Глючный мехатроник? Перешиваем «мозги»
Как-то раз прибыл к нам автомобиль БМВ, коробка-автомат которого «застыла» на третьей передаче. Как известно, компания, выпускающая автомобили этой марки, находится в Баварии. А эта славная провинция, в свою очередь, расположена в Германии.
В данном случае «национальность» имеет значение – поскольку баварская фирма комплектует свои машины автоматическими трансмиссиями, в основном производимыми на заводах опять-таки немецкой фирмы Zahnrad Fabrik, более известной по сокращению ZF. Эти же «автоматы» использует и концерн VAG. Последний представитель большой немецкой тройки – «Мерседес» – разрабатывает и производит АКП собственными силами.
Но, тем не менее, в одном «германцы» схожи: все современные немецкие «автоматы» имеют в своём составе так называемый «мехатроник» – сложный компьютерно-электро-гидравлический узел, выполняющий все функции управления коробкой. Конечно, такое конструктивное решение встречается и на АКП других производителей, но не повсеместно и куда как реже.
Ядром «мехатроника» является электронный блок, который вкупе со всеми соленоидами и гидро-клапанами размещается непосредственно внутри корпуса АКП. Как вы сами понимаете, надёжности электронике это обстоятельство не добавляет.
Итак, автомобиль BMW X5, в кузове Е70, год выпуска 2008, коробка в аварии, на третьей передаче. Владелец сообщил, что совсем недавно на машине проводился ремонт двигателя и именно после этого всё и произошло. На наш взгляд, связи тут никакой нет, но в жизни всякое бывает.
Подключаем «Autologic», устанавливаем связь с автомобилем, входим в систему управления автоматической трансмиссией EGS (экран 1). В памяти блока имеется всего один код неисправности, и, в общем-то, вполне «безобидный» (экран 2).
Отсутствие сообщения по CAN-шине от блока управления двигателем DME – не бог весть какая трагедия. Но в этот раз действительно что-то не так. Удаляться данный код не желает ни при каких обстоятельствах, а из текущих параметров ясно видно, что коробочный контроллер в такой ситуации однозначно находится в аварийном режиме (экраны 3 и 4).
Можно, конечно, погрешить на наличие проблем в шине силового привода PT-CAN, но как-то не очень похоже. Во-первых, блок DME на коробку не жалуется. Во-вторых, ни в одном другом блоке, объединенном этой шиной, никаких жалоб на блок EGS нет. На всякий случай всё-таки подключаемся к проводам Hi и Low CAN-шины (фото 1), проверяем суммарное сопротивления конечных резисторов и контролируем сигналы осциллографом (экран 5). Никаких отклонений, всё в норме. В общем, медленно, но верно дело идёт к тому, что виновником неисправности является электронный блок «мехатроника». Консультации со знакомыми «автоматчиками» только подкрепляют наше предположение. Их вердикт звучит как приговор: «менять мехатроник и не париться».
По-хорошему, наверное, так и надо делать. Но есть ещё один вариант – попробовать заново «прошить мозги». Тем более, что специальный тест, проводимый «Автолоджиком», показывает, что для блока АКП существует более свежая версия, чем имеющаяся в данный момент – вместо прошивки с идентификатором 7576864 имеется прошивка с идентификатором 7607066. Почему бы не попробовать? Риска практически никакого, а любопытство, как известно – не порок.
Дальше всё относительно просто. Не буду шаг за шагом описывать процедуру программирования, поскольку она достаточно подробно изложена а статье «Программинг», опубликованной в 9-м номере «АБС авто» за 2011 год. Приведу только самые важные моменты. Прежде всего, мы входим в меню CIP (Coding, Individualization and Programming) и выбираем режим селективного программирования. То есть, из предлагаемого списка электронных блоков (на экране 6 представлена одна из четырёх страниц списка), выбираем только интересующий нас – EGS/TCM. На этом этапе сканер никакого программирования выполнить не может, поскольку в его памяти пока нет нужной «прошивки». О чём он нас собственно и уведомляет (экран 7). Появление на экране данного уведомления автоматически означает, что к этому моменту прибор «вытащил» из нескольких блоков автомобиля все необходимые данные и сформировал в памяти так называемый лог-файл.
Дальше мы подключаем «Лоджик» к ноутбуку и с помощью программы «Autolink» (экран 8) отправляем сформированный лог-файл на сервер компании Diagnos Co.
Небольшое замечание: при проведении программирования «автомата» на Рендж-Ровере («АБС авто» №9 от 2011 г.) мы пользовались клавишей «Send Log», т.е. «Отправить лог-файл». Всё-таки мы делали это в первый раз и поэтому решили подстраховаться. Но в стандартной ситуации гораздо удобнее режим «Send Order» (Отправить заказ). Он отличается тем, что необходимая нам «прошивка» формируется и выкладывается в личном кабинете не сотрудником компании, а сервером, т.е. автоматически. Преимущество такого подхода состоит в том, что время ожидания не превышает 30 минут.
Обычно все происходит даже быстрее. Так что уже через пятнадцать минут в личном кабинете на сайте www.Diagnos.co.uk, мы видим готовый файл с необходимым нам программным обеспечением (экран 9). Скачиваем его, сохраняем на компьютере, а затем «переливаем» в память «Автолоджика». Подключаем к автомобилю 60-ти амперный источник стабильного напряжения (фото 2), и, убедившись, что оно имеет достаточный уровень (фото 3), запускаем процесс обновления программного обеспечения мехатроника.
Восемь минут, в течение которых происходит «заливка» софта, проходят незаметно. В это время происходит нечто, не подвластное ни нашему влиянию, ни нашему пониманию. Включаются и выключаются индикаторы на панели приборов, гаснет и вновь оживает экран системы I-Drive. А на дисплее сканера отображаются осуществляемые шаги (в качестве примера привожу пару экранов – 10 и 11). Наконец процесс завершается (экран 12). Выключаем зажигание, делаем паузу, вновь включаем. Честно говоря, лично я не особо надеялся. Но – получилось! Как видно из экрана 13, из аварийного режима блок вышел, актуальная передача теперь не 3-я, а как и положено – 1-я (экран 14). Пробная поездка подтверждает – коробка прекрасно работает. Посмотрим, что будет дальше, но уже две недели автомобиль отъездил без замечаний.
Как видим, автомобильные мозги иногда удаётся вылечить обычной «перепрошивкой». С человеческими мозгами так не получается. Пока…
www.carmanscan.ru
(495) 789-46-31, 771-70-31