Дурной пример заразителен
В последнее время участники автомобильного рынка попадают в скандал за скандалом. Не проходит и месяца без того, чтобы какая-нибудь именитая компания не призналась в обмане потребителей. Создается ощущение, будто производители соревнуются, кто больше шокирует публику. При таком развитии событий «АБС-авто» скоро придется ввести новую рубрику, что-то вроде доски позора. В апреле новостями «порадовала» Mitsubishi Motors Corporation. Оказалось, что компания на протяжении многих лет занижала реальный расход топлива на своих машинах.
Шестой по величине японский автопроизводитель Mitsubishi Motors признал в апреле, что завышал данные об экономичности 625 тыс. своих машин. За три последующих дня компания потеряла до 40% (около 3,2 млрд долл.) рыночной стоимости. Одно из рейтинговых агентств заявило в свою очередь о возможности пересмотра рейтинга производителя в сторону понижения.
Подрыв доверия к японскому автопрому
На этом проблемы не закончились. Новостями заинтересовались регулирующие органы Соединенных Штатов, они подозревают, что компания завысила характеристики по крайней мере еще одной модели – электромобиля i-MiEV.
Откровения Mitsubishi вынудили отреагировать и власти Японии. На одно из подразделений автопроизводителя, специализирующегося на исследованиях и разработках, нагрянули представители регулирующих органов. Позже высокопоставленные правительственные чиновники не исключили вероятность выплаты компенсаций потребителям и государству в случае, если подозрения подтвердятся, тем самым еще больше усилив опасения инвесторов.
«Это серьезная проблема, которая способна привести к подрыву доверия к автомобильной отрасли нашей страны», – посетовали в правительстве Японии. Чиновники хотят, чтобы Mitsubishi рассмотренла вероятность выкупа транспортных средств, чьи показатели на деле отличались от стендовых. Кроме того, правительство не исключает возможности потребовать выплаты компанией компенсации в размере предоставленных государством потребителям субсидии на каждый электромобиль.
Как пишет местная пресса, автопроизводитель признал также и факт манипуляции с данными о дальности пробега электрокара i-MiEV. Это серьезный удар по репутации Mitsubishi, поскольку изначально речь шла о машинах, реализуемых исключительно на японском рынке. i-MiEV же поставляется в том числе и в другие страны. Помимо прочего при проведении тестов RVR, Outlander, Pajero и MiEV компания применяла методики, разработанные неяпонскими специалистами.
Проверят по полной
В самой компании также признают, что данные по топливной экономии и пробегу могут оказаться завышенными и у других моделей. По словам официального представителя Mitsubishi, в настоящий момент ведется внутреннее расследование. Насколько болезненно скандал скажется на репутации компании, зависит от того, поставлялись ли модели с завышенными показателями в Соединенные Штаты, говорят эксперты.
Пока американские регулирующие органы запросили у японского автопроизводителя информацию по продаваемым в США моделям. При этом конкретные модели не называются. Интересно, отмечает издание «Fortune», что Mitsubishi уже была замешана в скандале 15 лет назад. Тогда выяснилось, что компания систематически скрывала факты жалоб потребителей на протяжении более двух десятков лет. Это чуть не обернулось коллапсом Mitsubishi, напомнило издание.
Заинтересовались новостями и российские регулирующие органы. Так, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии сообщило о получении информации о том, что на ряде зарубежных рынков выявлены факты занижения расхода топлива на автомобилях Mitsubishi.
В целях проверки данной информации Росстандартом в соответствии с положениями Федерального закона от «О техническом регулировании» направлен запрос в ООО «ММС Рус» о предоставлении необходимых разъяснений и материалов по этой проблеме.
По результатам анализа полученных материалов будут приняты решения в соответствии с действующим законодательством. Информация о дальнейших действиях Росстандарта по данной проблеме будет опубликована дополнительно, отметили в российском агентстве.
В чем подвох?
В рамках процесса сертификации миниавтомобилей, выпускаемых Mitsubishi Motors Corporation, обнаружено, что данные по тестам относительно потребления топлива, предоставляемые в Министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма, были получены в ходе неверно проведенных испытаний, сообщила Mitsubishi на своем официальном сайте. Также выяснилось, что методика проведения испытаний отличалась от той, которая предписана японским законодательством. «В связи с этим мы выражаем глубочайшие извинения всем нашим клиентам и держателям акций», – подчеркнули в компании.
Речь идет о четырех моделях миниавто: eK Wagon, eK Space, Dayz и Dayz Roox. Последние две производились для компании Nissan Motors Corporation (NM) с июня 2013 года. На конец марта 2016 года MMC продала 157 тыс. eK Wagon и eK Space, а также поставила Nissan 468 тыс. единиц Dayz и Dayz Roox.
Примечательно, что, судя по пресс-релизу компании, первыми неладное заподозрили в Nissan. Как отмечается в документе, в процессе разработки следующего поколения миниавтомобилей NM решила изучить уровень потребляемого топлива на единицу пробега и обнаружила отклонение от данных. В связи с этим Nissan попросила Mitsubishi пересмотреть показатели сопротивления качению и сопротивления воздуху, установленные MMC. В результате внутреннего разбирательства выяснилось, что MMC использовала параметры, не отражающие реального положения дел.
Компания приняла решение об остановке производства и продажи перечисленных моделей; совместно с партнерами будет принято решение о возможной компенсации покупателям данных транспортных средств. Расследование также показало, что методика проведения испытаний, отличная от требуемой законодательством, применялась и в отношении других моделей, предназначенных для реализации на внутреннем рынке.
Учитывая серьезность ситуации, компания пообещала провести расследование и в отношении других моделей, поставляемых за рубеж. Для того чтобы оно было объективным, к процедуре привлекут только внешних экспертов. Результаты будут объявлены сразу же по завершении расследования, пообещали в MMC.
26 апреля компания распространила еще один пресс-релиз, в котором более детально описывалось, каким образом японцы занижали реальный расход. В 1991 году был разработан специальный тест на выбег автомобиля. С его помощью определялись силы сопротивления движения ТС. Компания вместо установленной методики разработала собственную, получившую название «высокоскоростной тест на выбег». В чем он заключался, не поясняется. Судя по названию, можно предположить, что, прежде чем замерять путь, пройденный автомобилем на нейтральной передаче, его разгоняли до скорости, которая превышала установленные нормы.
Также сообщается о том, что компания при разработке сегмента экономных авто изначально (в феврале 2011 года) задалась целью достичь показателя расхода топлива в 26,4 км на 1 л топлива. Затем (февраль 2013) после ряда внутренних совещаний показатель был пересмотрен и заявлен как 29,2 км/л.
Скандал сильно ударил по финансовому положению компании. В мае ее специалисты заявили о том, что манипуляция с данными по расходу топлива обошлась MMC в 174 млн долл. Причем сумма может вырасти в дальнейшем. Выход японцы увидели в заключении стратегического альянса с Nissan, официально объявив об этом 25 мая. Nissan в результате заключенного соглашения получит 34% акций MMC.
Да придет спаситель
Быстро решить возникшие проблемы у Mitsubishi должен глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон, получивший прозвище «убийца расходов». В 1996 году придя в Renault, которая несла тогда серьезные убытки, он исправил ситуацию за год. Спустя три года Гон спасал уже Nissan. На тот момент компания несколько лет не получала прибыль и была одной из самых закредитованных автокомпаний в мире. В 2013 финансовом году Nissan стала одной из самых прибыльных в мире.
Теперь Гону предстоит спасти Mitsubishi, в первую очередь кризисному управляющему придется обелить пострадавший имидж производителя. Не исключено, что в MMC пройдут так любимые Гоном сокращения. Для урегулирования скандала в Японии, по расчетам аналитиков Goldman Sachs, компания может потратить до 3,4 млрд долл.
В то же время с финансовой точки зрения MMC чувствует себя значительно лучше, чем Renault и Nissan в периоды кризиса. Так, на протяжении последних семи лет производитель не нес убытков, отмечает агентство Bloomberg.
Аналитики также полагают, что в случае, если кризисному управляющему удастся обелить имидж компании, а также снизить расходы для возвращения доверия инвесторов, Nissan может неплохо заработать на партнерстве с Mitsubishi. К тому же альянс позволит гарантировать бесперебойные поставки миникаров, которые MMC выпускает для своих японских партнеров.
«Не думаю, что стоящие перед нами задачи намного труднее тех, с которыми мы сталкивались раньше, – уверен Гон. – Они не просты, но их решение сулит нам большую выгоду».
Альянс Renault-Nissan-Mitsubishi – способный стать четвертой по величине автомобильной группой – позволит значительно сократить издержки на закупках запчастей и материалов, использовании единых платформ, совместной разработке миникаров.
Стоит напомнить, что Mitsubishi и Nissan организовали совместное предприятие по выпуску малолитражек еще в 2011 году. С тех пор компании искали возможность расширить партнерство. Топливный скандал только ускорил переговоры, подчеркнул Гон. По его словам, среди возможных областей, где можно было бы укрепить сотрудничество, значатся создание общих платформ, партнерство в разработке технологий для электромобилей, а также предоставление финансовых услуг. Кроме того, менеджеры Nissan возглавят работы по созданию новых транспортных средств.
Участники рынка считают, что сотрудничество кризисному менеджеру нужно в первую очередь для отвоевания большей доли рынка в Юго-Восточной Азии, где Nissan уступает в продажах Toyota Motor, Honda Motor и даже Mitsubishi. Последняя после закрытия предприятий в Европе и Соединенных Штатах сосредоточила внимание именно на этом регионе. Кстати, в государствах Юго-Восточной Азии MMC продала в 2 раза больше пикапов Triton и моделей Pajero, чем в Японии. Представители компании отметили, что скандал с завышением показателей топливной экономичности не затронул эти рынки.
«Меня заверили, что вне Японии проблемы отсутствуют, – обрисовал ситуацию Гон. – Мы доверяем этим людям, мы проработали вместе четыре года. Нам никогда не сообщали того, что бы полностью расходилось с действительностью».
Примечательно, что именно инженеры Nissan первыми забили тревогу, обнаружив расхождения в показателях топливной экономичности малолитражек, поставляемых MMC. Они же теперь будут помогать партнерам выйти из кризиса.
Полномасштабное расследование фактов манипуляции данными все еще продолжается. Однако глава автомобилестроительной компании уже объявил о планах уйти в отставку в июне после собрания акционеров компании.
Правда, не все аналитики считают, что MMC сможет легко выйти из ситуации. Существуют опасения по поводу дальнейшей прибыльности компании. На домашнем рынке продажи миникаров упали в апреле на 45%. При наихудшем сценарии развития событий Mitsubishi рискует прекратить деятельность в Японии, сконцентрировавшись на работе в странах Юго-Восточной Азии.
У Гона есть год для воплощения в жизнь соглашения по сотрудничеству, этого мало для проведения тщательного расследования и выявления всех случаев нарушения дисциплины корпоративными управленцами, полагают некоторые эксперты. Если что-то пойдет не так, а прогнозы и данные Mitsubishi окажутся ошибочными, Nissan прекратит сотрудничество, пообещал в свою очередь кризисный управляющий.