О подделках, контрафакте, качестве и товарных знаках
Уже писали на эту тему. И неоднократно. И не только мы. А воз и ныне там. Стоит появиться информации о засветке на рынке партии запчастей сомнительного качества, как СМИ начинают меряться страшилками: «30% подделок», «до одной трети контрафактных деталей», «треть – фальсификации», «30% контрафакта» и т.д.
Братья-журналисты тасуют эту колоду прямо в соседних абзацах: «подделка – контрафакт – подделка – контрафакт – подделка…», добавляя цитаты государственных мужей: «Бороться, запретить, искоренить и вообще уничтожить».
Спрашиваешь: ребята, с чем бороться-то будете? Что искоренять, уничтожать и запрещать – контрафакт или подделки? В ответ удивленные глаза – так это же одно и то же…
А вот и не угадали. Не одно и то же. И дело тут не только в терминологической путанице. За вопросом «правильно ли мы говорим?» сразу же встает другой, более важный – «правильно ли мы действуем?». Аналитические исследования, составление договоров, отстаивание своих прав в суде и проч., и проч. – все это невозможно без точной, однозначной и юридически грамотной терминологии.
Эти и другие вопросы мы обсудили с заместителем генерального директора АО «ТИИР» по развитию Евгением Пивенем.
Ю. Б. Евгений Григорьевич, помните, был репортаж о борьбе с «пиратской» музыкальной продукцией? Бульдозер давил груду CD, а корреспондент вещал: вот уничтожаются подделки, фальшивки. Так, мол, и надо поступать с контрафактом. Что можно сказать о таких комментариях?
Е. П. Прежде всего, что у корреспондента в голове полная каша. Он не различает понятий «поддельная продукция» и «контрафактная продукция». Разница в следующем.
Термины «фальсификация», «подделка» относятся к предмету, который пытаются выдать за настоящее, подлинное изделие. Условно говоря, если я разведу белую краску в воде и пойду этот раствор продавать как молоко, то это будет фальсификацией, подделкой.
А контрафакцией называется несанкционированное использование чужих исключительных прав. Соответственно, словосочетание «контрафактная продукция» относится к изделиям, изготовленным с нарушением этих прав.
В общем случае к контрафакции относятся:
• нарушение авторских и смежных прав, включая права на тиражирование аудио- и видеопродукции, программного обеспечения, баз данных;
• нарушение патентных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
• нарушение прав на товарные знаки и наименования мест происхождения товаров.
Опять «молочный» пример. Если я возьму хорошее, жирное молоко, произведенное в Ярославле, но напишу на пакете, что продукт изготовлен в Астрахани, это будет контрафакт. По причине неправильного указания места происхождения товара. Если же на молочном пакете написать «Астраханское», и это окажется зарегистрированным товарным знаком, то перед нами будет контрафактная продукция, нарушающая права обладателя этого товарного знака.
Перейдем к автомобильным компонентам и запчастям. Можно сделать имитацию тормозной колодки, которая будет рассыпаться при контакте с диском. И продавать ее от своего имени, не нарушая ничьих интеллектуальных прав, не используя чужих изобретений и товарных знаков. Это будет подделкой, но не контрафактом.
А можно сделать прекрасную колодку с соблюдением всех технологий, но написать на упаковке, что она выпущена, к примеру, не российским заводом, а известной зарубежной фирмой. Это будет контрафакт. Однако называть такую продукцию фальсификацией или подделкой нельзя.
Так что упомянутый бульдозер давил именно контрафактную продукцию. Нарушающую чьи-то интеллектуальные права. Но фальшивкой или подделкой она не была – музыкальные диски звучали, DVD показывали, программные продукты работали.
Ю. Б. Значит, контрафакт может быть и качественным? Не парадокс ли это?
Е. П. Не парадокс. Дело в том, что публикации в автомобильных журналах много лет внушали и внушают читателям: контрафактные запчасти – это изделия, изготовленные с нарушением технических норм и правил. А следовательно, они низкокачественные и в конечном итоге – опасные.
Однако на деле все сложнее. Очень часто единственным недостатком контрафактной продукции является лишь ее противозаконность. Например, производитель контрафакта незаконно использовал чужое изобретение. Да, он нарушил чьи-то патентные права. Но описанные в патенте технические решения – передовые, возможно, даже мирового уровня. Понятно, что такие изделия имеют все шансы оказаться качественными.
Встречается продукция, нарушающая права на товарные знаки и наименования мест происхождения товаров. Эти нарушения также легко объяснимы: контрафактный производитель имеет «нераскрученный» товарный знак и стремится сэкономить на рекламе. Вот и норовит использовать рекламный ресурс и имидж известных компаний. Однако и такая продукция по своим потребительским свойствам может оказаться вполне состоятельной.
Отсюда не следует, что контрафактом можно пользоваться. Качественный или нет, он находится вне закона и на цивилизованном рынке ему не место. А производителю контрафакта надо почаще заглядывать в Уголовный кодекс РФ. Статья 147 за нарушение патентных прав предусматривает уголовную ответственность, причем весьма суровую – до пяти лет лишения свободы, если это нарушение совершено группой лиц.
Ю.Б. И снова вспоминается какой-то репортаж. Предприниматель сетует, что кто-то воспользовался его брендом, украл логотип… Грозил судом…
Е. П. Суд может отклонить иск. Дело в том, что такие популярные термины, как «бренд», «торговая марка», «логотип» и т.п., не имеют в России юридического статуса, поэтому их применение при решении вопросов контрафакции некорректно.
Получить исключительное право на какое-либо обозначение (изобразительное, словесное или комбинированное) на территории РФ можно только путем регистрации товарного знака в соответствии с Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (сейчас часть 4 ГК РФ).
В связи с этим отмечу, что контрафактной может быть продукция, не только произведенная в России, но и ввезенная из-за рубежа. Например, Таможенный кодекс РФ (глава 38) предусматривает следующее важное положение: на основании заявления обладателя исключительных прав на товарный знак таможенные органы должны принять меры, связанные с приостановлением выпуска товаров.
Поэтому если та или иная фирма намерена серьезно работать на российском рынке, разработка и регистрация товарного знака просто необходимы. Проводя рекламную кампанию, вкладывая в нее значительные средства, владелец бизнеса в один прекрасный момент может все потерять, если его товарный знак не зарегистрирован.
Ю. Б. Что можно порекомендовать законопослушному предприятию или организации, чтобы избежать поставок на рынок контрафактной продукции?
Е. П. Для торгово-закупочных организаций, занимающихся ввозом продукции, при заключении контрактов следует обращать особое внимание: во‑первых, на маркировку импортируемого товара; во‑вторых, на наличие сведений о патентной чистоте конструкции (состава, способа изготовления и т.д.); в‑третьих, на внешний вид изделий.
Действующие на территории РФ документы ГОСТ Р 15.201–2000 и ГОСТ Р 15.011–96 обязывают производителя товара проводить исследования патентной чистоты и представлять соответствующие сведения потребителям.
Если этого не сделано, вся ответственность за контрафакцию ложится на российские лица, ввозящие из-за рубежа и заявляющие на растаможивание продукцию, а отнюдь не на ее зарубежного производителя.