Глобальный авторынок глазами лидеров отрасли
С 8 по 11 октября в Москве прошла XV Международная конференция «Производство и рынок смазочных материалов – 2019». Четыре насыщенных дня – выступления, обсуждения, выводы, рекомендации. Но особое внимание привлекла серия докладов, представленная компанией Infineum – крупнейшим поставщиком присадок к смазочным материалам. Этакая «конференция внутри конференции». Назвалась она многообещающе: «Infineum trends – 2019». Давайте познакомимся с одним из наиболее интересных выступлений. Оно посвящено не смазочным материалам, а глобальным тенденциям рынка, для которого смазочные материалы создаются.
А что у нас в мировом масшатабе?
Итак, что же творится на глобальном авторынке? В прошлом году население планеты затянуло пояса, скрепя сердце распахнуло кошельки и приобрело более 94 млн автомобилей.
Правда, увеличение продаж составило всего 0,2%, зато в 2019 году оно может возрасти: прогнозы сулят прибавление от 0,3 до 2%.
Лидером среди автопроизводителей снова стала Группа Volkswagen – она завоевывает этот титул третий год подряд. Сейчас Группа реализовала 10,8 млн автомобилей.
Продажи электромобилей, заряжаемых от сети, выросли на 72%. Почему сделан акцент на зарядку от сети? А потому, что электромобили с водородными топливными элементами (FCV) здесь не учтены.
Прирост вроде хороший, но все же электромобили пока составляют менее 2% легкового автопарка.
Что предпочитаете?
А теперь пройдемся по маркам и моделям. Самая продаваемая модель – Toyota Corolla. Ее с удовольствием приобретали в 150 странах. Тем не менее она обеспечила только 1% мировых продаж.
А если сосредоточится на отдельных странах? Есть и такая статистика. Американцы любят Ford F‑150. Они купили 909 930 таких автомобилей, немного не дотянув до миллиона.
Европа жить не может без «городской легенды» Volkswagen Golf. Этих моделей было продано 502 752 штуки.
Японцы предпочли Honda N Box, приобретя 241 870 этих необычных по виду автомобилей. Впрочем, не обижен и Nissan Note – его продажи составили 136 324 машины.
А теперь – в Россию! Если верить статистике, наши граждане оказались настоящими патриотами, скупив 108 364 штук Lada Vesta.
В Китае населения поболе будет, соответственно, и цифры продаж внушительнее. Тамошние жители купили 503 800 авто Volkswagen Lavida (зря, что ли, завод строили!) и 452 600 штук национального кроссовера Haval H6.
Однако в сравнении с 2017 годом продажи обеих моделей уменьшились. То ли доходы населения падают, то ли экологическое сознание растет.
О четырех крупнейших рынках
Четыре крупнейших рынка – это Китай, США, Европа и Япония. Что же происходит на них?
Начнем с Китая. Он продемонстрировал спад на 4,1%, однако продажи выглядят внушительно – более 23 млн автомобилей. Лидером оказался, конечно же, Volkswagen – «народных автомобилей» с германской родословной было продано 4,1 млн штук.
Но национальные марки не сдавались. Прирост продаж Geely составил 20%, осчастливив 1,5 млн китайцев. А продажи электромобилей BYD достигли 247 000 штук.
Теперь обратим взор на США. Рост продаж невелик – всего 0,6%. А в абсолютном выражении было продано более 17 млн автомобилей.
Больше всех преуспел Ford, реализовав 2,46 млн машин, при этом самыми популярными были пикапы. А максимальный прирост был у Jeep и пикапов Dodge Ram – 17,5% и 7,3% соответственно. Tesla вошла в топ‑20 с 190 000 проданными автомобилями.
Переносимся в Европу. Здесь рост продаж оказался даже меньше американского – только 0,1%. Впрочем, столь вялая динамика в Старом Свете наблюдается уже пятый год. Но более 15 млн автомобилей европейцы все же раскупили.
Номер один по продажам Volkswagen – автомобилей этой марки было продано 3,7 млн. Хорошие приросты показали PSA Group и Jeep – 32 и 55% соответственно.
Доля дизельных автомобилей упала с 43 до 35%, зато продажи транспортных средств с альтернативными силовыми установками выросли почти на 30%. В основном это гибриды, доля чисто электрических машин невелика – порядка 2,1%.
И наконец, Япония. Изменения здесь также минимальные – прирост продаж составил 0,1%. Реализовано более 4,3 млн машин, среди них лидирует Toyota, обеспечив 30% рынка.
В стране также популярны небольшие модели других национальных производителей, например, Nissan Note с электрической трансмиссией Nissan e-POWER.
Продажи электромобилей и гибридных моделей автомобилей выросли по сравнению с 2017 годом на 11%. Кстати, на долю гибридов приходится четверть всех продаж автомобилей в Японии.
О четырех перспективных рынках
Самыми перспективными рынками считаются Индия, Бразилия, Южная Корея и Россия.
В Индии продажи легковых автомобилей выросли на 5%. Если спросить, какие автомобили здесь наиболее популярны, ответ будет таким: микролитражки. И это правда: машины с объемом двигателя 1 л и менее составляют порядка 70% индийского автопарка.
Вот несколько цифр. Доля Suzuki Maruti составляет более 50%, а продажи Tata выросли на 18%. А вот на электромобили спрос ограничен: сказывается отсутствие инфраструктуры.
В Бразилии продажи выросли существенно – на 14%, составив порядка 2,5 млн автомобилей. Под первым номером выступает General Motors, на пятки ему наступают Volkswagen и Fiat.
Характерно, что более 87% бразильских машин – это Flexible-fuel vehicle (FFV), автомобили «с гибким выбором топлива». По-простому – двухтопливные. Они могут ездить как на бензине, так и на смеси бензина с этанолом, который вырабатывается из растительного сырья.
Также Бразилия знаменита своим стандартом ROTA 2030, делающим ставку на энергетическую эффективность транспортных силовых установок. В частности, он содержит комплекс мер по квотам расхода энергии (в мегаджоулях на километр пути). По-видимому, в эту концепцию хорошо вписываются гибридные автомобили. Ожидается, что Toyota выпустит первый бразильский гибридный двигатель Flex в 2019 году. Установят его на Toyota Corolla.
В Южной Корее зафиксировали более 1,81 млн проданных автомобилей. Это небольшой рост – всего на 1,1%.
Лидирует национальный производитель Hyundai Motor Group, покрывающий примерно 70% рынка. Но успокаиваться ему не стоит, поскольку объем импорта увеличился на 11,6%.
Продажи гибридов и электромобилей выросли на 26,6%. Это более 123 000 штук и около 7% продаж.
И что важно: в стране вводятся новые стандарты выбросов. Они будут применяться для машин, работающих на бензине и сжиженном нефтяном газе, а также для дизельных автомобилей с малым и средним объемом двигателя. Улучшенное топливо для этих транспортных средств разработают к 2020 году. То есть совсем скоро.
И в заключение этой главы о России. Продажи в нашей стране выросли на 12,8%, а всего было продано 1,8 млн автомобилей. Как и следовало ожидать, лидирует в этой гонке Lada. За ней идут Kia и Hyundai. Эта тройка покрывает более 42% нашего рынка.
А что с электромобилями? У нас это направление стало развиваться в 2017 году: тогда было продано 82 электромобиля и построены 53 зарядные станции в Москве. Сегодня картина может измениться, во‑первых, за счет троекратного увеличения числа зарядок; во‑вторых – благодаря повышению потребительского спроса на модель Tesla 3.
И снова в мировом масштабе
Согласно прогнозам, в мире будет продолжаться устойчивый рост продаж автомобилей. Если в 2018 году было продано 94 млн единиц, то в 2022 году этот показатель достигнет 100 млн.
Лидером останется Китай, хорошие темпы наберут страны Юго-Восточной Азии. Остальные рынки будут развиваться не столь динамично.
Теперь о силовых установках для легковых автомобилей. Несмотря на их разнообразие (ДВС, различные виды гибридов, электромобиль «от розетки», электромобиль с водородными топливными элементами), двигатель внутреннего сгорания нескоро сдаст свои позиции. В 2025 году будет лидировать ДВС с системой «старт-стоп», на втором месте окажется «мягкий гибридный электрический автомобиль» MHEV (mild hybrid electric vehicle), на третьем – традиционный ДВС без системы «старт-стоп».
Электромобиль будет усиливать свое присутствие на рынке, но все равно к 2025 году займет чуть менее 10% его объема.
Здесь уместно поговорить об электромобилях plug-in electric vehicle (PEV). В Китае подключаемые электромобили называются новыми энергетическими транспортными средствами (neighborhood electric vehicle – NEV). Как правило, NEV – это электрокары, предназначенные для передвижения на небольшие расстояния. Буквально – «по соседству». Скорость этих электромобилей 40–45 км/ч, а максимальный запас автономного хода не превышает 100 км.
Так вот, в 2018 году продажи NEV превысили 2 млн, что составило около 2% мировых продаж легковых автомобилей. Но если посмотреть на регионы, различия будут огромны. Дело в том, что региональный спрос зависит от стимулов государства и местной администрации, стоимости электроэнергии и зарядной инфраструктуры.
В Китае продажи NEV превысили миллионную отметку, обеспечив 4,5% продаж аккумуляторных электрокаров. Это превышает суммарные продажи в Европе и Америке.
Однако в Европе продажи аккумуляторных электромобилей тоже выросли. Этот вид транспорта набирает популярность даже в сравнении с гибридами. Причина – выгодные схемы налогообложения и рост числа зарядных станций.
Что делать будем?
Докладчики назвали три основных стимула для инвестиций в автомобильные технологии:
• качество воздуха, особенно в крупных городах, заставляет разрабатывать и внедрять более строгие нормы эмиссии отработавших газов;
• изменение климата ведет к поиску возможностей сокращения выбросов парниковых газов и снижения потребления топлива;
• урбанизация, стремительный рост городского населения изменяет формы собственности на автомобиль (пример – каршеринг) и стимулирует разработку транспортных средств с нулевыми выбросами.
Многое уже делается на законодательном уровне. Так, стандарт China 6 ужесточает лимиты выбросов в два этапа – в 2020 и 2023 годах. Он призван обеспечить «практически нулевые» выбросы оксидов азота и твердых частиц.
Федеральные стандарт США Tier 3, регламентирующий в том числе выбросы дизельной внедорожной техники, будет принят поэтапно к 2025 году.
Стандарт Euro VI ужесточает требования к размерам и количеству твердых частиц и оксидам азота для бензиновых двигателей и дизелей.
Индия переходит к новейшему стандарту Bharat VI, входящим в систему Bharat stage emission standards (BSES). Для справки: это нормы, установленные правительством Индии для регулирования эмиссии отработавших газов ДВС. Стандарты и сроки реализации устанавливаются Центральным комитетом при Министерстве окружающей среды, лесов и изменения климата.
Что касается России, в 2016 году у нас введены нормы Euro. Сроки перехода на Euro VI пока не определены.
И в заключение несколько цифр. США стремится сократить выброс CO2 у легковых машин на 35%, а Евросоюз – на 30%. В 2020 году средний расход топлива в Китае может составить 5 л/100 км, а Япония сократит потребление топлива на 20% уже до 2020 года. В Индии нормы экономии топлива, аналогичные американским CAFE (Car Average Fuel Economy), начнут действовать в 2022 году.
Ну, а конечная цель – добиться действительно нулевых выбросов у наземного транспорта.