Электрические топливные насосы PIERBURG. Часть 2. Эксплуатационные неисправности. Чем грозит некачественное топливо
Продолжаем разговор об ассортименте MS Motorservice International. Начало в № 8–10/2015, № 12/2015 и № 1–5/2016.
Когда производитель ни при чем
Топливные насосы PIERBURG – продукция высокого качества. Благодаря многоступенчатому контролю доля брака, выраженная в ppm, не превышает показателей ведущих мировых брендов. Поэтому если насос ломается – ищите причину в неправильной эксплуатации. Чаще всего это некачественное топливо или ошибки выбора и монтажа насоса.
Сегодня мы поговорим о некачественном топливе. Причем под этим будем понимать довольно широкий спектр проблем: тут и механические загрязнения, и наличие воды в топливе, и нарушения его химического состава.
Надо отметить, что поломки, обусловленные плохим топливом, проявляются не сразу – и тем они коварны. Внешний вид насоса может быть безупречным, и беду ничто не предвещает. Но автомобиль проходит сотню километров, а может, тысячу – и вот водитель слышит странные звуки, а потом ощущает потерю мощности. Да, есть система диагностики OBD. Но и она не всегда распознает причину странного поведения насоса. Например, система потребует его замены. Заменили, но через несколько сотен километров все повторилось. Кстати, у поставщика есть и прибор для проверки насоса без демонтажа – но мы поговорим о нем в последующих публикациях. А сегодня займемся анализом причин неполадок.
Опыт MS Motorservice International говорит, что здесь нужен системный подход. Бортовая диагностика штука замечательная. Но чтобы досконально изучить проблему, необходимо раз-другой разобрать насос и взглянуть на его детали. И тогда в будущем можно избежать рекламаций, бесконечных замен и дорогостоящих пересылок. Эксплуатируйте машину правильно, господа! Следите за топливом. Давайте же займемся разборкой вышедших из строя насосов.
Механические примеси в топливе
Казалось бы, чего их бояться – механических примесей? В системе питания есть топливный фильтр, пусть работает… Но вот беда: топливный фильтр с его суперсовременной шторой и тонким отсевом призван защищать прецизионные форсунки, а потому установлен после топливного насоса. А значит, первый удар грязного топлива принимает на себя именно насос, а точнее – его небольшой сетчатый фильтр грубой очистки.
И вот этот фильтр забивается – а что делать, если он рассчитан на стандартное чистое топливо? И начинаются насосные беды: уменьшение подачи топлива, повышенная шумность, перебои в работе двигателя, работа насоса «всухую», смазки и охлаждения в нем уже нет, и вот финал: механическая блокировка движущихся частей. Можете назвать это заклиниванием, но разве от этого легче?
Что же вывело насос из строя? В марте мы подробно описали причины загрязнения топлива («АБС-авто» № 3/2016, с. 16–19). Поэтому не будем повторяться, а лишь перечислим эти причины: ржавчина или известковые отложения, пыль, попавшая в бак при заправке, транспортировка топлива в несоответствующих цистернах, заливка в грязные резервуары на АЗС и т. д.
А если сюда добавить несвоевременную замену фильтра, старые топливные шланги и прохудившуюся трубку системы вентиляции бака, картина складывается невеселая: такому насосу не жить.
Но перед смертью он изрядно помучается. Топливо ведь не просто жидкость, перегоняемая из бака к форсункам. Это еще и смазка для самого насоса. И охлаждение! Работа «всухую» способна нагреть и расплавить пластиковые детали, и лишь потом вызвать заклинивание всего механизма. Этот невеселый случай представлен на фото на заставке.
И в заключение раздела вернемся к сетчатым фильтрам. MS Motorservice International настоятельно рекомендует: при использовании насоса E1F на дизельном двигателе сетчатый фильтр необходимо удалить. Иначе при низких температурах могут возникнуть проблемы с подачей дизельного топлива из-за увеличения его вязкости.
Вода в топливе
Что получается при длительном «альянсе» топливного насоса и воды, хорошо видно на фотографиях справа. Во-первых, вода вызывает коррозию металлических частей насоса. Во-вторых, она отнюдь не дистиллированная, а значит, при испарении будет давать известковые отложения – вроде накипи в электрическом чайнике.
И продукты коррозии (а попросту, ржавчина), и упомянутые известковые отложения также забивают сетчатый фильтр, уменьшают зазоры в механизмах и способны вызвать «сухую» работу насоса вплоть до блокировки движущихся частей. А перед этим мы получим уменьшение мощности, а подключив диагностику, увидим увеличение потребления тока.
А откуда в топливе вода? Причин тому множество. Начнем с конденсации. Окружающий воздух влажен. При перепаде температур более холодный воздух вбирает меньше влаги, чем теплый. А когда воздух охлаждается, влага высвобождается – конденсируется в виде капелек.
И вот стоит автомобиль в теплом гараже с неполным баком. Выехали на холод – воздух в баке остыл, образовалась влага. Поэтому лучше хранить автомобиль с полным баком – совет проверенный.
Бывает, вода попадает в топливный бак при заправке под сильным дождем, при негерметичной крышке на горловине, протертом шланге вентиляции и т. д.
Встречаются и анекдотичные случаи. Извините за банальность, но топливный насос – название говорящее. Он предназначен для подачи бензина или дизельного топлива. Однако специалисты MS Motorservice International знают случаи, когда «народные умельцы» приспосабливали их как водяные! Что из этого получалось, пояснять не надо.
Однако не стоит все валить на погоду, мелкие неисправности автомобиля и нерадивых «рационализаторов». Бывают виноваты и нефтяники – от производителей топлива до перевозчиков и владельцев АЗС. Перевалочные емкости на НПЗ, железнодорожные и автомобильные цистерны, резервуары на заправках – все это хозяйство может содержать влагу, которая попадает в бак автомобиля. Для зарубежья существует еще одна проблема – биодизель, или смесь бензина с этанолом – например, Е85. В силу своей природы эти жидкости активно втягивают влагу, и с этим необходимо считаться.
Химические примеси в топливе
К сожалению, встречаются и такие. Химические примеси можно разделить на две группы: продукты старения топлива и вещества, выделяемые некачественными компонентами системы питания. Начнем с первых.
Если автомобиль долго не эксплуатировался, топливо в баке может окисляться под воздействием кислорода воздуха. Точнее, не топливо как таковое, а его отдельные углеводородные фракции. И тогда возможно образование смолообразных продуктов, которые за рубежом метко прозвали «gum». Фактически это результат процессов полимеризации с задействованием двойных связей углеводородов. Но не будем вдаваться в химию – нам важнее, что эти смолы способны буквально склеить подвижные части насоса, что и продемонстрировано на примере винтового насоса типа E3L на фото слева.
Теперь о химических загрязнениях, детищах некачественных материалов. В основе этого явления – жадность человеческая. Если при ремонте системы питания применяются топливопроводы непонятного происхождения, фильтры, уплотнители и другие компоненты из неизвестных материалов, не удивляйтесь, если они вас подведут. Могут «потечь» ускорители вулканизации, пластификаторы (иногда именуемые «размягчителями»), разнообразные присадки – да мало ли что. Попав в топливо, эти «ядохимикаты» проникнут в насос. А дальше они поведут себя непредсказуемо – например, могут размазаться по коллектору и изолировать его от щеток. Этот случай показан на фото слева внизу.
Что же делать, чтобы избежать всех описанных напастей? Конечно же, устранить причину – некачественное загрязненное топливо. Заправляться только на проверенных АЗС, регулярно менять фильтры, а при ремонте топливной системы применять только качественные материалы. И тогда топливный насос будет жить долго.
В следующий раз мы поговорим о неисправностях топливных насосов, вызванных ошибочным выбором или неквалифицированным монтажом этих важных автокомпонентов.
Продолжение следует
Иллюстрации MS Motorservice International