Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Оставят ли россиян без видавших виды автомобилей?

Оставят ли россиян без видавших виды автомобилей?

Каждый месяц на автомобильном рынке происходят события, способные резко изменить существующие тенденции или задать новые. Журнал «АБС-авто» публикует самые яркие из них.

Hyundai Motor Group в августе объявила об открытии выставки Hyundai Hydrogen World, посвященной электромобилям с силовой установкой на топливных элементах (FCEV).

Компания надеется, что проведенное в Китае мероприятие привлечет общественный интерес и будет способствовать продвижению стратегии компании в области водородной энергетики и сопутствующих технологий.

В частности, в Китае, который является крупнейшим мировым рынком электрического транспорта, Hyundai Motor Group намерена получить преимущество «первопроходца» в растущей водородной экономике страны и благодаря этому компенсировать недавнее падение продаж.

На одной из площадок выставки демонстрируется, как кроссовер с силовой установкой на топливных элементах NEXO очищает воздух, отфильтровывая 99,9% ультрамелких частиц во время движения.

NEXO 2019, представляющий собой второе поколение электромобилей на топливных элементах Hyundai, проезжает 609 км на одной заправке (согласно сертификационному регламенту Кореи), выбрасывает в атмосферу только чистый водяной пар и очищает воздух во время движения.

NEXO получил награду TOP SAFETY PICK+ от Американского страхового института дорожной безопасности (IIHS) среди автомобилей, выпущенных после июня 2019 года.

На стенде, посвященном водородному обществу будущего, демонстрируется ролик, рассказывающий об использовании водородных топливных элементов для удовлетворения потребностей домашних хозяйств и промышленности, включая производство и заправку водорода, системы автономного вождения, производство электроэнергии и солнечную энергетику.

В зоне China Voice & Answer для взрослых и детей предлагаются записи интервью с экспертами, в которых рассказывается об образе жизни в грядущей эпохе мобильности.

На площадке с моделью FCEV в разрезе демонстрируется его внутренняя конструкция, компоненты и механизмы, включая водородный бак и топливную систему.

Здесь же объясняются отличия автомобиля с силовой установкой на топливных элементах от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и электромобилей, а также рассказывается о безопасности автомобилей FCEV.

Hyundai Motor – мировой лидер в разработке технологий водородных топливных элементов. В 2013 году компания первой выпустила на рынок автомобиль с силовой установкой на топливных элементах – ix35 Fuel Cell.

Силовая установка на топливных элементах Hyundai – это единственное решение такого рода для транспорта повседневного пользования, от легковых до коммерческих автомобилей, которое и воплощает стремление компании развивать экологически чистый транспорт.

Чтобы укрепить свое положение мирового лидера в области водородных решений, Hyundai Motor Group объявила о принятии программы FCEV Vision 2030, в которой представлены планы Группы по развитию водородного общества с помощью технологий, которые не ограничиваются транспортной сферой. К 2030 году Hyundai планирует производить 500 тыс. автомобилей на топливных элементах в год.

Hyundai входит в Совет по водородным технологиям – группу руководителей 60 крупнейших мировых транспортных и промышленных компаний, объединенных общим стремлением развивать водородное общество во всем мире.

На электронный ПТС Россия перейдет уже осенью

В Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации прошло совещание по вопросу введения электронного паспорта транспортного средства (ЭПТС). На совещании, в котором участвовали представители Госкорпорации «Ростех», крупнейшие автопроизводители и импортеры, были определены компании, готовые полностью или по определенным моделям перейти на оформление ЭПТС уже с сентября 2019 года.

Организацией и обеспечением функционирования систем электронных паспортов в рамках ЕАЭС занимается компания «Электронный паспорт» Госкорпорации «Ростех».

В списке компаний – КАМАЗ, АВТОВАЗ Госкорпорации «Ростех», а также автопроизводители «Мерседес-Бенц Рус», «АВТОТОР Холдинг», «Форд Соллерс Елабуга», «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус», «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» и др.

Другая часть российских автопроизводителей, в соответствии с намеченным на совещании планом, полностью перейдет на оформление ЭПТС с октября. Таким образом, переход с бумажных на ЭПТС для большинства выпускаемых в стране и ввозимых автомобилей планируется совершить уже в сентябре-октябре, не дожидаясь окончания установленного Евразийской экономической комиссией переходного периода, действующего до 1 ноября 2019 года.

«Для покупателей процесс покупки и регистрации новых автомобилей с ЭПТС практически не меняется. За исключением того, что покупатель не получает на руки ПТС в бумажном виде – вместо этого номер ЭПТС вносится в договор купли-продажи, а после регистрации в ГИБДД указывается в по-прежнему выдаваемом Свидетельстве о регистрации транспортного средства.

Проверить существование ЭПТС и его статус каждый сможет на сайте www.elpts.ru по номеру паспорта или VIN автомобиля», – отметил генеральный директор «Электронного паспорта» Илья Минкин.

К настоящему времени в Российской Федерации оформлено уже более 2 тыс. электронных ПТС. После полного перехода производителей и импортеров на оформление ЭПТС на производимые и ввозимые в Россию автомобили ежегодно только на новые транспортные средства будет оформляться около 1,6 млн ЭПТС.

Обязательного обмена бумажного ПТС на ЭПТС не предусмотрено. Жизненный цикл ПТС, выданных ранее, не будет ограничен сроками. Автовладельцы, имеющие автомобили с бумажными ПТС, смогут продолжать ими пользоваться.

Toyota и Suzuki поработают вместе

Японские автоконцерны Toyota и Suzuki заключили соглашение о партнерстве с целью развития сотрудничества в различных технологических областях, включая производство электромобилей. Об этом говорится в распространенном в конце августа совместном заявлении компаний.

Согласно условиям партнерства, Toyota приобретет около 5% акций Suzuki на общую сумму 96 млрд иен (907 млн долл., а Suzuki купит бумаги Toyota на 48 млрд иен (453 млн долл.).

Компании начали сотрудничать с конца 2016 года в таких областях, как автомобильная безопасность, информационные технологии и производство двигателей, наносящих минимальный вред окружающей среде.

Также взаимодействие концернов проявляется и в сфере логистики. К примеру, они совместными усилиями осуществляют поставки своих машин в Индию.

Toyota долгое время уделяла большое внимание развитию технологий гибридных двигателей, заняв лидирующую позицию на мировом рынке по продажам оснащенных ими автомобилей.

Однако на фоне всеобщего интереса к электромобилям в корпорации сочли необходимым укрепить свои позиции и в этом перспективном сегменте.

Ранее Toyota объявила о намерении ориентировочно к 2025 году полностью прекратить выпуск автомобилей с бензиновыми или дизельными двигателями, оставив в своей модельной линейке только гибриды, электромобили и автомобили, работающие на водороде.

Кроме того, к настоящему времени Toyota также заключила договор с двумя другими японскими компаниями – Subaru и Mazda – с целью совместного производства электромобилей, напоминает ТАСС.

У РСА предложили отобрать контроль за техосмотром

Центробанк рассматривает возможность передать правительству функции Российского союза автостраховщиков (РСА) в части техосмотра, сообщили РИА «Новости» в пресс-службе регулятора.

В начале июня в закон о техосмотре внесли изменения, согласно которым, в частности, становится обязательной фотофиксация диагностики автомобиля с привязкой к геолокации и времени его прохождения. К середине 2020 года операторы должны провести переаккредитацию.

На РСА возложили обязанность по проверке пунктов ТО. Уже ко второму полугодию 2021 года союз должен будет проверить всех операторов, которых сейчас насчитывается более 5 тыс. В Банке России считают, что у РСА нет «фактических и финансовых возможностей» провести такие проверки в срок.

Они опасаются, что ситуация может привести к тому, что водители перестанут оформлять диагностические карты, которые необходимы для покупки полиса ОСАГО, и все закончится дестабилизацией как рынка техосмотра, так и рынка «автогражданки».

В свою очередь, в РСА также обеспокоены отсутствием нужных мощностей, но союз ищет пути, чтобы исправить ситуацию без передачи полномочий.

Российский союз автостраховщиков (РСА), в свою очередь, направил в заинтересованные ведомства предложения, которые позволят исполнить нормы нового закона о техосмотре. Об этом сообщил президент РСА Игорь Юргенс.

Согласно новому закону о техосмотре, РСА не только проводит документарные проверки операторов ТО, но и обязан проводить выездные проверки всех станций техосмотра после обновления ими аккредитации.

Для получения аккредитации действующими операторами ТО устанавливается переходный период. В течение года РСА в ходе выездных инспекций должен проверить соответствие операторов техосмотра заявленным при аккредитации условиям.

При этом у РСА по закону нет права привлекать сторонних независимых экспертов для осуществления таких проверок. Кроме того, дополнительного финансирования для исполнения выездных проверок пока не предусмотрено, оплата при аккредитации операторами установлена в 2011 году и с тех пор не менялась. В настоящее время в РФ работает более 5 тыс. операторов техосмотра.

«В этих обстоятельствах пропускная способность РСА в части проведения проверок у операторов ТО ограничена, – сказал Игорь Юргенс. – При этом мы понимаем, что с большой вероятностью операторы техосмотра будут откладывать подтверждение аккредитации на последний момент и создадут “узкое горло”».

Для того чтобы избежать этого, РСА предлагает утвердить план проверок действующих операторов ТО, а также увеличить переходный период для подтверждения аккредитации с одного года до двух лет.

«Кроме того, мы полагаем, что добросовестные операторы техосмотра, которые уже зарекомендовали себя предыдущей работой, могут не нуждаться в обязательной выездной проверке, им достаточно будет документарной. Поэтому РСА просит предоставить союзу право самостоятельно выбирать, какую проверку – документарную или выездную – проводить у оператора», – сказал Игорь Юргенс.

Согласно новому закону о ТО в I и II кварталах 2020 года операторы должны привести свою работу в соответствие с новыми требованиями, провести переаккредитацию.

Со второго полугодия 2020 года у РСА остается год на проведение проверок операторов по всей России. Если предложения автостраховщиков найдут поддержку в правительстве, такой срок может увеличиться до середины 2022 года. Изменения в закон «О техническом осмотре транспортных средств» и другие законодательные акты РФ были приняты 6 июня 2019 года.

Автопроизводители не дождались субсидий

Крупные автопроизводители не дождались бюджетных компенсаций роста таможенных пошлин на компоненты из-за истечения соглашений о промсборке и готовятся повысить цены на автомобили.

Так уже поступил АвтоВАЗ, увеличив стоимость моделей Lada в среднем на 0,9% с 1 августа, готовятся Hyundai и Nissan. Повсеместное и более резкое повышение цен на автомобили ожидается с 2020 года, когда льготы перестанут получать компонентщики.

Бизнес последних будет под угрозой: импорт готовых компонентов без льгот станет выгоднее производства в РФ. Производители тогда пойдут на снижение локализации, либо за ее сохранение заплатит потребитель.

Повышение цен на автомобили Lada на 0,9% с 1 августа связано с тем, что концерн из-за истечения соглашения о промсборке не смог претендовать на компенсации ввозных пошлин на автокомпоненты, сказал источник «Коммерсанта» на рынке и подтвердил представитель АвтоВАЗа.

Режим промсборки давал льготные условия по ввозным пошлинам на компоненты, но в рамках обязательств РФ перед ВТО ставки были повышены. В конце октября 2018 года для сохранения условий работы концернов были запущены субсидии.

Бюджетные компенсации выделяются только концернам с действующими соглашениями о промсборке. По данным газеты, недавно соглашение истекло, например, у альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ, Объединенной автомобильной группы и КамАЗ-Daimler, в 2018 году – у Hyundai, еще действует у PSA, Toyota, Volkswagen.

Концерны могли преференциально ввозить в том числе и готовые компоненты. С учетом производителей компонентов в этом году рассчитывать на получение субсидии могут более 60 компаний, сказали изданию в Минпромторге.

Отмена субсидии для ряда автопроизводителей будет способствовать ухудшению ситуации на рынке – это в первую очередь отразится на ценах, отмечают в Nissan.

В Hyundai говорят, что пока не приняли решения по пересмотру цен, но постоянно анализируют рынок. При подписании СПИК в Hyundai рассчитывали получить компенсацию таможенных пошлин: «Все наши инвестиционные планы были связаны в том числе и с этим».

Впрочем, пример АвтоВАЗа может не показывать реальных перспектив повышения: источник газеты на рынке поясняет, что у Lada зависимость от самостоятельно ввозимых компонентов не так высока по сравнению с другими игроками.

А знакомый с ситуацией собеседник «Коммерсанта» говорит, что повышение цен АвтоВАЗом в большей степени связано с инфляцией и сделано на фоне аналогичного решения партнеров: с 1 августа цены в среднем на 1,5% по ряду моделей повысил и Renault.

Другой собеседник говорит, что в целом с мая, когда у АвтоВАЗа истекло соглашение, и с учетом неполных компенсаций субсидиями (до 85%) за прошлые периоды накопился ощутимый убыток из-за масштаба производства.

Еще один источник считает, что заявление АвтоВАЗа – «попытка сделать виноватым правительство и надавить для получения компенсаций по СПИК».

Более значительный эффект на стоимость автомобилей окажет истечение соглашений о промсборке у производителей компонентов – в 2020 году.

Глава комитета производителей автокомпонентов АЕБ Андрей Коссов говорит, что экономия от действия соглашений по промсборке для компонентщиков оценивается в 1–10% от таможенной стоимости, а в отсутствие субсидий импорт по части компонентов может стать выгоднее, чем их локальное производство. В итоге это может снизить локализацию, или разница может повлиять на себестоимость, заключает Коссов. Для производителей компонентов это значительные убытки, которые, вероятно, перевыставят концернам, говорят источники издания на рынке.

Этот процесс может начаться уже сейчас: по словам собеседников газеты, часть производителей автокомпонентов не выполнила обязательства по промсборке, но это пока не даст масштабного эффекта.

Ряд источников в концернах допускает возможность перехода на импорт компонентов после 2020 года при наличии более выгодного по цене и качеству предложения.

Один из них говорит, что новая балльная система подсчета локализации не учитывает ряд уже локализованных операций, и можно будет рассмотреть отказ от них. Переключить поставки на ставший более выгодным импорт не всегда возможно: для поиска альтернативы нужны свободные мощности у поставщиков за рубежом, валидационные испытания и проч., отмечает Андрей Коссов.

Возрастные легковые автомобили пообещали не запрещать

Заместитель председателя Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Альфия Когогина сообщила, что направленный в министерства и ведомства документ, – это рекомендации, а не законодательная инициатива, а также подчеркнула, что они относятся только к коммерческим авто.

Рекомендации разработаны по итогам круглого стола, прошедшего в конце июня в Госдуме, на котором обсуждался вопрос «вклада автотранспорта в реализацию национального проекта “Экология”».

На нем обсуждалась в том числе проблема чистоты воздуха. В работе круглого стола приняли участие депутаты двух Комитетов – по экологии и охране окружающей среды и по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, большое число экспертов «как в сфере экологии, так и в сфере автопроизводства», а также представители муниципалитетов.

«Это не законодательная инициатива, это рекомендации круглого стола», – подчеркнула Альфия Когогина и отметила вклад экспертов в эти рекомендации.

Проблема влияния экологически грязного устаревшего транспорта на загрязнение воздуха существует, «и эту проблему мы описали» в рекомендациях, отметила Альфия Когогина. Она привела данные Комитета по экологии и охране окружающей среды.

Загрязнение воздуха автотранспортом в целом по стране составляет 60–65% от общего показателя, а в мегаполисах, например, по расчетам Москвы, – до 85%.

«Мы предложили правительству эту проблему начинать решать», – заявила депутат.

«Как мы предлагаем ее решить. С одной стороны, помочь тем предпринимателям, у которых очень старые, явно экологически грязные автомобили, обновить свои парки», – сказала Альфия Когогина. Она отметила, что можно ввести повышенные налоги на экологически грязные авто и «разработать программу ускоренно заменить этот автомобиль на более современный». По словам парламентария, это может быть льготный лизинг или кредит, субсидирование стоимости. В разработке такой программы, заявила Альфия Когогина, «мы готовы участвовать».

Личных машин это не касается. «Самое главное, что речь идет только о коммерческом транспорте. О личном транспорте речь не идет. Никто не говорит о тех автомобилях, на которых граждане ездят сами, возят своих детей или рассаду на дачу.

Речь идет о коммерческих автомобилях, на которых зарабатывают деньги», – подчеркнула заместитель председателя комитета.

Она отметила, что также важен вопрос безопасности, потому что коммерческие автомобили используются для перевозки людей, в том числе детей.

Китайцы покинули Липецкую область

Производство автомобилей Changan на заводе ООО «Моторинвест» семьи Резниковых началось в 2016 году, сразу после презентации на московском автосалоне ММАС‑2016.

Первоначально на конвейер встал компактный кроссовер Changan CS35, на очереди значился среднеразмерный «паркетник» CS75.

Однако, как сообщили «Известиям» несколько дилеров, Changan прекратил сотрудничество с «Моторинвестом».

«Что касается CS35, то на складе в Липецке осталось около 300 машин. Насколько я знаю, их распродадут и больше оттуда привозить машины не будут. Все новые машины уже пойдут из Китая», – рассказал собеседник в одном из официальных дилерских центров Changan.

На «горячей линии» «Чанъань Моторс Рус» сообщили, что производство автомобилей в РФ завершилось.

«Мы уже ничего не производим на территории России, все наши автомобили китайской сборки. Да, раньше был завод, но сейчас все машины, которые поступают, идут из Китая, полностью китайской сборки», – подтвердил изданию сотрудник компании.

На заводе «Моторинвест», расположенном в деревне Гребёнкино Липецкой области, «Известиям» сказали, что сборочная линия Changan уже разобрана и производство машин прекращено. Чем будет заниматься завод, организовавший на своей территории технопарк, неизвестно.

Ранее другая китайская компания Great Wall потерпела неудачу в российском суде с иском к обанкротившейся дистрибьюторской компании Резниковых. Китайцы обвинили российских партнеров в присвоении 50 млн долл. за поставленную в 2014 году продукцию.

Эта история также могла повлиять на решение Changan об отказе от совместного бизнеса с россиянами, отмечают источники газеты.

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены