Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Не заржавеет в Датском Королевстве

Не заржавеет  в Датском Королевстве

Сравнение скандинавского климата с российским давно превратилось в журналистский штамп. Вспомните хотя бы статьи о маслах, красках и шинах с их рефренами: «а вот в Финляндии.., в Швеции.., в Норвегии». Это нормально. Климатические условия у нас действительно схожие. Значит, и условия эксплуатации разнятся не слишком.

Здесь уместно вспомнить, что популярные защитные материалы Dinitrol создавались именно для северных условий с учетом благоприятных для коррозии факторов: атмосферы большого города, морского климата, суровых зим и резких скачков температур. Так что скандинавский опыт антикоррозионной обработки для нас не просто интересен – бесценен.

Но есть в Скандинавии особая страна. Вроде северная, но по отношению к Норвегии – южная. Это Дания. Взглянем на карту. Остров Зеландия, полуостров Ютландия – за этими романтическими названиями скрыта суровая проза жизни. Тот самый морской климат. Высокая влажность. Соленые ветра. А еще – повышенная температура в сравнении со скандинавскими соседями. Например, когда в Стокгольме термометр показывает минус шесть, в Копенгагене бывает плюс пять. Всего-то 500 км – и такой рай для коррозии. «Плюс» ей выгоднее, чем «минус».

Кроме соли, приносимой морскими ветрами, в Дании имеется еще одна беда – соль на дорогах. Да-да, вопреки широко распространенному мнению, будто в Европе проезжую часть ничем не посыпают, соль у датчан – любимое средство против гололеда. У дорожников даже существует такое понятие – «предгололедная солевая обработка». Если, положим, ночью ожидается нулевая температура, вечером дороги посыпают гранулированной солью. Далее все понятно: образование электролита и активизация коррозионных процессов.

Казалось бы, в этих условиях – морской климат да «соль на раны» – ездить датчанам на ржавых машинах. Однако нет в Дании таких машин, и наша задача понять, почему.

Начнем с того, что к российским дистрибьюторам антикоррозионного материала Dinitrol попали в руки любопытные статистические выкладки: оказывается, Дания является самым активным потребителем антикоррозионных материалов среди всех стран мира! Причем не только по относительному показателю (на «душу» автомобиля), но и в абсолюте: в маленькую Данию поставляют самые большие объемы антикоров.

Откуда сведения – спросит читатель. Никакого секрета: от зарубежных дилеров шведского концерна Dinol AB, производящего антикоррозионные материалы Dinitrol.

Здесь необходимо сделать еще одно важное замечание: в Дании нет автосборочного производства, а значит, нет и конвейерных поставок антикоров. Следовательно, всё, что поставляется концерном Dinol AB, попадает на антикоррозионные станции.

А теперь, обрисовав качественную картину, перейдем к количественным показателям. Сразу отметим, что все данные получены в Датском технологическом институте. Это авторитетнейшее высшее учебное заведение не только учит студентов, но и занимается многими научными проблемами, одна из которых – борьба с коррозией. Под его патронажем работает Ассоциация автосервисов, занимающихся антикоррозионной обработкой, – в дальнейшем для краткости мы будем называть ее просто Ассоциацией.

Но наука наукой, а чем же занимается Датский технологический институт в практическом и организационном плане? Пожалуйста: во‑первых, выдает сертификаты на право проведения работ по антикоррозионной защите автомобилей. Во-вторых, проводит независимые оценки качества предоставляемых услуг.

А о сертификатах и экспертизах прекрасно осведомлено население – это составная часть проводимой в Дании широкой антикоррозионной пропаганды (к ней мы еще вернемся). В результате получается, что сервису без институтского одобрения заполучить клиента чрезвычайно трудно, почти невозможно.

По дорогам Дании в основном колесят машины европейского производства, процентов десять составляют «японки», незначительную часть – «американцы». Встречаются и наши Lada – не зря же ведущие производители антикоров разработали технологические карты для антикоррозионной защиты «самары» и «десятки».

Ежегодно от 8 до 12% автомобилей проходят полную антикоррозионную обработку – а это до 240 тыс. машин и более.

Чем вызвана такая активность автомобильного населения страны? О морском климате и соли на дорогах мы уже сказали. Но самое главное, что их агрессивное отношение к автомобильному кузову широко разъясняется в газетах и журналах – как специализированных, так и предназначенных для широкого круга читателей. Антикоррозионные статьи, тесты, новости, специальные блоки в теле- и радиоэфире… Причем четко привязанные к сезону.

Реклама? Нет, скорее реклама плюс просветительство – иными словами, массированная пропаганда знаний. И что характерно – в рассказах о конкретном материале никогда не звучат фразы типа «Препарат А лучше препарата В» (буквы здесь условны). Такое правило является обязательным требованием дилерской этики.

Словом, датские автовладельцы весьма образованны в антикоррозионном отношении. Конечно, здесь не обходится без экономического интереса Ассоциации. Но сервисники охотно тратят деньги на упомянутую пропаганду, дабы потом обеспечить работой свои станции. В результате выигрывают все – и Ассоциация, и потребители. Подтверждение тому – автомобили без малейших признаков ржавчины.

А ведь в Дании немало и «автоветеранов», например, машин, находящихся в эксплуатации 10–12 лет и более. Объясняется это просто: машину там продать нелегко. Посмотрим еще раз на карту страны. Снизу Германия, производитель ряда известных марок автомобилей. Справа Швеция, отделенная проливом Каттегат, – тоже автомобильная держава, достаточно вспомнить Volvo. Ни Германии, ни Швеции датские подержанные автомобили неинтересны.

Плюс национальные традиции – не любят в Дании менять машины, так уж сложилось. Вот почему столь важна там своевременная антикоррозионная обработка. И 20-летний автомобиль с кузовом «будто с конвейера» на улицах Копенгагена – довольно частое явление.

Всего в Дании зарегистрировано более двух сотен антикоррозионных станций. Какие же материалы пользуются наибольшим спросом? По данным Ассоциации, это Dinitrol, Mercasol, Tectyl и еще два препарата местного производства, названия которых мало что скажут нашим читателям. Так, по статистике Датского технологического института большинство станций являются «монобрендовыми», т.е. работают с Dinitrol или каким-либо иным антикором. На втором месте сервисы, предлагающие «комплексное меню», – Dinitrol плюс препарат другой марки.

Как уже говорилось, ежегодную обработку в Дании проходят порядка 240 тыс. автомобилей. А чистая прибыль от антикоррозионной обработки составляет 24 млн долл. Комментарии, как говорится, излишни. Вот что значит правильный учет климатических условий страны, особенностей ее автопарка и просвещение населения. Действительно: на этом поле проигравших нет, разве что коррозия…

Самая большая датская антикоррозионная станция расположена в пригороде Копенгагена. На ней обрабатывают до 5000 автомобилей в год, зачастую по 25 автомашин в день. Легко представить «удельный вес» этой станции – целый завод! Более того: это едва ли не самая крупная станция а Европе.

Организована она по туннельному принципу – в одни ворота въезжаешь, в другие выезжаешь. Конструкция зданий весьма проста: никаких капитальных помещений, постройки модульного типа, и, что любопытно – весьма легкомысленные с нашей, российской, точки зрения. Так, у нас в станциях подобного типа никогда не разрешили бы иметь деревянные потолки, – а в Дании они сплошь и рядом. У нас потребовали бы систему автоматического пожаротушения, – а в Дании таковые, как правило, отсутствуют.

Очистных сооружений тоже нет, – все отходы, включая грязную воду с моек, помещаются в специальные емкости, которые вывозятся особыми службами. Даже вытяжку и притяжную вентиляцию датчане делают не потому, что «положено», а заботясь о здоровье своих рабочих. Ну что тут скажешь: другая страна – другие законы, нормы, правила.

Как и везде в Скандинавии, процесс обработки начинается с обязательного входного контроля состояния кузова. Бороскоп, соединенный с монитором, тщательное обследование скрытых полостей – без этой операции антикоррозионная обработка невозможна. Этот опыт нужно перенимать как можно скорее – иначе о каком качестве защиты кузова может идти речь!

Кстати, о качестве работы и гарантийных обязательствах датских сервисов. Здесь существует несколько ценовых ранжиров: стандартная обработка дает гарантию на один год, а дополнительные обязательства – это дополнительные деньги.

Перед началом обработки клиенту рекомендуют тот или иной препарат: если кузов «заслуженный», со следами коррозии, выбирается один материал, а если свежий, и тем паче, новый – совсем другой, с иными свойствами. А для наглядности образцы материалов вывешены при входе рядом с сертификатами поставщика препаратов и Датского технологического института.

А теперь несколько слов об особенностях технологии. Если на станцию приш­ла 10-летняя машина со следами коррозии, старое покрытие днища снимают препаратом типа ML, а потом покрывают слоем нового материала. А вот пропитка замедлит корродирование вблизи трещин старой пленки, а новое покрытие похоронит эти очаги и окончательно залечит трещины.

Какие емкости используются при обработке? На станции, описанной выше, подача материала осуществляется исключительно из многоразовых возвратных контейнеров, причем стоят они в особом помещении и соединяются с рабочими постами системой трубопроводов.

На некоторых других сервисах работают с 200-литровыми бочками, как у нас. Но стоят они все равно в отдельном помещении с магистральной разводкой подачи материала. Широко применяется подогрев днища бочек для поддержания оптимальной температуры препарата.

Метод нанесения препаратов в основном безвоздушный, но встречается и воздушная обработка. Станции, практикующие его, объясняют свой выбор так: с толстым армированным шлангом высокого давления проблематично подобраться в некоторые потаенные участки скрытых полостей. Применение воздушного метода с более тонким «рукавом» облегчает задачу.

Интересно, что после обработки машины не моют, как в Швеции, и не отдают клиенту «с подтеками», как у нас. В Дании поступают так: покрывают некоторые участки кузова (вблизи отверстий для закачки, рядом с молдингами и т.д.) специальным составом. После обработки излишки антикора, естественно, выходят наружу – тут-то их и убирают специальными салфетками. А поскольку под излишками находится предохранительный состав, операция проходит быстро, «безболезненно» и, что характерно, без участия уайт-спирита либо иного растворителя.

И несколько слов о мойках. На станции аж три моечных поста – иначе не обеспечить пропускную способность сервиса. Их организация мало отличается от российского варианта, разве что колеса «в банном помещении» снимаются в обязательном порядке. Справедливости ради отметим, что в России перед антикоррозионной обработкой машины зачастую моют, не снимая колес, что противоречит фирменной технологии. Кстати, в отличие от Швеции, датские станции берут машины на один день – они применяют принудительную сушку с помощью мощных тепловых пушек, которая продолжается всего 15–20 минут.

Подавляющее большинство датских антикоррозионных станций основывается на семейном бизнесе. Классический пример: глава семьи обеспечивает техническую сторону дела, а его супруга – работу с клиентами, финансы, сопровождение базы данных. Сколько при этом нанимается персонала? Бывает по-разному – все зависит от объемов работ и возможностей хозяев.

Например, есть в Дании профессиональная станция (сертификат – вот он, над входной дверью), обрабатывающая до пяти машин в день. И работает там один человек – он и хозяин, и приемщик, и мастер. А на крупной станции, о которой мы упоминали, трудятся 16 наемных рабочих – к их услугам душевые и столовая с горячими обедами.

Как работают с клиентами? Когда-либо побывавшим на сервисе рассылают напоминания – мол, пора вам показать свою машину. Кстати, подобные приглашения компьютер каждое утро распечатывает автоматически – по наступившей дате. Ну а новые клиенты приезжают сами благодаря пропаганде, о которой сегодня так много говорилось.

И в заключение об услуге, аналогов которой на российских антикоррозионных станциях нет. Это прокатный автомобиль, предоставляемый клиенту на время обработки его машины. Так, хозяин одной из станций держит для этой цели два украшенных рекламой автомобиля Volkswagen и намерен приобрести еще два. Согласитесь, удобно: прибыв на сервис и пересев на прокатный автомобиль, можно не выбиваться из делового ритма.

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены