Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Не всё определяет количество

Не всё определяет количество

Как часто в нашем понимании успех того или иного предприятия мы связываем с многомиллионными объемами выпуска продукции. На самом же деле, зачастую компания может и не стремиться отгружать амортизаторы или диски сцеплений вагонами, и это не мешает ей пользоваться успехом на рынке. Сегодня об одной из таких компаний и пойдет речь

Показывая мне цеха и производственные участки компании Plaza, ее исполнительный директор Валерий Артемьев, несколько раз подчеркнул:

Валерий Артемьев
Валерий Артемьев

– С самого начала, планируя размещение оборудования, мы должны были учитывать возможности помещения. Дело в том, что еще с 1930-х годов здесь размещался приборостроительный завод «Измеритель». Соответственно и участки были спланированы под компактное, в основном сборочное производство измерительной техники. Учитывая это обстоятельство, мы сами проектировали и изготавливали технологическое оборудование. С другой стороны, «жилищные условия» определили структуру нашего производства и нашу производственную программу.

Пожалуй, умение оптимально использовать условия, предоставленные самой жизнью, – отличительная черта технической политики компании Plaza. В этом году Санкт-Петербургскому амортизаторному заводу «ПЛАЗА», как официально называется компания, исполняется ровно 20 лет. С первых же дней это умение определило ее судьбу и продолжает определять в наши дни.

– В 1992 году группа автомобилистов, имевших отличную подготовку и служивших в армии, объединилась, чтобы начать собственное производство амортизаторов. Своеобразной базой для некоторых из них послужил Гродненский автоагрегатный завод – один из крупнейших в то время изготовитель двухтрубных автомобильных амортизаторов. Решив заниматься выпуском амортизаторов, создатели компании сочли нецелесообразным вклиниваться в рынок дешевых и массовых масляных двухтрубных амортизаторов. Это самый большой и стабильный сегмент рынка, дающий возможность напрямую поставлять продукцию на конвейеры автозаводов. Но и конкуренция здесь более чем агрессивная.

Поскольку начинали мы с пустого места, сразу же решили отказаться от выпуска традиционных двухтрубных амортизаторов, наиболее распространенных тогда.

Уж если начинать с начала, то лучше сразу заниматься более прогрессивными и перспективными однотрубными амортизаторами. Одновременно с подготовкой промышленных площадей мы разрабатывали конструкцию новых амортизаторов. Мы никогда не производили чужих моделей. Все решения, заложенные в их конструкции, включая комплектующие детали, наши собственные, на 100% оригинальные, защищенные авторскими свидетельствами. И даже более того: мы производим сами практически все комплектующие амортизаторов от штампованных деталей до штоков, включая твердое хромирование рабочей поверхности.

Стенд ресурсных испытаний
Стенд ресурсных испытаний

Производителей, специализирующихся на серийном производстве однотрубных газонаполненных амортизаторов, в России нет до сих пор – кроме Plaza, конечно. Эта продукция гораздо более дорогая и технологически сложная. Так, например, оборудования для изготовления труб такого высокого качества, как требуют «однотрубники», на территории России нет. Поэтому трубы для производства амортизаторов Plaza изготавливаются в Германии.

– Выбор конструкции амортизатора определил и производственную программу, и аудиторию автолюбителей, на которую ориентировалась компания.

Испытательный стенд собственной
конструкции
Испытательный стенд собственной конструкции

– Начало 1990-х годов – время, когда российские автолюбители получили возможность приобретать подержанные, но вполне приличные иномарки. Со временем, им, естественно, требовался ремонт. В том числе и замена амортизаторов. К тому же в России начала складываться школа тюнинга, и мастера тоже нуждались в хороших амортизаторах. Мы решили работать на автолюбителей, исповедующих спортивный стиль езды, спортсменов и мастеров тюнинга.

Что это значит? Значит, мы должны были освоить выпуск широкой гаммы амортизаторов в относительно небольших объемах по каждой модели. Задача, прямо скажу, непростая, но зато ее решение обеспечивало нам устойчивую позицию на рынке в секторе, где решались работать немногие зарубежные компании. Но перед ними у нас было неоспоримое преимущество – при равных возможностях и характеристиках наши амортизаторы были гораздо дешевле.

Про равные возможности и характеристики Валерий Николаевич сказал не для красного словца. Многие российские спортсмены, «пересевшие» на амортизаторы Plaza, с готовностью подтвердили это.

– Кстати, спортсмены – кольцевики и раллисты, спортивные и марочные клубы, знающие автолюбители, постоянные посетители форумов и социальных сетей – основные и ценнейшие источники информации для нас. Мы внимательно следим за их запросами и рекомендациями. Со многими из них консультируемся при разработке новых амортизаторов. Для них мы иногда разрабатываем амортизаторы по специальным заказам.

На амортизаторах ЗАО «СПАЗ Plaza» были обкатаны «Большие Рождественские гонки 2011» в Тольятти, этап Чемпионата России, ралли «Ландепохья», ралли «Светогорск 2011», «Гонка звезд» и Чемпионат Казахстана по авторалли. Мы своими силами осуществляли помощь в настройке подвески Ferrari, участвующих в Ferrari Super Challenge Cup пилотов Алексея Васильева и Александра Скрябина. Кроме того, из последних проектов – амортизаторы для Lamborghini Murcielago.

Но все же основная продукция компании Plaza – однотрубные амортизаторы для многих моделей легковых автомобилей. Серийно компания Plaza выпускает четыре семейства амортизаторов. Рассмотрим их.

Красно-оранжевые амортизаторы Plaza Standart предназначены для установки в серийные легковые автомобили. Рассказывая о них, В. Артемьев отметил, что при их разработке Plaza ориентировалась на такие популярные модели, как ВАЗ-2108/09, Ford Focus, Solaris, Rio 2. Хорошо охлаждаемая однотрубная конструкция и наличие газовой полости высокого давления с плавающим разделительным поршнем полностью исключает вспенивание жидкости, что обеспечивает стабильность характеристики амортизаторов. Применяемая амортизаторная жидкость – «Лукойл».

Пост заправки амортизаторов
Пост заправки амортизаторов

Цвет корпусов амортизаторов семейства Plaza X-Drive – серебристый металлик. В отличие от семейства Standart эти амортизаторы заправляются жидкостью «Статойл» с улучшенными вязкостно-температурными свойствами, что позволяет эксплуа­тировать их в условиях холодного климата при температурах окружающего воздуха ниже –50° С. Предназначение этих амортизаторов – работать на серийных и тюнингованных версиях серийных автомобилей в сложных дорожных и климатических условиях.

Амортизаторы Plaza Extrime отличаются более жесткими характеристиками демпфирования за счет увеличения диапазона усилий на 30–50% по сравнению со штатными характеристиками обычных амортизаторов. Эти амортизаторы предназначены для любителей спортивного динамичного стиля вождения и находят применение как в обычных, так и в спортивных версиях. В них также заправлена тормозная жидкость «Статойл».

Отличительная особенность амортизаторов Plaza Sport – еще большее усилие, достигающее 50–80% по сравнению со штатными приборами. Благодаря большой жесткости они предназначены для установки на спортивные автомобили и являются, по сути, специальной моделью, выпускаемой малой серией. В рамках этого семейства выпускаются две специальные модели – Sport-30 и Sport-50 с уменьшенным рабочим ходом на 30 и 59 мм соответственно. Амортизаторы заправляются жидкостью «Статойл», цвет корпуса – желтый.

Кроме этих серийных семейств, есть еще одно. Амортизаторы Plaza Profi выпускаются исключительно по индивидуальным заказам, и их требуемые параметры, как правило, заказчик определяет сам. Высокотехнологичные сложные по конструкции и исключительные по парамет­рам амортизаторы предназначены для спортсменов-автомобилистов. Они с успехом могут конкурировать с лучшими мировыми образцами и устанавливаться, например, на первый российский суперкар Marussia.

Но и это еще не все. Практически любой мало-мальски грамотный автомобилист может заказать амортизаторы «под себя». И ему их сделают.

– Большим преимуществом нашей компании, – продолжает В. Артемьев, – является гибкость и компактность производства. Мы можем перестроить весь производственный процесс практически мгновенно, а можем одновременно выпускать амортизаторы двух семейств. Мы никогда не стремились к гигантским объемам производства, хотя возможность расширить площади у нас есть. Мы решили, что наше отличие от партнеров по рынку – выпуск однотрубных высококачественных и вместе с тем доступных по цене амортизаторов.

Собственное конструкторское бюро, опытно-экспериментальное производство и испытательный центр, не говоря уже о непосредственно производственной базе, позволяют компании до сих пор производить амортизаторы только собственных разработок. Это наша гордость, и отказываться от этого компания не собирается.

Но кроме поставок амортизаторов на вторичный рынок, компания Plaza является конвейерным поставщиком нескольких российских заводов.

Хромирование штока проводится по оригинальной технологии
Хромирование штока проводится по оригинальной технологии

Как известно, рынок сбыта автозапчастей делится на два сегмента: первичный рынок (поставки на конвейеры автосборочных заводов) и вторичный рынок (оптовая и розничная продажа автозапчастей непосредственно конечным потребителям). Гарантия «входа» на конвейеры автосборочных заводов – прежде всего низкая цена иногда в ущерб качественным характеристикам продукта. По этому критерию однотрубный амортизатор не выдерживает конкуренции с двухтрубным, более дешевым в производстве за счет меньших требований к его качеству. Тем ни менее высокое качество продукции ЗАО «СПАЗ Plaza» в сегменте двухтрубных амортизаторов позволило компании в течение длительного времени быть поставщиком на конвейеры таких заводов, как ОАО «ГАЗ», АЗ «Урал», ОАО «Русская Механика», «Политранс» и проч.

Подводя итог увиденному в этот день на производстве, я не мог не обратиться к Валерию Николаевичу с вопросом, как он оценивает рыночное положение компании и ее перспективы.

– Практика показывает, что далеко не всегда покупатели автозапчастей знают о различии однотрубных и двухтрубных амортизаторов. Осознанный же выбор «однотрубника» производится теми автомобилистами, которые делают ставку на высокую управляемость автомобилем и безопасность. Именно поэтому сложилось ложное впечатление, что однотрубные амортизаторы – амортизаторы только для спортивных автомобилей. Поэтому иногда продукцию ЗАО «СПАЗ Plaza» ошибочно определяют как нишевой продукт. Это не так. Несмотря на то что доля однотрубных амортизаторов на российском рынке автозапчастей достаточно невысока (как в принципе и в целом в мире, нельзя сказать, что РФ в этом достаточно оригинальна), в своем сегменте (но не нише!) продукцию ЗАО «СПАЗ Plaza» знают и ценят. Широкий же ассортимент компании позволяет ей заявлять о себе как на рынке легкового, так и коммерческого автотранспорта, отечественного и иностранного, продукции как для «обыкновенного» (хоть мне и не нравится это слово) водителя, так и профессионала мира автоспорта (и ралли, и трофи).

Вот ведь как бывает в жизни. Объемы производства Plaza значительно меньше, чем такого гиганта, как СААЗ. Но это не мешает компании занимать прочное положение не только на рынке амортизаторов, но и в сердцах многих автолюбителей и спортсменов.

  • Леонид Круглов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены