О чем молчат машины
При покупке нового автомобиля у его владельца складывается впечатление, что на ближайшие лет пять он избавлен от серьезных проблем с автомобилем. Между тем рынок заставляет автопроизводителей экономить буквально на всем. Это касается и защиты кузова транспортного средства. О том, почему так происходит, и насколько важна правильная антикоррозионная обработка автомобиля рассказал Евгений Шилов, генеральный директор компании «Вектор», представляющей на российском рынке марки препаратов Mercasol и Noxudol шведского концерна Auson.
Антикоррозионная обработка в той или иной мере проводится самими заводами-производителями, но в «усредненном варианте». Это обусловлено, прежде всего, ценовым фактором. Если подготовить автомобиль для эксплуатации в самых жестких условиях, то его конечная стоимость значительно повысится. При этом не факт, что автомобиль все-таки будет эксплуатироваться в таких условиях. Мы знаем, что самыми суровыми условиями отличаются страны Северной Европы (Дания, Швеция, Норвегия и Финляндия) Сюда же можно причислить и Россию из-за ее климата и любви коммунальных служб к экспериментам с различными антигололедными реагентами. Очевидно, что и для наших автомобилей антикоррозионная обработка нужна, поскольку они эксплуатируются в очень жестких условиях, и той «усредненной» заводской защиты недостаточно.
Миф о том, что новый автомобиль не требует дополнительной защиты, достаточно живуч, и этому в немалой степени способствуют сами автопроизводители. В последнее время интервал между разработкой новой модели автомобиля сократился до 2-3 лет. И, в общем-то, производитель заинтересован, чтобы машина отработала до окончания гарантийного срока, а дальше автовладельцу предлагается приобрести очередной новый автомобиль. При такой частоте обновления линейки необходимо следить за тем, чтобы затраты на производство были минимальны. Соответственно экономят и на антикоре. Одновременно производители предоставляют гарантию на 10-12 лет от перфорированной ржавчины. У потребителя складывается ощущение, что дополнительные средства защиты не нужны. При этом перфорированная ржавчина – сквозная дыра в корпусе автомобиля – «лечению», практически, не подлежит, а чтобы избежать ее необходимо использовать средства защиты от коррозии. Вообще, если автомобиль эксплуатируется в близких к идеальным условиям, заводской антикоррозионной обработки хватает в среднем на 5 лет. Однако в реальности кузов автомобиля подвергается различным механическим воздействиям, поэтому повторная обработка требуется приблизительно каждые три года.
Конечно, некоторые транспортные средства выходят с конвейера, имея оцинкованный кузов. Между тем стоит помнить, что оцинковка оцинковке – рознь. В ряде случаев, если на ней сэкономили, тонкий защитный слой может исчезнуть в течение года. При этом более качественная оцинковка значительно влияет на конечную стоимость новой машины.
Вопрос цены
Для того чтобы сделать качественный препарат, нужны качественные ингредиенты. Качественные ингредиенты, если мы говорим о хороших препаратах, это все-таки дорогие вещи. Даже для такого, несложного на первый взгляд, продукта как антикоррозионный препарат. В России, к сожалению, невозможно найти подходящие по качеству необходимые компоненты. Практически нет хороших восков, битумов и растворителей. Их приходится импортировать. В итоге, если выпускать качественный препарат в РФ, ингредиенты для него придется завозить из-за рубежа. Таким образом, конечную стоимость существенно снизить все равно не получится. Поэтому по ценам мы, практически, сравнялись с продавцами сопоставимых по качеству антикоррозионных материалов других брендов. Есть, конечно, группа препаратов невысокого качества, производимых из низкокачественных нефтепродуктов и занимающих нижний ценовой сегмент. Однако такие продукты мы не рассматриваем как своих конкурентов.
В то же время я бы не стал говорить, что препараты концерна Auson (линейки Mercasol и Noxudol) ассоциируются с автомобилями той или иной ценовой категории. Здесь вопрос стоит по-другому: нужна ли антикоррозионная обработка автомобиля или не нужна. И хочет ли автовладелец производить обработку или нет. Ответ на первый – да. И этот ответ дан давно и не нами. На него ответили как автопроизводители (в т.ч. и российские), так и авторитетные в этой области организации, включая Шведский институт коррозии.
Что касается желания самого автовладельца, то тут – дело за ним. В последние лет 10 появилась достаточно большая категория водителей, которые меняют машины после окончания гарантийного срока, обычно раз в 2-3 года. Естественно этот человек, вряд ли, озаботится вопросами антикоррозионной обработки, независимо от ценовой категории самого автомобиля. Этот вопрос, скорее всего, будет заботить уже следующего владельца ТС.
Сумма слагаемых
Зачастую отечественные производители не удосуживаются провести какие-то лабораторные испытания продукта. В принципе у нас есть организация, результатам испытаний которой можно доверять – это Научно-исследовательский центр «АвтоВАЗа». Мы, кстати, все наши препараты проводим через эту лабораторию и готовы показать нашему потребителю, что не боимся проверок. Если он не доверяет Шведскому институту коррозии, мы готовы предоставить результаты исследований признанного российского авторитета с отличной лабораторной базой. Причем наши продукты не только прошли испытания, но и внесены в техническую документацию «АвтоВАЗа».
Подавляющее большинство наших отечественных производителей антикоррозионных препаратов даже не пытаются проводить соответствующие исследования, прекрасно понимая, что результат может быть неочевиден. Для того чтобы работать на отечественном рынке, к сожалению, нужен только гигиенический сертификат. Этот документ ничего не говорит о свойствах препарата как такового. Он лишь свидетельствует об отсутствии вреда для окружающей среды и человека. Соответственно даже на грязь из лужи можно получить такой сертификат и использовать ее как средство защиты от коррозии. В основе любого бизнеса лежит извлечение прибыли. И если даже над самым-самым добросовестным производителем или продавцом не будет висеть «дамоклов меч» в виде обязательного соблюдения тех или иных правил и условий, следование которым, в подавляющем большинстве случаев влечет дополнительные расходы, добровольно он раскошеливаться не будет. К сожалению, изменение ситуации в ближайшей перспективе не предвидится.
С мертвой точки
С другой стороны мы уже лет 15 ведем разъяснительную работу среди автовладельцев. Сейчас точно можно сказать, что теперешний среднестатистический водитель имеет знаний по этому вопросу гораздо больше. Сдвиг произошел существенный. Если раньше информация ограничивалась данными о пушечном сале и «Мовиле», то теперь люди знают об ингибиторах коррозии, о том, чем отличаются препараты для обработки днища автомобиля и скрытых полостей и пр. Так что в этом направлении существенные подвижки уже есть.