Фильтровать или имитировать?
Перед нами автомобильный масляный фильтр, который по ГОСТ называется «фильтр тонкой очистки масла» или «полнопоточный масляный фильтр».
Если есть фильтр тонкой очистки масла, то должен быть и фильтр грубой очистки. Но его потеряли еще в середине XX века, когда на каждом двигателе устанавливали и тот и другой фильтр. Кстати, «полнопоточным» тогда называли именно фильтр грубой очистки.
Наряду с развитием двигателестроения развивалась индустрия производителей моторного масла, которое постоянно получало лучшие вязкостные характеристики, моющие свойства, термическую, термоокислительную стабильность и т.д. И масляный фильтр решили упростить. Фильтр тонкой очистки поместили в металлический корпус, а фильтр грубой очистки заменили перепускным клапаном. Конструкторы решили: если мопеды и мотоциклы ездят вообще без фильтра, то двигатель автомобиля потерпит.
В результате работающий автомобильный двигатель с максимальным давлением 6–10 бар лишили фильтра грубой очистки, заменив его перепускным клапаном, который открывается при давлении 0,7–2 бар, в зависимости от модели. В корпусе фильтра тонкой очистки масла установлен фильтрующий элемент, задерживающий микронные загрязнения, а наряду с ним работает перепускной клапан, через который проходят миллиметровые частицы. Это значительно уменьшает пробег автомобиля без капремонта, и никто из производителей масла, двигателей, фильтров не может (или не хочет) сказать – когда масло идет напрямую в двигатель без очистки, а когда очищается фильтрующим элементом. То есть не дает настоящей гарантии на свое изделие.
Дельцы ловко используют старые названия фильтров (полнопоточный, тонкой очистки) и не предупреждают покупателя, заплатившего свои «кровные», что через перепускной клапан в двигатель с маслом поступают органическая грязь, абразивные частицы разных размеров – от мельчайшей кварцевой пыли до миллиметровой металлической стружки, образовавшейся в процессе обкатки. А итог такого «смазывания» – ускоренный износ и капремонт двигателя. Ведь если в масло поступает абразив – это наждак внутри мотора. А если обеспечить высокую чистоту масла, трение минимизируется, а ресурс агрегата увеличивается на порядки.
Когда же открывается перепускной клапан?
Во-первых, при холодном пуске двигателя. Пока мотор не прогрелся, перепускной клапан остается открытым от 5 до 30 мин в зависимости от температуры окружающей среди и вязкости масла. В городском цикле, при частых остановках автомобиля очистка масла получается минимальной.
Во-вторых, при полном или частичном засорении фильтрующей шторы. В этом случае работа на грязном масле может продолжаться неделями и месяцами.
В-третьих, при резком увеличении давления в системе смазки, например, при обгоне, пуске прогретого двигателя. Клапан открывается ненадолго, но порция грязи в двигатель все равно поступает.
Значительная часть абразива, собранная фильтрующим элементом, смывается в двигатель маслом на перемол при каждом открытии перепускного клапана.
Из этого следует, что обычный фильтр неверно называть «полнопоточным» или «фильтром тонкой очистки», поскольку он не очищает все 100% масла, поступающего к парам трения.
Эти дельцы вводят в заблуждение владельца автомобиля. Продают ему масляный фильтр, который систематически пропускает неочищенное масло в двигатель. Водитель думает, что фильтрующий элемент работает, а в это время перепускной клапан пропускает в двигатель неочищенное масло, приближая капитальный ремонт.
Как снизить вероятность «капиталки», а в идеале вообще свести ее к нулю? Сделать очистку масла по-настоящему полнопоточной, 100%-ной. Такая технология реализована в фильтрах «КОЛАН» и защищена патентами. В них действительно совмещены фильтры грубой и тонкой очистки.
Посмотрим на схему. Фильтр «КОЛАН» помимо традиционной гофрированной шторы имеет фильтрующий элемент, защищающий перепускной клапан. Из рисунка видно, что у масла нет никакой возможности обойти фильтрующие элементы. Даже при открытом перепускном клапане оно будет надежно очищаться. Иными словами, будет обеспечена стопроцентная фильтрация.
Задача фильтра – убрать абразив из масла. Тех, кто этого не понимает, ждут дорогие капитальные ремонты. И напротив, опытный водитель щепетилен к чистоте масла, наматывая сотни тысяч километров без «капиталки».
В руководствах по эксплуатации автомобилей ГАЗ с 1998 г. в разделе «масляный фильтр» для двигателя ЗМЗ-406 написано: «На двигателе устанавливается полнопоточный масляный фильтр 2101С, обеспечивающий высокое качество очистки масла (фильтр производства ПНТП "КОЛАН"). Применение масляных фильтров других марок, в т.ч. зарубежных, не предусмотрено». К слову, в руководствах к автомобилю УАЗ с двигателем ЗМЗ-409 также рекомендован фильтр «КОЛАН».
Фильтр «КОЛАН», в отличие от остальных, справляется с очисткой масла безупречно. Это справедливо для отечественных и импортных автомобилей.