редукционный). Первый сохраняет давление в насосе даже при выключенном зажигании, а второй следит, чтобы это давление не стало слишком высоким. И в случае превышения стравливает его.

Различают несколько видов конструкции насосных станций. Но на первом этапе их разделяют на лопастные и объемные.

Начнем с лопастных насосов. Подача топлива в них осуществляется за счет центробежной силы ротора. Давление они создают сравнительно небольшое – от 0,2 до 3 бар, поэтому применяются для предварительной подкачки топлива либо в качестве первого звена в двухступенчатом насосе.

Когда электродвигатель не работает, топливо в таких насосах может возвращаться во входную магистраль – там нет ни замкнутых камер, ни клапанов на входе. В документации PIERBURG лопастные насосы обозначаются символом S (см. рисунок на предыдущей странице).

Теперь о других насосах – объемных. Их применяют при более высоком давлении в системе (до 6,5 бар). У всех объемных насосов есть общая конструктивная особенность – замкнутая камера. При остановке электродвигателя обратное перетекание топлива здесь невозможно, за исключением нарушения герметичности. Впрочем, это уже неисправность, поломка.

К объемным насосам относятся шестеренчатые, шиберные пластинчатые, шиберные роликовые и винтовые конструкции. Их обозначения в документации таковы: шестеренчатый – T, шиберный пластинчатый – F, винтовой – L. Добавим, что тип насоса (электрический) маркируется буквой E, а типоразмер двигателя – цифрами 1, 2 или 3.

Теперь можно прочитать любое фирменное обозначение. Например, Е 1F – электрический насос (Е), диаметр 38 мм (1), шиберный (F); Е 2Т – электрический (Е), диаметр 43 мм (2), шестеренчатый (Т).

Если же насос двухступенчатый, объединяющий функции подкачки и создания рабочего давления, его обозначение чуть сложнее – например, E3TS. Впрочем, расшифровать этот ребус все равно легко: электрический насос (E) повышенной мощности диаметром 43 мм (3), главная ступень шестеренчатая (T), предварительная ступень лопастная (S).

В зависимости от расположения в топливной системе электрические насосы подразделяются на погружные (In-Tank) и магистральные (In-Line). Иными словами, первые располагаются в топливном баке, а вторые – в топливной магистрали.

Возможные варианты и комбинации монтажа насосов показаны на рисунках справа. Эти иллюстрации весьма наглядны и особых комментариев не требуют. Лишь добавим, что насосы In-Tank, как правило, конструктивно сложнее. Например, в модуль подачи топлива могут быть интегрированы некоторые датчики и компоненты системы диагностики.

А каковы тенденции? На большинстве современных автомобилей топливный насос или модуль устанавливают в топливном баке. Насос при этом охлаждается эффективнее, а энергетические потери сокращаются благодаря отсутствию линии всасывания. Есть, правда, и минусы – линия нагнетания при этом увеличивается, что повышает ее уязвимость при небрежной эксплуатации или аварии.

Продолжение следует

Иллюстрации MS Motorservice International

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены