«Государево око» для автомобиля
Директор Испытательного центра продукции автомобилестроения ФГУП НАМИ Владимир Волков – член экспертного совета журнала «АБС-авто». Мы попросили Владимира Игоревича рассказать о его работе, о целях и задачах, стоящих как перед его центром, так и НАМИ в целом.
В шутку мы называем себя: «Государево око в автомобильной промышленности». И в этом, как говорится, «очень мало шутки»…
Наш Испытательный центр является подразделением «Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института» – НАМИ. А сам институт аккредитован «Госстандартом» (сегодня эта организация носит название «Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии») в качестве испытательного центра продукции автомобилестроения. Кроме того, НАМИ также аккредитован по ряду вопросов, связанных с государственным контролем качества продукции. И наш центр с полигоном НАМИ (НИЦИАМТ) как раз и осуществляет эти испытания и проверки.
Так что мы занимаемся двумя задачами. Во-первых, проведением сертификационных испытаний практически всех автомобильных узлов и деталей. А во-вторых, проведением работ по государственному контролю за соблюдением норм и требований. Если говорить в «очень общем виде», то мы определяем, безопасны ли детали – а потом регулярно проверяем, соответствуют ли они тому, что мы одобрили.
Мы проводим испытания, после которых составляется соответствующий протокол. К нему прилагается заключение эксперта – тоже, кстати, сертифицированного государством и внесенного в соответствующий государственный регистр системы сертификации персонала. И наше заключение принимается в судах, как официальное.
Кстати, отмечу, что наш центр занимается в основном техническими вопросами. А в судах выступают специалисты другого подразделения, тоже входящего в структуру НАМИ – центра технической экспертизы. Именно они участвуют в судебных процессах в качестве экспертов.
Как специалист, могу сказать, что сегодняшний технический и качественный уровень компонентов серьезно вырос по сравнению с уровнем, например, десятилетней давности: об этом говорят результаты наших испытаний. И по уровню автокомпонентов мы приблизились к европейскому. Понятно, что на российском рынке есть и высококачественные продукты, и откровенные подделки. Но общий уровень в последние годы значительно поднялся – это факт.
Если говорить о теме, которая мне более близка – о фильтрах (масляных, топливных, воздушных), то отмечу, что здесь качество компонентов иногда превосходит требования ГОСТов. Например, согласно стандартам, фильтры тонкой очистки топлива для дизельных двигателей должны задерживать включения более 15 мкн. Я подразумеваю так называемую номинальную тонкость отсева, когда фильтр задерживает 95% частиц указанного размера. Но практически во всех современных фильтрах, которые привозят к нам для испытаний, номинальная тонкость отсева находится на уровне 1 мкн.
Объяснение этого достаточно простое – сейчас вводятся требования по выбросам Евро-4, и появляются автомобили с уровнем выброса Евро-5. Поэтому производители просто вынуждены повышать технический уровень и качество автокомпонентов: техника стала очень дорогой, а определить причину выхода ее из строя достаточно просто. Так что компаниям проще выпустить качественную деталь или «расходник», чем потом платить огромные штрафы.
Еще один пример: в 2011 году мы проводили широкие испытания тормозных колодок. По всей стране в автомагазинах отбирались образцы изделий разных производителей, чтобы избежать любой возможности махинаций. И после испытаний мы констатировали, что из двадцати образцов не соответствовали требованиям соответствующего регламента только два. Но эти два образца «не соответствовали» не по техническим характеристикам (с ними-то как раз все было в порядке), а по оформлению сопровождающей документации – что-то не было указано, хотя требовалось…
Мне кажется, что те компании, кто выжил в условиях «дикого рынка», который был у нас в течение более 15 лет, сегодня дорожат своим именем и предпочитают производить или ввозить качественные продукты. Кстати, некоторые российские компании-производители выпускают продукцию мирового уровня. Недавно мы проводили испытания воздушных фильтров одной из новокузнецких компаний: их продукция для грузовых автомобилей имеет коэффициент пропуска менее 0,1%, что даже превышает требования автомобилестроителей, в частности, КАМАЗа.
Правда, есть здесь и негативная сторона. Все эти фильтры производятся с использованием иностранной фильтровальной бумаги: производство отечественной у нас в стране восстановить так и не смогли…
Здесь важно, на мой взгляд, поднять и еще одну тему. Иногда приходится слышать о том, что, дескать, «НАМИ не может обеспечить уровень сертификации и контроля, соответствующий мировому», что «наши ГОСТы устарели» и так далее.
Как говорил писатель Марк Твен: «…слухи о моей смерти несколько преувеличены…». В случае с НАМИ эти «слухи» вообще не имеют под собой никакой основы.
Институт сохранил свою роль ведущего в стране и одного из мировых научных и технических центров автомобильной промышленности. Сегодня институт проводит целый комплекс перспективных и поисковых научных исследований во всех областях автомобильной промышленности.
Одной из таких областей является формирование нормативной правовой базы государственной промышленной политики и развитие системы технического регулирования в области автомобилестроения. Проще говоря, «автомобильные» ГОСТы постоянно совершенствуются. Плюс к этому и разрабатываются новые. Причем все они гармонизируются с международной системой стандартизации и сертификации. Мало того, специалисты НАМИ постоянно участвуют и представляют интересы Российской Федерации во Всемирном форуме для согласования правил в области транспортных средств Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН.
Для уточнения: в мире существует несколько принципов сертификации автомобильной техники – европейский (основанный на «Римском договоре» и «Женевском соглашении»), американский (самосертификация в рамках NAFTA) и японский (занимает промежуточное положение). А в 2000 году вступило в действие новое «Соглашение о введении глобальных технических правил для колесных транспортных средств, оборудования и запчастей…».
Так вот, специалисты НАМИ принимали активное участие в подготовке этого документа, и многие их инициативы были учтены в окончательной его редакции. Так что правильнее будет сказать, что мировая автомобильная промышленность работает и сертифицирует продукцию в значительной мере по российским правилам. Поэтому со всей ответственностью могу заявить, что методы и принципы сертификации и контроля качества автокомпонентов у нас в стране соответствуют мировому уровню.
Кстати, хочется отметить работу журнала «АБС-авто», который уделяет серьезное внимание качеству автокомпонентов, причем рассматривая этот вопрос профессионально и широко. Вообще, журнал освещает не только «узкие» вопросы авторемонта, но и рассказывает о развитии автомобильной отрасли как в России, так и в мире. А это дает читателям объективную картину, столь нужную как профессионалам, так и автовладельцам. Могу сказать, что сам узнаю много нового именно со страниц «АБС-авто». И потому сотрудничество с ним считаю очень полезным…