Как дела у «коммерсантов»
Седьмая по счету российская конференция «Коммерческий транспорт 2016», которая состоялась 23 апреля 2016 года в «АСМ-Холдинг», полностью оправдала ожидания ее организаторов. Во-первых, личностями докладчиков, среди которых были заместитель Генерального директора ОАО «АСМ-холдинг» Александр Ковригин (он же председатель), заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов, заместитель председателя комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев, исполнительный директор НП «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин и др.
Во-вторых, искренним интересом разнообразных гостей мероприятия – от зубров российского автопрома до студентов МАМИ, а также представителей иностранных автомобильных компаний и Ассоциации европейского бизнеса. В-третьих, собственно докладами, общая тема которых – перспективность автопроизводства на территории Российской Федерации. Собственно, ничего другого от конференции, цель которой – создание благоприятных условий для производства в РФ коммерческой автомобильной техники, а также дополнительных мер Правительства РФ в этой области, не ожидалось.
На перспективу
После приветственного слова организаторов к участникам микрофон перешел к Александру Морозову. Он рассказал о мерах государственной поддержки отечественного автопрома и стратегии его развития в период до 2025 года. За счет сбалансированного комплекса мер в течение 2016 года должен быть осуществлен переход к новой модели развития и последующего выхода на глобальные рынки. Для этого предполагается:
- устранить заградительные импортные таможенные пошлины (в настоящий момент пошлины на целевых рынках доходят до 74%);
- предоставить субсидии российским организациям автомобилестроения на компенсацию части затрат на транспортировку продукции на внешние рынки;
- предоставить субсидии российским производителям колесных транспортных средств на доработку конструкции автомобилей для экспортных рынков.
Финансирования эти мероприятия не требуют, а в итоге успешной их реализации Россия выйдет на рынки Вьетнама, Ирана, Индии, Кубы, Алжира, а также европейских и прочих стран, защищенных особыми техническими требованиями (правый руль, Euro VI, климатическое исполнение и т. д.), что будет интересно и коммерчески целесообразно для всех участников проекта.
Как еще отметил заместитель министра, благодаря реализуемым мерам господдержки спроса на общую сумму 43,3 млрд руб. в 2015 году удалось предотвратить сценарий обвального падения рынка, несмотря на то что общий спрос на автомобили упал ниже уровня 2009 года. А резкое снижение спроса в условиях переизбытка мощностей, как известно, может привести к полной «деиндустриализации» автопрома.
«Если в Министерстве финансов будет такое же понимание ситуации, как в Министерстве промышленности, то успех не заставит себя ждать», – подытожил выступление Морозова председатель Александр Ковригин и дал слово Николаю Коломейцеву, заместителю председателя комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов. Коломейцев рассказал о положительном японском опыте льготных кредитов на развитие (что важно, так как многие инновации не видят света из-за отсутствия денег). Плюс к этому докладчик предложил ужесточить требования к иностранным специалистам, работающим на нашей территории, приведя в пример негативный опыт АвтоВАЗа, возглавляемого Бу Андерссоном. По словам Коломейцева, на АвтоВазе было отличное станкостроительное производство на 3000 рабочих мест, фактически не зависящее от каких-либо импортных поставок. При Андерсоне все это прекратило свое существование. Поэтому целесообразен более тщательный контроль деятельности приглашенных менеджеров, заявил Коломейцев. Плюс ко всему, у нас много своих талантливых управленцев, которые вполне бы справились с тем, ради чего приглашают временщика, не слишком-то заинтересованного в конкурентоспособности порученного ему объекта. В качестве меры развития Коломейцев рассказал о программе «усиленной амортизации», т.е. снижении срока эксплуатации оборудования, как делают в США и других развитых странах. Таким способом в эксплуатацию будут вводиться последние образцы, что положительно скажется на конкурентоспособности.
И об импортозамещении
Об импортозамещении как стимуле развития инновационных процессов подробно рассказал Игорь Коровкин, исполнительный директор НП «Объединение автопроизводителей России».
По его словам, необходим прогноз развития конкурентоспособности колесных транспортных средств и их компонентов в ЕАЭС на перспективу до 2030 года. Конечно же, с учетом растущих требований потребителей к транспортным средствам, применением наилучших доступных технологий, новых материалов, и т.п. На ближайшие пять лет было предложено следующее:
- повышение локализации производства автомобильной техники и компонентов до 60–70%;
- повышение экспорта продукции автомобилестроения до 12–14% (в настоящее время менее 5%);
- снижение уровня дефектности до 50 ppm (в настоящее время более 150 ppm);
- повышение степени рециклирования отходов при утилизации автомобильной техники (в настоящее время менее 75%);
- ежегодное обновление до 6–8% парка автомобильной техники (в настоящее время около 4%).
Главным препятствием на пути осуществления этого плана Коровкин назвал отсутствие качественных материалов с высокими физико-химическими свойствами, соответствующих требованиям автомобильной промышленности по объемам производства и стоимости.
Реализации задач по импортозамещению должны способствовать принятые федеральные законы: «О промышленной политике в Российской Федерации» (от 31.12.2014 № 488-ФЗ) и «О стандартизации в Российской Федерации» (от 28.06.2015 № 162-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 № 77 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров».
Об инновациях
Немало интересного прозвучало и о технических новинках. В частности, Сергей Соломин, заместитель директора по сертификации ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель» рассказал об электронных паспортах на автомобильную технику и ограничении максимального срока ее эксплуатации. Михаил Драгомиров представил высокотехнологичный фильтр для охлаждающей жидкости, разработанный на кафедре двигателей Владимирского государственного университета. По словам разработчиков, новинка повысит технический уровень коммерческого транспорта. Ведь большинство неисправностей и отказов системы жидкостного охлаждения вызваны загрязнением теплоносителя и последующими отложениями в системе. А негативные последствия загрязнений хорошо известны. Это и ухудшение теплообмена, ведущее к перегреву двигателя и неэффективной работе отопителя салона, и заклинивание термостатов, а значит, преждевременный износ сальников и подшипников.
А самое главное, созданный высокоэффективный фильтр решает проблему защиты системы жидкостного охлаждения от загрязнений и обладает следующими основными преимуществами:
- может быть установлен в систему охлаждения, даже если он не был предусмотрен конструкцией;
- не изменяет свои характеристики по мере загрязнения;
- фильтрует 100% имеющегося антифриза с эффективностью 95–99%.
А Максим Данилин, ведущий специалист экспертного центра «Движение без опасности» познакомил присутствующих со свежей статистикой ДТП и рассказал об основных их причинах в сегменте коммерческих перевозок, уделив особое внимание техническому состоянию транспорта и таким факторам, как:
- отсутствие должного внимания к техническому осмотру ТС;
- отсутствие должного предрейсового контроля ТС;
- экономия на расходных материалах и несвоевременная замена неисправных агрегатов.
Чтобы снизить эти печальные показатели, в 2016 году будет уравнивание в ответственности физических и юридических лиц – владельцев транспортных средств, ужесточатся требования к мастерским. Плюс к этому во время доклада были представлены новейшие тахографы и регламент их использования.
Каждое выступление сопровождалось прениями и дебатами, продемонстрировавшими, что усилия докладчиков не пропали зря. И нашли нужный отклик у аудитории.