Электрические топливные насосы PIERBURG. Часть 4. Инструменты и средства контроля
Продолжаем разговор об ассортименте MS Motorservice International. Начало в № 8–10/2015, № 12/2015 и № 1–7/2016.
Водитель – первый диагност
Бывает и так: автомобиль то заводится, то не заводится, потом вроде едет и… не едет. Опытные водители давно составили список капризов двигателя из-за топливного насоса.
Список этот бывает коротким или длинным, он кочует по Интернету, тиражируется в статьях и рекомендациях в эфире, но главное, он выстрадан на дороге, на городской улице или дальней трассе, когда помощь не обязательно рядом, и надо думать, как выйти из положения. Вот несколько выдержек из этого «катехизиса».
Стартер крутит мотор, долго крутит. Двигатель бывает холодным или горячим, но эффект один – заводится с трудом. Причин может быть несколько, но одна из наиболее частых – насос не в силах создать необходимое давление в топливной системе.
Неустойчивая работа двигателя, перебои, тяжелый разгон, вялая реакция на педаль акселератора, провалы при движении. Иногда машина глохнет, причем совершенно непредсказуемо. И тут можно грешить на топливный насос.
Включили зажигание, но двигатель еще не запустили. Электрический насос должен загудеть, нагнетая давление. Но характерного гудения нет. Тут две вероятные причины: либо насос вышел из строя, либо его реле.
Полезно проверить и цепь, хотя бы визуально. С автором этих строк был такой случай: у новой машины присоединительная колодка реле насоса выскочила из разъема. Небрежная, криворукая сборка. Марка автомобиля пусть останется за кадром, важен факт: стоило вставить колодку на место, и насос довольно загудел.
Кстати, о гудении. Бывает и противоположная ситуация: ненормальный шум насоса, подвывание, треск, хлопки. Все ясно, насос сломался, к гадалке не ходи, а ходи в автосервис. Если доедешь, конечно.
Список можно продолжить, но лучше предоставить слово производителям и поставщикам насосов.
Они знают всё
Как известно, MS Motorservice International поставляет на наш рынок топливные насосы PIERBURG. Специалисты компании всесторонне изучили опыт эксплуатации. Более того, они непрерывно мониторят и обобщают его, дополняя собственной эксклюзивной информацией. Ведь водитель фиксирует факт, но не всегда может вскрыть причину. А производитель уделяет этому особое внимание.
В результате в сопроводительной документации к насосам появляются обширные таблицы, готовые руководства к действию. Заголовки у колонок информативные: «Рекламация/претензия», «Картина повреждения», «Возможные причины», «Устранение/применение». Смотри, анализируй, устраняй. Повреждения, которые выявляются только при вскрытии насоса, выделены синим цветом.
Объем статьи не позволяет ознакомиться с этим кладезем полезной информации более подробно. Мы приводим лишь фрагмент таблицы для ознакомления – он расположен вверху страницы. Полагаем, этого достаточно. Информация открытая, ее можно подробно изучить на сайте MS Motorservice International.
Какое у вас давление?
Что делать, если насос заподозрили в нежелании работать? Первым делом проверить давление и расход. Желательно без демонтажа – а вдруг дело не в насосе, а в некачественном топливе или вообще в системе зажигания?
Для этой диагностической процедуры MS Motorservice International предлагает оригинальный прибор PIERBURG 4.07373.20.0, укомплектованный манометром, специальными шлангами и прочей оснасткой (рис. 1–3). Все это хозяйство упаковано в компактный чемоданчик размером 440 × 240 × 210 мм, и весит оно всего 4800 г. Это к вопросу об эргономике – проверка-то осуществляется без демонтажа прямо на автомобиле!
Данный прибор позволяет измерить давление и расход в любых системах питания, как бензиновых, так и дизельных. Причем последние охватывают все типы подачи топлива: Common Rail, насос-форсунка, рядный топливный насос, система с обратным отводом топлива или без него при давлении в магистрали до 8 бар.
Прибор подключается прямо через топливную магистраль. Мастер может проверить: давление в режиме холостого хода; расход в режиме холостого хода; предельное давление в режиме холостого хода; расход при предельном давлении в режиме холостого хода. А благодаря трехходовому клапану можно моделировать полную нагрузку, причем двигатель работает на тех же холостых оборотах.
После проверки основных параметров открывается возможность локализации неисправности, будь то засорение топливного фильтра или топливопровода, негерметичность модуля, неисправность обратного клапана и т. д. В поиске неисправностей поможет подробная инструкция по применению.
Стоит отметить, что прибор не предназначен для топлива с этиловым спиртом, например, для биоэтанола Е 85. Впрочем, для нас это интересно скорее для перспективы, чем для сегодняшних реалий.
Автономное плавание
А если насос новый или уже снятый с автомобиля – как проверить его «профпригодность»? Оказывается, и это предусмотрено производителем. На рис. 5 показан тестер, позволяющий испытать насос практически любого транспортного средства в автономном режиме.
Тестер питается от автомобильного аккумулятора или любого другого источника постоянного тока с напряжением 12 В.
Снять насос легко и просто
Одно из правил конструктора гласит: проектируя сборочную единицу, думай об удобстве ее разборки! В MS Motorservice International хорошие конструкторы. Они позаботились о механиках.
Дело в том, что у многих современных транспортных средств насос является частью модуля подачи топлива. А поставщик предлагает ряд запасных насосов, благодаря которым заменяется не весь модуль, а только сам насос. Для этой операции выпускается монтажный инструмент, представленный на рис. 4. Его каталожный номер PIERBURG 4.00063.00.
Демонтаж происходит весьма просто: надеть оправку, повернуть ее и вынуть насос из крепления. Секрет в том, что инструмент широко раздвигает крепления, фиксирующие насос в модуле подачи топлива. А для насосов со скошенным патрубком нагнетателя демонтаж проводится еще быстрее и проще.
Разумеется, к инструменту прилагается инструкция по работе, наглядно рассказывающая о замене насоса. С ней также можно ознакомиться на сайте поставщика.
Иллюстрации MS Motorservice International