Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

О развитии инновационных технологий в России в области топливных элементов на современном этапе. Часть 2

О развитии инновационных технологий в России в области топливных элементов на современном этапе. Часть 2

Современные национальные технологические инициативы и их соответствие мировым практикам

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Александр Юрьевич Раменский, к.т.н.

Президент Национальной ассоциации водородной энергетики (НАВЭ РФ)

Вице-президент Международной ассоциации водородной энергетики (IAHE)

Председатель технического комитета РОССТАНДАРТА «Водородные технологии» (ТК 029)

h2org.ru

Статья посвящена реальной оценке продвижения водородных технологий (ВТ) и технологий топливных элементов (ТЭ) в России. Современные СМИ пестрят «пафосными» репортажами деклараций технологических прорывов в области ВТ и ТЭ в самое ближайшее время. В первой части статьи дана историческая справка о результатах проверки «инновационных» деклараций прошлого. Вторая часть – попытка оценить достоверность текущих деклараций о преодолении технологических барьеров в области ВТ и ТЭ новыми игроками. Пройдет время, и их обещания можно будет тоже проверить…

В конце осени, а именно, 21–22 нояб­ря 2019 года Национальная ассоциация водородной энергетики (НАВЭ) совместно с Московским энергетическим институтом (НИУ МЭИ) провела семинар, посвященный 15-летию ассоциации. Семинар «Коммерциализация технологий водородной энергетики в России: соответствие мировым практикам» был направлен на обсуждение актуальных вопросов, связанных с продвижением разработок российских предприятий в области водородных технологий и топливных элементов. Второй день семинара был посвящен ознакомительной экскурсии на одно из предприятий, специализирующихся на создании энергетических систем на топливных элементах. Компания ООО «Бмбкс» (BMPower) представила участникам семинара свои разработки и ознакомила с производством энергетических систем на основе технологий топливных элементов для различного использования в г. Черноголовке Московской области.

Перед началом семинара «Коммерциализация технологий водородной энергетики в России:
соответствие мировым практикам». Александр Раменский сосредоточен и решителен
Перед началом семинара «Коммерциализация технологий водородной энергетики в России: соответствие мировым практикам». Александр Раменский сосредоточен и решителен

Лейтмотивом семинара стала тема, посвященная формированию современной национальной стратегической инициативы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), в рамках деятельности Технического комитета «Водородные технологии» (ТК 029), направленной на развитие опережающих стандартов в сфере инновационных технологий топливных элементов (ТЭ) и водородных технологий (ВТ) для транспортных средств и автономной энергетики, основанной на применении возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Термин «опережающие стандарты» в сфере ВТ и ТЭ следует рассматривать с учетом ситуации, при которой темпы коммерциализации продукции на основе указанных технологий на современном этапе существенно отстают от темпов формирования национальной системы нормативно-правового регулирования. Реализация опережающих темпов позволит создать благоприятные условия для коммерциализации в нашей стране ВТ и ТЭ в самое ближайшее время. Действительно, без создания современной системы стандартов, идентичных международным стандартам ИСО и МЭК, выход продукции на основе ВТ и ТЭ на международный и национальный рынок невозможен.

К сожалению, среди недостаточно продвинутых представителей венчурного бизнеса бытует мнение о том, что сначала необходимо создать инновационный предмет, а потом под него подгонять требования нормативно-правового регулирования. Ошибка такого подхода заключается в непонимании того, что предмет инновации должен обладать определенными свойствами, количественные и качественные критерии которых определяются современными стандартами. Нельзя взять и отказаться от стандартов безопасности, оценки неопределенности методов измерения, релевантности и достоверности полученных результатов.

В работе семинара принял участие и журнал «АБС-авто»
В работе семинара принял участие и журнал «АБС-авто»

Если вернуться к теме, связанной с развитием ВТ и ТЭ, то следует отметить, что внедрение транспортных средств на топливных элементах (ТСТЭ), использующих водород в качестве топлива, во всем мире осуществляется в рамках консолидации усилий наиболее развитых в этой области стран. Например, в Великобритании активно продвигается национальная технологическая инициатива Industrial Strategy Future of Mobility Grand Challenge (hydrogenfuelnews.com), направленная на строительство водородных заправочных станций и организацию эксплуа­тации парка ТСТЭ. В Северной Ирландии (компании Riversimple Movement Ltd, Monmouth County Council) будет инвестировано 1 249 670 фунтов для строительства в Белфасте одной водородной заправочной станции и организации эксплуатации трех водородных автобусов (http://www.hydrogenfuelnews.com).

В Японии подобная инициатива осуществляется в рамках подготовки летних Олимпийских игр 2020, при организации которых также планируется эксплуатация парка из 100 водородных автобусов Toyota. В нашей стране масштаб таких инициатив существенно ниже, но цели, декларируемые в рамках их осуществления, выглядят, может быть, даже более амбициозными, чем у наших коллег, занятых реализацией инфраструктурных проектов в сфере ТСТЭ. Например, в рамках Национальной технологической инициативы планируется провести конкурсы UP GREAT, связанные с созданием энергетических установок для транспортных средств на основе технологий топливных элементов. Сумма, выделенная на их проведение из федерального бюджета, составила 336 млн руб. (3 972 000 фунтов). Как видим, сумма российских инноваций немного превышает затраты на проект в Белфасте (Северная Ирландия) по строительству водородной заправочной станции и организации опытной эксплуатации автобусов. Думается, что уже к концу 2019 года мы сможем убедиться в правильности и эффективности выбранных прорывных решений для преодоления технологических барьеров при реализации инвестиционных проектов в РФ, по сравнению с проектом UK.

Компания ООО «Бмбкс» (BMPower) представила участникам семинара свои разработки
и ознакомила с производством энергетических систем на основе технологий топливных
элементов для различного использования в г. Черноголовке Московской области
Компания ООО «Бмбкс» (BMPower) представила участникам семинара свои разработки и ознакомила с производством энергетических систем на основе технологий топливных элементов для различного использования в г. Черноголовке Московской области

Существенную роль в создании условий для инновационного развития играет государство. В Российской Федерации в настоящее время развитию этой сферы деятельности уделяется повышенное внимание. В соответствии с поручением Президента России В.В. Путина Правительство РФ совместно с Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ), Российской академией наук (РАН), ведущими университетами и деловыми объединениями предпринимателей рассмотрело несколько предложений по формированию Национальной технологической инициативы (НТИ).

У различных привлеченных к разработке НТИ организаций оказались разные взгляды на ее реализацию. С точки зрения Российской академии наук (РАН), которая разрабатывала одно из альтернативных предложений, главной целью НТИ являлось обеспечение глобального технологического паритета России и стран – технологических лидеров. Для этого предполагалось реализовать две государственные программы «Импортозамещение‑2020» и «Технологический паритет‑2030».

Вторую альтернативную точку зрения на проблему Национальной технологической инициативы предложило Агентство стратегических инициатив (АСИ). Она заключалась в том, чтобы вырастить национальные компании на тех принципиально новых отраслевых рынках, которых сегодня не существует. Здравое зерно этой концепции заключается в том, что через 10–20 лет у российских компаний может появиться шанс занять ведущие позиции на таких рынках, которые еще только будут формироваться. Эту точку зрения поддержала также Российская венчурная компания (АО «РВК»). В конечном счете победила точка зрения АСИ, как позиция, позволяющая сделать более оптимистические прогнозы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы» на Акционерное общество «Российская Венчурная компания» (АО «РВК») возложены дополнительные функции проектного офиса Национальной технологической инициативы. Кроме того, были сформулированы положения о разработке и реализации планов мероприятий («дорожных карт») НТИ, включающие поручение о проведении экспертно-аналитических мероприятий, в том числе с использованием методологии форсайта.

Рабочий момент семинара
Рабочий момент семинара

Методология форсайта представляет в нашем случае совокупность экспертно-аналитических методов оценки стратегических направлений инновационного развития, способных воздействовать на социально-экономическое развитие с использованием прорывных технологий как в средней-срочной перспективе, так и на дальних горизонтах планирования. Технологические горизонты, которые предполагается раздвинуть в рамках привлечения разнообразных форм финансирования, организации системной работы, в том числе в области нормативно-правового регулирования, связаны с научно-техническим и технологическим прогрессом, преодолением технологических и административных барьеров, а также созданием условий для вывода национальных компаний на новые рынки. Технология форсайта предполагает работу с большими экспертными группами (панелями), включающими сотни экспертов, передающих свои опыт для создания прогноза такого уровня. Интересно, как будут отличаться результаты форсайт-технологий в Российской Федерации, успешный бизнес в которой связан с освоением природных ресурсов, от форсайт-технологий в Японии, где таких природных ресурсов практически нет.

Одним из методов достижения технологических прорывов является организация технологических конкурсов НТИ, направленных на преодоление технологических барьеров, препятствующих появлению новых продуктов и технологий. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2018 № 403 утверждены правила организации и проведения технологических конкурсов в целях реализации НТИ и правила предоставления соответствующих субсидий из федерального бюджета.

К сожалению, в формирующемся в настоящее время пакете «дорожных карт» вопросам нормативно-правового регулирования уделяется недостаточно внимания. С точки зрения методологии прогнозирования это означает, что заложенные в «дорожных картах» программы, вероятней всего, не предполагают коммерциализацию технологий ВТ и ТЭ ни в ближайшей, ни в среднесрочной перспективе.

Вместе с тем, по мнению ряда экспертов, существующие тенденции указывают на наличие ряда недостатков, связанных с «философией» формирования НТИ. Одним из таких недостатков является несоответствие нормативно-правового обеспечения масштабам проекта. Налицо засилье, как говорили раньше, «левой», а теперь, может быть, правильней сказать «правой» революционной фразы. Вводится много несистемных терминов и понятий, неоднозначность понимания которых наши коллеги, участники «нового» инновационного движения, законодательно урегулировать не торопятся. Различные «РЫНКИ», «НЕТы», «АПГРЕЙДы», «СТАРТАПы» и другие «сленговые» несистемные термины, не имеющие официального толкования в российском законодательстве, не только заполонили страницы современных глянцевых журналов и интернет-ресурсов, но и активно продвигаются в некоторых «дорожных картах» НТИ.

Участники инновационного рынка соревнуются в создании новых несистемных терминов и понятий, многие из которых по определению никогда не смогут быть использованы в национальной системе законодательного и нормативно-правового регулирования, так как основаны на применении иностранного алфавита. Российский законодатель, имеющий большой практически опыт систематизации терминов и определений, активно противодействует продвижению разного рода сленговых терминов в официальную законодательную практику. Так что понятия, связанные с определением ключевых рынков, такие как AeroNet, AutoNet, EnergyNet, FinNet, FoodNet, HealthNet, MariNet, NeuroNet, SafeNet, вряд ли смогут быть использованы в российском законодательстве и системе нормативно-правового регулирования. С учетом того, что область ВТ и ТЭ получила большое распространение в КНР, Японии и Корее, с таким же успехом можно ожидать появления слов с использованием иероглифов, имеющих хождение в этих странах.

Париж помогает Франции с помощью экологически чистых проектов, в том числе внедряя
такси Hype Taxis на водородных топливных элементах. Hype планирует увеличить свой
парк до 600 автомобилей к 2020 году
Париж помогает Франции с помощью экологически чистых проектов, в том числе внедряя такси Hype Taxis на водородных топливных элементах. Hype планирует увеличить свой парк до 600 автомобилей к 2020 году

К сожалению, всевозможные NETы уже запущены в оборот с легкой руки наших коллег, и появились «специалисты», излагающие свои «инновационные» взгляды исключительно с использованием указанного «жаргона». Некоторые из них уже перестали пользоваться системными определениями и активно критикуют сторонников традиционных взглядов в области национальной стандартизации за проявление «архаичности» и отсутствие понимания «инновационности» современного момента.

Идея, ориентирующая НТИ на вновь создаваемые «рынки» с точки зрения бытового понимания понятна, но в правовом смысле выглядит весьма неопределенной. Дело в том, что само понятие «рынок» как совокупность процессов, связанных с оборотом товаров работ и услуг в общегосударственном масштабе, в национальной законодательной и нормативно-правой базе применяется крайне редко. Например, во всех 1109 статьях Федерального закона от 30.11.1994 № 51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации» (ГК РФ) не дано определения термина «рынок». Не лучшим образом дело обстоит и с применением этого экономического термина в других кодексах. Надо отметить, что другие «инновационные» несистемные термины, приведенные выше, также практически не встречаются в действующем в нашей стране федеральном законодательстве. В данном случае надо либо отказаться от продвижения новых несистемных терминов, либо скорректировать существующую систему законодательного и нормативно-правового регулирования, с тем чтобы они получили определенный системный статус.

Появление новой терминологии, в том числе с использованием иностранных слов, закономерно и необходимо, однако это должно осуществляться в рамках действующих про­цедур, установленных международной системой стандартизации с участим ИСО и МЭК. Как говорит известная пословица, «Не следует бежать впереди паровоза».

Нельзя допускать, чтобы шквал несистемной так называемой «инновационной» лексики захватил просторы НТИ. Важно, чтобы формирующиеся в рамках НТИ Центры компетенции стали центрами борьбы с нормативно-правовым нигилизмом. В этом смысле основой такой работы должны стать Федеральные законы от 27.12.2002 № 184 и от 29.06.2015 № 162.

В качестве положительного примера формирования нормативно-правового регулирования в области водородных технологий и топливных элементов на современном уровне можно привести деятельность Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). НАВЭ как базовая организация Технического комитета «Водородные технологии» ТК 029, уполномоченного Росстандартом в соответствие с Федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 № 162-ФЗ, в течение десяти лет формирует техническую политику в этой сфере деятельности и прикладывает значительные усилия к тому, чтобы создать благоприятные условия для коммерциализации указанных технологий в самое ближайшее время.

Говоря о роли государства в создании благоприятных условий для коммерциализации научно-технической продукции в России следует обратить внимание на необходимость:

• обеспечения соответствующего политического курса правительства;

• снижения уровня финансовых барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;

• укрепления научно-технических связей между промышленностью и наукой;

• поддержки образования и развития услуг в обрасти знаний;

• эффективного технического регулирования, включая создание четкой нормативно-правой базы, гармонизированной с международными кодами и стандартами.

Надо сказать, что Правительство Российской Федерации всеми возможными средствами формирует такие условия, в том числе и в рамках программы, связанной с продвижением Национальной технологической инициативы, направленной на создание прорывных инновационных технологий.

Четко определены понятия, связанные с инновационной деятельностью в рамках национальных стандартов, таких как ГОСТ Р 56273.1–2014/CEN/TS16555–1:2013 и ГОСТ Р 56261–2014. Почему же наши коллеги, в том числе в рамках формирования технологических конкурсов, так неохотно пользуются плодами нормативно-правового регулирования, созданными профессиональным сообществом ученых и специалистов из различных сфер деятельности? Что это – модный тренд, отсутствие профессиональной подготовки в заданной области деятельности, попытка обратить на себя внимание инвесторов, или все вместе взятое, сказать трудно, но задуматься над природой такого явления нужно, чтобы максимально снизить риск инновационного провала, вызванного некомпетентностью инновационной команды, не понимающей основ нормативно-правового регулирования.

В частности, ГОСТ Р 56273.1–2014/CEN/TS16555–1:2013 «Инновационный менеджмент. Часть 1. Система инновационного менедж­мента», идентичный международному документу CEN/TS16555–1:2013, дает следующее определение понятия инновации.

Инновация (innovation). Внедрение нового или существенно улучшенного продукта (товара, услуги), процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода ведения бизнеса, организации рабочего места или внешних взаимодействий.

Более широкий круг определений представлен в ГОСТ Р 56261–2014 «Инновационный менеджмент. Инновации. Основные положения».

Инновация. Конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке или нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Процессная инновация. Внедрение нового или значительно улучшенного способа производства или доставки продукта.

П р и м е ч а н и е. Под процессной инновацией подразумеваются значительные изменения в технологии, производственном оборудовании и/или программном обеспечении. Процессные инновации могут иметь целью снижение себестоимости производства или затрат по доставке продукции, повышение ее качества, либо производство или доставку новых или значительно улучшенных продуктов. Процессные инновации можно рассматривать с точки зрения методов производства, методов доставки или тех и других методов.

Продуктовая инновация. Внедрение товара или услуги, являющихся новыми или значительно улучшенными в части их свойств или предполагаемого использования.

П р и м е ч а н и е. Продуктовая инновация предполагает реализацию нового или значительно улучшенного способа производства или метода поставки. Обзоры инноваций предприятий показывают, что доля предприятий, занимающихся продуктовыми и процессными инновациями, значительно варьирует в разных странах и что предприятия часто внедряют комбинированные виды инноваций – сочетание продуктовых и процессных инноваций.

Радикальная (прорывная) инновация. Инновация, которая имеет значительное влияние на рынок и на хозяйственную деятельность предприятий на этом рынке.

Постепенные инновации. Касаются существующего продукта, услуги, процесса, организации или метода, чьи характеристики были значительно улучшены или модернизированы.

Инновационная деятельность (процесс). Процесс, направленный на разработку и реализацию конечных результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений, воплощенных в новом или усовершенствованном продукте, реализуемом на рынке, в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемом в практической деятельности, а также связанных с этим дополнительных научных исследований и разработок.

Верификация. Подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены.

Валидация. Подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены.

Инновационное предпринимательство. Инновационное предпринимательство может способствовать решению социально-экономических проблем путем формализации неформального сектора экономики. Создание и развитие инновационных предприятий может привести к сокращению неформального сектора экономики несколькими путями. Во-первых, новые инновационные предприятия менее перспективны при работе в неформальном секторе экономики, поскольку они имеют более высокий оборот от работы в официальной экономике (например, благодаря партнерству с финансовыми учреждениями и сотрудничеству с солидными предприятиями). Во-вторых, они могут обеспечить занятость и внедрение инноваций, которые способствуют переходу людей и компаний из неформального сектора экономики в формальный сектор.

Заправка водородом автомобиля Toyota Mirai
Заправка водородом автомобиля Toyota Mirai

Коммерциализация технологий (коммерциализация результатов научно-технической деятельности). Относится к валоризации (повышение стоимости) исследований и интеллектуального потенциала по отраслям промышленности или к процессу выведения идеи на рынок и создания финансовой ценности. Она предполагает продажу, лицензирование или заключение контрактов на предоставление технологических услуг, интеллектуальный потенциал, а также знания, относящиеся к созданию побочного результата, и сотрудничество в области инновационного развития.

Рассматривая национальные стратегические инициативы в области водородных технологий и топливных элементов, следует обратить внимание на Технологические конкурсы НТИ «Первый элемент. Земля» и «Первый элемент Воздух» (ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В), связанные с созданием энергетических установок на водородных топливных для транспортных средств.

Технологические конкурсы НТИ ПЭ.З и ПЭ.В проводятся в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2018 № 403, из которого следует, что Правительство Российской Федерации согласилось с предложением Акционерного общества «Российская венчурная компания» (АО «РВК») о наделении указанного общества функциями оператора технологических конкурсов в целях реализации Национальной технологической инициативы (далее «Оператор»).

Задача поставлена непростая. Техноло­ги­чес­кие конкурсы UP GREAT по задумке «Оператора» конкурса АО «РВК» представляют собой «соревнования, которое меняет будущее. Командам инженеров и ученых предстоит преодолеть технологические барьеры в различных отраслях и найти прорывное решение сложнейших технологических задач глобального масштаба».

Сложность реализации грандиозных планов в области ВТ и ТЭ заключается в том, что решение во всем мире подобных технологических задач уже осуществляется в рамках организации серийного производства наземного транспорта и БПЛА, а также инфраструктуры для их заправки, ремонта и технического обслуживания, а наши коллеги из АО «РВК» сразу наметили себе технологические барьеры за пределами компетенции установившихся производственно-технологических парадигм.

Транспорт на водороде получает поддержку от правительства Великобритании
Транспорт на водороде получает поддержку от правительства Великобритании

Миссия конкурса: формирование активного сообщества энтузиастов (ученых и разработчиков), которое не только станет генератором новых стартапов, но и обеспечит конкурентоспособность Российской Федерации в этом сегменте на мировом рынке в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Технологический конкурс «Первый элемент» подразделяется на два подконкурса.

«ПЕРВЫЙ ЭЛЕМЕНТ. ЗЕМЛЯ», c призовым фондом 140 млн руб., при этом дополнительно для проведения мероприятия предоставляется объем средств субсидии федерального бюджета «Оператору» конкурса в размере 71 млн руб.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР (ТБ): преодоление показателя удельной энергоплотности (УЭП) установки, равной 500 Wh/L.

Задача конкурса ПЭ.З, опубликованная на его официальном сайте: создание энергетических установок на водородных топливных элементах, сравнимых по эффективности с традиционными источниками энергии на транспортных средствах, для наземных и плавающих транспортных средств (наземные пилотируемые и беспилотные транспортные средства средних размеров: мотоциклы, автомобили, легкие катера).

Это означает, что для наземного транспортного средства будет создан модуль ТЭ мощностью до 30 KW. В качестве емкости для хранения водорода используется баллон высокого давления, содержащий 3 кг водорода. В качестве топлива используется технический водород марки А в соответствии с ГОСТ 3022–80, полученный методом электролиза воды. Коэффициент УЭП такой установки (500 Wh/L) определяется следующим образом. Эффективная работа в Wh, которая будет произведена энергосистемой на топливных элементах с использованием 3 кг водорода, должна быть поделена на объем ЭУ на ТЭ в литрах, без учета объема баллона.

«ПЕРВЫЙ ЭЛЕМЕНТ. ВОЗДУХ, с призовым фондом 60 млн руб., при этом дополнительно для проведения мероприятия предоставляется объем средств субсидии федерального бюджета «Оператору» конкурса в размере 65 млн руб.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР (ТБ): преодоление показателя удельной массовой энергоемкости, УЭЕ установки, равной 700 Wh/kg.

Задача конкурса ПЭ.В, опубликованная на его официальном сайте: создание энергетических установок на водородных топливных элементах, сравнимых по эффективности с традиционными источниками энергии на транспортных средствах, для малых беспилотных аппаратов, т. е. для наземных, летающих и плавающих беспилотников малых размеров.

Это означает, что для БПЛА будет создан модуль ТЭ мощностью до 2 KW. В качестве емкости для хранения водорода используется баллон высокого давления, содержащий в качестве топлива технический водород марки А по ГОСТ 3022–80, полученный методом электролиза воды. Коэффициент УДЭ (700 Wh/kg) такой установки определяется следующим образом. Эффективная работа в Wh, которая будет произведена энергосистемой на топливных элементах с использованием водорода, должна быть поделена на массу ЭУ на ТЭ в килограммах, с учетом массы баллона.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на то, что наделение АО «РВК» функциями «Оператора» НТИ налагает на него ряд важных ограничений, связанных с необходимостью неукоснительного выполнения не только национальной законодательной и нормативно-правовой базы (НПБ), но и обязательств, направленных на добросовестное выполнение всех процедур технологического конкурса, включая информационное, юридическое, техническое, технологическое и другое сопровождение.

В частности, «Оператор» НТИ АО «РВК», являющийся акционерным обществом со 100%-ным государственным капиталом, в соответствии со своим «Положением о закупочной деятельности» обязан осуществлять работу в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Следует иметь в виду, что с 1 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2016 № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации». Положения данного закона затрагивают и закупочную деятельность «Оператора» по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ (п. 1 ч. 10 ст. 4), которая по требованиям безопасности, качеству, техническим характеристикам и т.п. должна теперь осуществляться в соответствии с законодательством РФ о техническим регулировании и стандартизации.

В связи с этим «Оператор» при описании товаров, работ и услуг в своей закупочной документации должен использовать параметры, предусмотренные техническими регламентами в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ, а также документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации в соответствии с Федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 № 162-ФЗ. Кроме того, при проведении ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В, организация которых осуществляется в соответствии с Постановлениями Правительства от 18.04.2016 № 317 и от 03.04.2018 № 403, «Оператор» должен выстраивать свою торгово-закупочную деятельность с учетом имеющихся нюансов законодательного и нормативно-правового регулирования.

Следует обратить внимание, что конкурсная документация в ходе организации ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В претерпела существенные изменения, это свидетельствует о том, что на начальном этапе были привлечены эксперты, не обладающие необходимой подготовкой в области технического регулирования и стандартизации в области ВТ и ТЭ.

К сожалению, в состав Конкурсной комиссии до настоящего времени не включены представители Ростехнадзора и Росстандарта, способные дать правовую оценку такой позиции, хотя такое предложение НАВЭ было направлено в Министерство науки и высшего образования (Минобрнауки России), а также в Счетную палату РФ, которые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2018 № 403 осуществляют законность использования бюджетных средств, выделенных «Оператору» из федерального бюджета.

Существенное значение имеет тот факт, что «Оператор» при формировании конкурсной документации ориентировался на систему несистемных технологических барьеров (ТБ), предполагая, что таким образом он сможет избежать применения стандартов и правил безопасности, принятых при обращении с горючими газами. В частности, в своем письме от 10.08.2018 № 795 в ответ на претензию НАВЭ он отметил, что, по его мнению, «большинство… технических регламентов и стандартов нецелесообразно к применению в рамках технологических конкурсов, либо их действие не распространяется на мероприятия в рамках технологических конкурсов».

При этом он никак не прокомментировал имеющиеся обязательства в рамках своего положения о закупочной деятельности, в соответствии с которым он обязан закупать продукцию, включающую водородное топливо, баллоны, услуги по разработке конкурсной документации и др. в соответствие с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Отсутствуют также ссылки на систему нормативно-правового регулирования, содержащую требования безопасности, например, при обращении водорода, полученного методом электролиза воды. Что это – некомпетентность соответствующих юридических служб «Оператора» или надежда на то, что широкая общественность и чиновники контролирующих органов не смогут подняться до таких «высот» аудита эффективности, являющегося новой ступенью развития системы государственного финансового контроля?

Но если отбросить детали, связанные с проведением ТК UP GREAТ, может быть, даже важные, но все равно детали, и посмотреть на проведение мероприятия с позиции национального масштаба, то идея организации ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В в рамках рыночных механизмов оказалась удачной. Общественные организации и движения взяли под свой контроль все стадии проведения такого мероприятия. Ни один государственный орган не стал бы так глубоко вникать в детали формирования конкурного задания.

Продолжение следует

Александр Раменский, президент Национальной ассоциации водородной энергетики (РФ), канд. техн. наук

Примечание. Коллеги, ни автор, ни редакция журнала не преследует цели, связанных с дискредитацией, деловых качеств личности или организаций, упомянутых в работе. Стоит задача объективно и заинтересованно освещать тему ТК НТИ ПЭ.З и ПЭ.В. Привлечь внимание «водородного» сообщества и широкой общественности к важному в наше стране событию, способствовать развитию системы профессиональных сообществ и популяризации НТИ, стимулированию развития научной, научно-технической и инновационной деятельности, повышению инновационной активности компаний в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2018 № 403. Все ошибочные суждения и информация, не соответствующая действительности, если такая, по вашему мнению, содержится в статье, будут доброжелательно раскрыты при последующих публикациях. Просим вас присылать свои отзывы, пожелания и вопросы, связанные с данной работой.

Эксклюзивное издание

"Экспертиза технического состояния
и причины неисправностей
автомобильной техники"
3 ведущих эксперта | 960 стр. | 2100 иллюстр.
Узнать детали

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: dostavka@abs-magazine.ru

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2019, все права защищены