Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Гонка «вооружений»

Гонка «вооружений»

За последние пару лет автопроизводители провели несколько масштабных кампаний по отзыву своей продукции для устранения неполадок. Специалисты считают, что всему виной слишком быстрое развитие новых технологий. В современном автомобиле стремительно растет количество новых компонентов из-за постоянно меняющихся требований. В погоне за покупателем автомобильные компании стремятся «нашпиговать» транспортное средство всевозможными новинками по максимуму. В итоге вносить исправления приходится, что называется, на ходу. Череда отзывов затронула большинство ведущих компаний. К примеру, немецкий автопроизводитель BMW заявил в июле об отзыве около 1,6 млн машин по всему миру. Компания посчитала необходимым заменить переднюю подушку безопасности пассажира. Этот элемент системы безопасности изготавливается японской фирмой Takata Corp. В BMW отметили, что газогенератор в некоторых случаях может развалиться и причинить травму пассажиру. В результате отзыву подлежат машины 3-й серии, выпущенные между маем 1999 года и августом 2006 года. Недавно BMW уже заявляла об отзыве автомобилей по требованию американских властей. Как отметил официальный представитель немецкого производителя Дэйв Бучко, впоследствии было решено не ограничиваться кампанией на американском рынке и отозвать транспортные средства по всему миру из-за потенциальной угрозы. Стоит отметить, что в США замене подлежала подушка не только пассажира, но и водителя. Пока компании неизвестно об инцидентах или несчастных случаях, вызванных неисправностями в подушках безопасности. Между тем замена узлов будет проведена на 574 тыс. автомобилях в США, 450 тыс. в Германии, 189 тыс. в Великобритании. Кроме того, ремонту подлежат 26 автомобилей Mini и один BMW i3. Проблемы с компонентами систем безопасности возникают у Takata не впервые, отмечает издание The Wall Street Journal. Так, из-за похожих проблем за последние пять лет было отозвано 12 млн транспортных средств с подушками этой фирмы.

Снежный ком

Заменить потенциально опасные узлы и агрегаты на отдельных рынках ранее решился целый ряд производителей: Honda Motor Co, Toyota Motor Corp, Nissan Motor Co, Mazda Motor Corp, Fuji Heavy Industries (принадлежит Subaru), Mitsubishi Motors Corp, Ford Motor Co и Fiat Chrysler Automobiles. Subaru отозвала почти 9 тыс. автомобилей в США, Honda заявила о готовности произвести необходимые замены даже в большем количестве машин, чем того потребовали американские власти. Nissan пока не определился, проводить ли широкомасштабную кампанию по всему миру или же ограничиться северо-американским рынком. К тому же производителю еще предстоит выяснить, сколько транспортных средств подлежат отзыву. Аналогичная ситуация наблюдается в Mazda, в то время как Toyota не планирует масштабных кампаний. Продолжается внутреннее расследование и в Chrysler, теоретически у нее могут возникнуть проблемы с 298 тыс. автомобилей, проданных в четырех регионах Соединенных Штатов.

Антигерой

Своеобразный антирекорд поставила американская General Motors. Общее число отозванных компанией автомобилей в 2014 году составило 29 млн штук. Сейчас в отношении автопроизводителя проводятся многочисленные правительственные проверки, подано несколько гражданских исков. General Motors обвиняют в том, что ей потребовалось более 10 лет для того, чтобы отозвать 2,6 млн автомобилей с дефектом замка зажигания, способным вызвать несчастный случай. Генеральный директор компании Мэри Барра уже два раза отчитывалась в сенате конгресса США об итогах внутреннего расследования. Отправной точкой, с которой у компании начались проблемы с качеством, можно считать 2002 год. Тогда инженер GM Рэй Диджорджио одобрил дизайн нового замка зажигания для компактных автомобилей. При этом поставщик General Motors – компания Delphi – указала на то, что деталь не соответствует спецификациям. Тем не менее в конце 2002 года замок установили в Saturn, Chevrolet Cobalt, Pontiac G5, Chevrolet HHR, Pontiac Solstice и Saturn Sky. В 2005 году при лобовом столкновении погибла водитель автомобиля Chevrolet Cobalt. Нанятый Национальным управлением по безопасности движения автотранспорта США (NHTSA) специалист пришел к выводу, что зажигание автомобиля выключилось, что привело к остановке двигателя, отключило питание рулевой и тормозной системы, а также подушек безопасности. В 2006 году Диджорджио утвердил новый дизайн замка зажигания, однако при этом не был изменен номер изделия по каталогу. Поэтому отследить, какой именно в машине установлен замок, стало проблематично. Новую деталь стали устанавливать в модельный ряд 2007 года и старше. В ноябре 2007 года NHTSA отказалось начинать расследование причин, почему при аварии у некоторых Cobalt и Ion не раскрывались подушки безопасности. В управлении заявили, что число таких случаев не превышает числа подобных инцидентов у конкурентов GM. В апреле 2013 года во время слушаний по делу о несчастном случае в штате Джорджия компания предоставила свидетельство того, что инженер компании распорядился изменить дизайн замка. В ноябре того же года аналогичное свидетельство предоставили и инженеры производителя. В феврале 2014 года GM отозвала 1,6 млн автомобилей для замены неисправных замков. Затем количество таких транспортных средств выросло еще на миллион. По заверению General Motors, все проблемы будут устранены к октябрю текущего года.

Процесс пошел

В начале апреля 2014 года глава производителя и глава NHTSA выступили с отчетами перед комитетами конгресса. Как сообщила Барра, компания наняла опытного эксперта Кеннета Файнберга, который займется вопросами выплаты компенсаций пострадавшим. 16 мая правительство оштрафовало GM на рекордные 35 млн долл. за то, что компания не торопилась с раскрытием информации о существовавших проблемах. Производитель тогда пообещал поторопиться с отчетом по соответствующей проблеме. Уже 6 июня был опубликован 315-страничный доклад, из которого следовало, что инженеры General Motors не воспринимали проблему с замком зажигания как таковую в течение нескольких лет. Более того, сотрудники компании не предприняли каких-либо срочных мер по выявлению или устранению дефекта. Тогда же стало известно, что глава GM уволила 15 работников, включая Диджорджио. 30 июня Файнберг обнародовал условия, на которых будут осуществ­ляться компенсационные выплаты потерпевшим. Как следовало из заявления, сообщило abcNEWS, компания не стала ограничивать сумму потенциальных выплат. Кроме того, было объявлено о том, что General Motors отзовет еще 8,2 млн автомобилей. В общей сложности в 2014 году будет отремонтировано 29 млн машин, 17,1 млн из них – из-за возможных проблем с замком зажигания.

Поиск виновных

Почему же 2014 год оказался таким богатым на отзывы? По информации портала guardianlv.com, который ссылается на отраслевое Общество аналитиков автомобильной отрасли (Society of Automotive Analysts), рост числа отзывов транспортных средств вызван развитием технологий. Большинство выявленных неисправностей связаны с электропроводкой, случаев проблем с двигателем не фиксируется. Это в свою очередь доказывает, что машины отзываются из-за просчетов при внедрении новых технологий. Так что по мере усложнения электронной начинки автомобилей увеличивается и риск возникновения неисправностей в процессе производства транспортного средства. Ряд экспертов полагает, что причина масштабных кампаний по ремонту узлов и компонентов машин связана с тем, что различные автопроизводители пользуются услугами одних и тех же поставщиков комплектующих. Ведь разработка и испытания различных узлов – трудоемкий и дорогой процесс для многих компаний. Поэтому такие производители договариваются о совместном использовании агрегатов для сокращения издержек. Так что, если в какой-то запчасти обнаруживается дефект, это часто затрагивает сразу несколько автомобильных компаний, и всем им приходится отзывать машины. Косвенно в пользу этой версии свидетельствует тот факт, что Toyota и GM проводят кампании почти в одно и то же время. Также ужесточаются требования к производству транспортных средств со стороны властей. Все это заставляет автомобильные компании быть предельно осторожными и перестраховываться. В итоге иногда производители заявляют о готовности провести замену даже таких деталей, которые автомобилисты вполне могут заменить самостоятельно. Один из примеров – замена дворников.

Новшества даже в маленькой детали способны вызвать большие проблемы
Новшества даже в маленькой детали способны вызвать большие проблемы

С гуся вода

Несмотря на весь шум, GM удалось нарастить объемы реализации автомобилей во II квартале. Как ни странно, на общую положительную динамику повлияли продажи машин в Китае и Северной Америке. Некоторые специалисты отмечают, что отзыв автомобилей воспринимается потенциальными клиентами как сигнал надежности компании. За отчетный период было реализовано 2,5 млн транспортных средств, что больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,5%. Это лучший результат с 2005 года. Продажи в Северной Америке подскочили на 5,6% до 929 759 автомобилей. Тем не менее флагманский бренд компании – Chevrolet – просел на 5,2%. «GM отлично показала себя на двух крупнейших рынках, что помогло нам зафиксировать рост, несмотря на очень непростые условия в ряде регионов Южной Америки, Азии и Восточной Европы», – отметила Барра. В общей сложности за первые два квартала General Motors реализовала 4,9 млн транспортных средств по всему миру. В Соединенных Штатах рост составил 2,5%, или 1,5 млн единиц, что превысило среднемировые показатели. Отчасти статистика может быть объяснена тем, что на фоне участившихся отзывов качество продукции GM и конкурентов улучшается. Они выпускают все более совершенную технику, однако количество установленных узлов и агрегатов растет с каждым годом, что естественно повышает риск возникновения поломки. Достаточно упомянуть лишь интеграцию систем автомобиля с планшетными компьютерами и смартфонами, чтобы понять, что новые проблемы могут появиться когда угодно.

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены