Возрождение инженерной элиты
Ректор Университета машиностроения (МАМИ) доктор экономических наук Андрей Николаенко любезно согласился ответить на вопросы нашего корреспондента
– Андрей Владимирович, по Вашему мнению, какова сегодня ситуация на российском автомобильном рынке?
– За последние пять лет ландшафт автомобильного рынка существенно изменился. Сегодня, наряду с традиционными национальными автопроизводителями, ключевую роль на рынке играют предприятия, производящие автомобили иностранных марок. Речь идет о заводах в Калининграде, Ленинградской области и Калуге – это высокотехнологичные сборочные линии, подкрепленные прежде всего квалифицированным менеджментом. Такой симбиоз позволяет выпускать на рынок не только качественный, но и доступный для населения продукт.
Картина спроса на транспортные средства личного пользования стабильно меняется в сторону автомобилей иностранных марок. В сложившейся ситуации для удержания конкурентоспособности российским брендам придется идти на решительные меры. Впрочем, они уже принимаются – привлечение иностранных менеджеров, кооперация с зарубежными производителями.
– В продолжение первого вопроса – есть ли перспективы у традиционных российских марок автомобилей? Кооперация с иностранными автоконцернами, новые разработки и т.д. На примере АВТОВАЗа и КАМАЗа и других марок.
– С моей точки зрения, КАМАЗ не только имеет перспективы к развитию, но и сейчас находится в достаточно хорошем положении. Чтобы судить о востребованности автомобилей марки, достаточно взглянуть на любую крупную стройку. Сегодня КАМАЗ является признанным брендом в международном масштабе, а в кооперации с Daimler от производителя можно ждать только новых высот.
Если говорить об АВТОВАЗе, то здесь тоже довольно интересные перспективы. По словам представителей руководства компании, совсем скоро мы увидим принципиально новую линейку моделей марки LADA. Рад отметить, что студенты нашего вуза внесли свой вклад в работу по их созданию.
В рамках конференции «Автомобильный дизайн в России», прошедшей на площадке Университета машиностроения в 2013 году, состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между вузом и предприятием АВТОВАЗ. Первым этапом взаимодействия стало проведение конкурса на создание дизайн-проекта автомобиля класса «С» марки LADA. Кураторами участников проекта, а позже и судьями конкурса стали главный дизайнер Волжского автозавода Стив Маттин и руководитель московской дизайн студии Томас Бигвуд. Победитель конкурса студент 5-го курса МАМИ Дмитрий Почашев получил право прохождения учебной практики и стажировки в дизайн-ателье АВТОВАЗ в Тольятти. Уверен, что наши студенты и выпускники внесут свой вклад в формирование имиджа реинкарнированной марки LADA.
Стоит отметить и другие яркие проекты, связанные с автомобильным производством в России. К примеру, Marussia Motors – мы работаем с компанией и видим, что это принципиальное новаторство для национального автопрома; над созданием российского суперкара бьются лучшие умы инженеров, дизайнеров и менеджеров. С гордостью отмечу, что немало среди них и выпускников Университета машиностроения.
– Каковы основные направления в подготовке специалистов в Университете машиностроения с учетом требований времени? Появились ли новые специальности, «ушли» ли старые?
– Безусловно, с учетом потребностей времени на отдельные направления формируется повышенный спрос, на другие он падает – на первом этапе это отражается в контрольных цифрах приема, затем в конкурсе на учебные места. Изучив рынок труда, анализируя тенденции машиностроения, мы строим прогноз кадровых потребностей базовых для Университета машиностроения отраслей и формируем свое предложение.
Сегодня повышенным спросом пользуются направления подготовки, связанные с сервисом автомобилей и автомобильным дизайном. Устойчивыми темпами восстанавливается интерес к инженерным специальностям и направлениям подготовки – рынок испытывает голод по квалифицированным технологам и конструкторам.
– Насколько известно, сейчас идет реорганизация – к Университету машиностроения присоединяются несколько вузов. Расскажите, пожалуйста, об этих процессах.
– Действительно, в соответствии с приказами Министерства образования и науки РФ в прошлом году к бывшему МГТУ «МАМИ» был присоединен Московский государственный университет инженерной экологии, а уже в 2013 году – Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина и Московский государственный вечерний металлургический институт. Вузы продолжат свое развитие в формате объединенного Университета машиностроения – уже с 1 сентября мы начинаем работать в новой учебной структуре. С учетом масштабов нового вуза мы разделили его на пять институтов: автомобильный, технологии машиностроения и металлургии, инженерной экологии и химического машиностроения, политехнический, экономики и управления. Новый вуз сочетает в себе множество отраслей машиностроения, и мы видим в этом большое достоинство, ведь не секрет, что на стыке наук рождаются великие открытия.
Минобрнауки России оказывает поддержку Университету машиностроения в процессе реорганизации, стимулирует реализацию нашей Программы стратегического развития и Программы развития деятельности студенческих объединений. Содействие учредителя позволяет проводить глобальную модернизацию – мы закупаем современное программное обеспечение, обновляем лабораторный фонд, создаем комфортную для работы преподавателей и студентов среду.
– Каков сегодня уровень сотрудничества Вашего вуза с компаниями, производящими материалы и автокомпоненты, – поставки современного оборудования, технологий и материалов для обучения студентов, стажировки и т.д.
– Университет машиностроения имеет широкую сеть партнеров как в России, так и за рубежом. В прошлом году мы активизировали сотрудничество с национальными организациями и сегодня предлагаем разнообразие модулей взаимодействия в обучении и подборе персонала. Два раза в год в вузе проводятся ярмарки вакансий, еженедельно проходят презентации компаний, организуются краткосрочные корпоративные образовательные программы. Наши партнеры оказывают весомую поддержку инженерно-научной деятельности студентов, являясь спонсорами научно-технической конференции и инженерно-образовательных проектов, таких как «Формула Студент» или «ЭльМото». Некоторые организации поддерживают образовательную деятельность, предоставляя свою продукцию для лабораторий вуза – лабораторные стенды, узлы автомобилей или сами автомобили. Хорошим примером здесь является компания KIA Motors – за последние два года нам было передано семь макетов автомобилей различных моделей и комплектаций. На базе одного из них, к примеру, был создан автомобиль с беспилотным управлением – в июле наши студенты представили его на соревновании «Робокросс» в Нижнем Новгороде, где заняли 4-е место. Кстати, это мероприятие спонсирует Группа ГАЗ – к вопросу о перспективах развития национальных производителей. Бренд реализует проекты, связанные с социальной ответственностью, а это многое значит для потенциала развития. Неплохо складывается сотрудничество с General Motors.
Если говорить о международных связях, то здесь мы достигли довольно интересных результатов. Благодаря поддержке Минобрнауки России сегодня мы имеем возможность отправлять более сотни студентов ежегодно для прохождения практик и стажировок за рубежом. Среди партнеров по данному направлению крупнейшие университеты и предприятия, в том числе и автопроизводители. Одним из ярких примеров является взаимодействие нашего вуза с компанией «Хендэ Мотор СНГ». Ежегодно мы проводим отбор и направляем пять студентов Университета машиностроения на семестровое обучение в Южную Корею – ребята учатся в Университете города Ульсан и проходят практические занятия в учебном инжиниринговом центре автопроизводителя.
– Каким Вы видите Университет машиностроения в ближайшем будущем – структура, программы обучения, основные специальности, особенности и уровень подготовки выпускников?
– Сегодня мы, по сути, создаем новый вуз, стараясь перенять лучшие традиции советского образования и принять апробированные технологии современного бизнес-образования. Университет машиностроения через пять лет – это вуз, готовящий специалистов под реальные потребности национального машиностроения, а также институт возрождения инженерной элиты страны.