Российский авторынок начал восстановление
Статистика по продажам автомобилей и запчастей говорит о том, что рынок наконец-то начал восстанавливаться. Этому способствуют меры поддержки отрасли правительством и изменившиеся настроения покупателей.
Как свидетельствуют данные Ассоциации европейского бизнеса (AEB), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в мае 2017 года снова увеличились. Все десять моделей, лидеров продаж новых легковушек, местного производства.
Май 2017 года ознаменовался ростом уровня продаж на 14,7%, или на 15 991 штуку по сравнению с маем 2016 года, и составил 124 990 автомобилей. В 2017 году в январе – мае было продано 577 449 автомобилей (данные Комитета автопроизводителей АЕБ).
«По отношению к прошлому году российский автомобильный рынок в мае в третий раз подряд продемонстрировал солидный рост, выраженный двузначной цифрой впервые за много лет, – отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. – Заслуживает внимания тот факт, что положительная динамика наблюдается для большинства игроков на рынке. По нашему мнению, это является важным фактором для того, чтобы процесс восстановления рынка получил дальнейшее развитие и, что наиболее важно, превратился в долговременный тренд».
Грузовики
О росте продаж отчитываются и производители грузового автотранспорта. Автомобильный завод, финишное предприятие КАМАЗа, изготовил в прошедшем месяце 2881 машкомплект (за аналогичный период прошлого года, АППГ – 2685), а всего с начала года – 13 313 единиц (+300 к бизнес-плану; АППГ – 10 566).
Завод двигателей и СП «КАММИНЗ КАМА» всего выпустили и поставили на главный сборочный конвейер КАМАЗа и другим своим потребителям 2877 двигателей и силовых агрегатов (АППГ – 2790 единиц). С начала года они произвели более 14,3 тыс. моторов для автомобилей и другой техники (АППГ – 11,6 тыс. единиц).
В мае запчастей реализовано на сумму более 1,8 млрд руб. (АППГ – 0,55 млрд руб.). За пять месяцев года – на 9,68 млрд руб. (АППГ – 5,48 млрд).
Продукции диверсификации в прошедшем месяце выпущено на сумму более 674 млн руб., а всего с начала года – на 2,8 млрд руб. (АППГ – 1,74 млрд).
По данным камазовских маркетологов, продажи ПАО «КАМАЗ» на рынке России по итогам пяти месяцев 2017 года по отношению к АППГ выросли на 21% и составили 10,2 тыс. единиц (общая реализация грузовых автомобилей всех классов по полной массе).
Российский рынок грузовых автомобилей полной массой 14–40 т (импорт и отгрузка) по итогам пяти месяцев 2017 года с учетом оперативных данных за май вырос на 61% по сравнению с АППГ и составил 21,5 тыс. единиц. Доля ПАО «КАМАЗ» по итогам отчетного периода на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14–40 т с учетом оперативных данных за май (импорт и отгрузка) составляет 47% (АППГ – 62%).
Российский рынок грузовых автомобилей полной массой 14–40 т (регистрации) за четыре месяца текущего года вырос на 36% по сравнению с АППГ и составил 15,0 тыс. единиц. Доля ПАО «КАМАЗ» по регистрациям автотехники полной массой 14–40 т за четыре месяца 2017 года составила 51% (АППГ – 61%).
Купили больше запчастей
Положительную динамику отметило и аналитическое агентство «АВТОСТАТ». Организация провела исследование вторичного рынка компонентов для легковых автомобилей в России и определило его основные параметры.
Согласно результатам исследования, общий объем вторичного рынка автомобильных компонентов и запчастей в России в 2016 году составил 970 млн единиц различных деталей. При этом в денежном выражении емкость рынка достигла суммы, эквивалентной 18,8 млрд долл., что составляет 1 трлн 260 млрд руб.
В 2015 году данный показатель составил 953 млн единиц различных деталей. В денежном выражении емкость рынка достигла суммы, эквивалентной 19 млрд долл., или 1,16 трлн руб.
На вторичном рынке компонентов и запчастей в тройке лидеров традиционно присутствуют три сегмента: детали подвески, шины и масла. В прошлом году емкость рынка деталей подвески оценивалась в 135 млрд руб. Это равно примерно 11% от общей емкости рынка компонентов в финансовом исчислении.
Шинам для легковых автомобилей принадлежит более 9% от всей емкости рынка, что соответствует 121,5 млрд руб. На третьем месте находятся масла и технические жидкости (доля – около 8%). В 2016 году для обслуживания парка легковых автомобилей их в общей сложности потребовалось в количестве 309 млн л, на что автовладельцами было затрачено 97 млрд руб.
Позитивный тренд в потребительских настроениях
Изменилось в лучшую сторону и настроение потребителей. Согласно опубликованным исследовательской компанией GfK данным, в России отмечен рост индекса потребительских настроений.
Индекс потребительских настроений представляет собой новый для России макроэкономический индикатор, аналогом которого является показатель, известный в США как Consumer Sentiment Index (CSI).
В настоящее время CSI включается в перечень основных показателей, характеризующих краткосрочные перспективы развития американской экономики. Также аналог CSI довольно широко используется во многих европейских странах в рамках программы «Евробарометр».
Основывается индекс на результатах опроса по общенациональной выборке, репрезентирующей мнение взрослого (старше 16 лет) населения страны. Респонденты отвечают на пять вопросов, касающихся текущего материального положения семьи и ожиданий его изменения, перспектив развития экономики страны и ситуации на потребительском рынке, целесообразности совершения крупных покупок.
Рассчитывается показатель по формуле: Индекс = Доля положительных ответов – Доля отрицательных + 100. Индикатор представляет собой среднюю арифметическую частных индексов, рассчитанных на базе ответов по каждому из пяти заданных вопросов. Значения индекса потребительских настроений может варьироваться от 0 до 200 пунктов. Интервал от 0 от 99 пунктов называется «пессимистической оценкой», а население считает ситуацию ухудшающейся.
Если значение индекса равно 100 пунктам – это означает, что доля положительных и отрицательных оценок одинакова, население рассматривает ситуацию скорее как пограничную. Если же интервал от 101 до 200 пунктов, то это означает, что население воспринимает нынешнюю и будущую ситуацию как улучшающуюся.
Как показало исследование GfK, во II квартале 2017 года Индекс потребительских настроений вырос до 102 пунктов, что на 2 пункта выше индекса, зафиксированного в I квартале 2017 года – тогда он впервые с 2014 года достиг 100 пунктов, – показателя, разделяющего негативную и позитивную зону оценки потребителями ситуации в экономике и собственных финансах.
Во II квартале 2017 года в шести из девяти федеральных округов России настроения потребителей уже в позитивной зоне (индекс выше 100 пунктов). В числе таких регионов – Центральный, Южный, Урал, Сибирь, Северный Кавказ, Москва. В негативной зоне остаются Дальний Восток, Северо-Западный регион и Поволжье.
Уверенный рост индекса продолжился в Центральном, Южном регионе и на Северном Кавказе. А вот в Поволжье, Северо-Западном регионе и на Дальнем Востоке восстановление потребительских настроений пока застопорилось.
Москва по-прежнему отличается высокой волатильностью индекса. Во II квартале 2017 года индекс по Москве хотя и остался в зоне позитивных настроений, все же снизился на 3 пункта (со 107 пунктов в I квартале до 104 во II квартале). Такие флуктуации могут быть связаны с тем, что рыночная и информационная среда в Москве более динамична, что влияет на настрой москвичей.
«Индекс потребительских настроений отражает оценку потребителями текущей ситуации в экономике страны, своего финансового состояния и ожиданий на будущее. Исследования GfK показывают, что изменения индекса являются предвестником изменений спроса в перспективе 3–6 месяцев – в зависимости от категории товаров», – говорит Александр Демидов, генеральный директор CEO компании GfK Rus.
Закономерностью оценки индекса по возрастам является тот факт, что чем старше человек, тем ниже индекс. В группе от 16 до 19 лет наиболее высокий уровень индекса может быть обусловлен тем, что молодежь обычно получает желаемое, не прилагая к этому особых усилий, так как обеспечивается в основном родителями.
В группе 65 лет и старше стабильно низкий уровень индекса, что обусловлено невысокими пенсиями и отсутствием серьезных ожиданий по улучшению материального положения.
Острее всего на кризис реагировали возрастные сегменты, которые соответствуют наиболее экономически-активной группе населения. Во II квартале 2017 года потребительские настроения восстановились во всех возрастных группах, кроме старшей (50+).
Интересно, что чем больше семья, тем уровень индекса выше: это может быть обусловлено большей уверенностью людей, живущих в семьях, когда можно рассчитывать на поддержку родных. В таких семьях, как правило, большее количество людей имеет доход (зарплаты, пенсии, пособия и др.). Сложнее всего приходится домохозяйствам, состоящим из одного человека.
Если говорить о социальных классах, то, как показали исследования GfK, в стабильные годы лучше всего себя чувствуют классы А, В (высший и выше среднего – люди с хорошим образованием и хорошей работой). Кризис, начавшийся в 2014 году, существенным образом ударил по настроениям именно высшего и среднего класса, хотя впоследствии именно эти классы демонстрируют быструю адаптацию и приспособление к новым экономическим условиям.
По состоянию на II квартал 2017 года потребительские настроения восстановились во всех экономических группах, кроме низких классов DE (низкий уровень образования и неквалифицированная работа).
Планы и реальность
Интересную динамику в поведении потребителей отметили исследователи из холдинга «Ромир». Заявленные год назад планы на крупные траты разошлись с реальностью в сторону увеличения расходов.
Сэкономить россиянам удалось только на покупке одежды и обуви – планировали покупки 33%, а реально купили 27%. Крупные расходы на отдых планировали 12% россиян, а в итоге их осуществили 10%. Почти совпали планы и реальность в вопросе оплаты образования (5 и 6%), трат на развлечения (4 и 6%), покупку мебели (6 и 8%) и ювелирных изделий (1 и 2%). По остальным же статьям планы были превышены, причем в некоторых случаях в двойном и более размере.
Так, например, яркими примерами являются приобретения бытовой техники и электроники. Год назад планы на такие покупки делали 8% опрошенных, а по факту доля покупателей БТЭ выросла до 21%. Аналогичная ситуация и с покупкой смартфонов и планшетов. Собирались их купить 5% россиян, а в итоге купили 11%. От поломок телефонов никто не застрахован, поэтому и покупка новых аппаратов иногда становится непредвиденной тратой, отметили исследователи.
Привлекает внимание и ситуация вокруг автомобилей. Если год назад о планах на покупку авто говорили всего 2%, то по факту число купивших авто выросло втрое – до 7%. Дорогостоящий ремонт авто провели 8% россиян, хотя планировали только 4%. Однако этот вид трат также не всегда возможно планировать – ситуация могла потребовать срочного вложения значимых сумм в ремонт автомобиля.
Вот и по статье медицинских расходов произошел перерасход. В прошлом году планировали крупные траты на медицину и лечение 8% респондентов, а в итоге их совершили 16% россиян.
Ремонтом квартир, домов и дач тоже планировали заниматься значительно меньше респондентов (9%), чем в итоге оказалось (15%). Кому-то, вероятно, пришлось срочно проводить ремонтные работы вышедших из строя сантехники или отопительных агрегатов. Кто-то, возможно, просто решил вложить накопления в обновление интерьера.
Таким образом, с учетом роста реальных трат по сравнению с планами не удивительно, что доля россиян, которые не планировали делать никакие крупные покупки, тоже сократилась с 39 до 31%. При этом число россиян, которые не производили крупных трат, вернулось к докризисным показателям уже в прошлом году и продолжает оставаться на прежнем уровне. Значительно выше доля экономящих была только в 2015 году. Тогда более половины россиян (59%) не строили планов на крупные покупки.
Меры господдержки
Рост статистических показателей во многом обусловлен и рядом мер по поддержке автомобильной промышленности государством. Так, Минпромторгом разработаны проекты постановлений Правительства РФ о реализации в 2017 году программ льготного автокредитования, льготного лизинга, а также программы обновления парка автотранспортных средств.
По итогам предыдущего года в рамках программы льготного автокредитования при плане в 270 тыс. единиц техники по льготной кредитной ставке было реализовано 324 тыс. легковых автомобилей, что на 20% превышает плановый показатель. Данный инструмент показал себя эффективной мерой стимулирования спроса, и в 2017 году Минпромторг предлагает увеличить лимит стоимости автомобиля, чтобы предложить покупателям больший выбор моделей на максимально выгодных условиях.
В соответствии с разработанным проектом в 2017 году льготные кредитные договоры заключаются на следующих условиях: кредиты выданы в рублях с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года включительно на приобретение новых автомобилей 2016 или 2017 года выпуска. Стоимость автомобиля не превышает 1450 тыс. руб., а его полная масса – 3,5 т. Обеспечением кредита является залог приобретаемой машины, необходимо внести предоплату в размере не менее 20% ее стоимости.
Ставка кредитования, предусмотренная кредитным договором, определена в виде разницы между действующей на дату выдачи кредита ставкой кредитной организации (процентная ставка по сопоставимым по срокам, суммам и размеру первоначального взноса кредитам на покупку соответствующего типа автомобиля) и предоставляемой скидкой в размере 6,7 процентных пункта. Срок действия кредитного договора не должен превышать 36 месяцев.
В программе льготного автокредитования принимают участие 70 кредитных организаций, среди которых такие крупные банки, как ООО «Русфинанс Банк», ООО «Сетелем Банк», Банк ВТБ 24 (ПАО), АО «РН Банк», АО «Меткомбанк», АО «ЮниКредит Банк» и ООО «Фольксваген Банк РУС». В настоящее время средняя ставка по автокредиту с учетом предоставляемой скидки за составляет 9,5%, размер скидки 6,7 процентных пунктов.
Нарастить экспорт
Кроме того, государство собирается серьезно увеличить поставки машин и комплектующих за рубеж. Минпромторгом представлен проект стратегии развития экспорта автомобильной промышленности и производства автокомпонентов в Российской Федерации на период до 2025 года.
Документ определяет приоритетные направления развития экспорта, меры поддержки отрасли, целевые показатели и ресурсное обеспечение. Развитие экспорта, считают в министерстве, позволит продолжить долгосрочную программу развития автомобильной промышленности и дать дополнительный стимул для локализации в России ключевых технологий, которые используются во многих отраслях промышленности.
В рамках проекта было проведено широкое обсуждение потенциала экспорта автопрома, барьеров и необходимых мер поддержки с участниками отрасли. По результатам было выделено четыре основных направления Стратегии, по каждому из которых подготовлена конкретная программа мероприятий:
- создание общей институциональной среды для работы экспорто-ориентированных предприятий автомобильной отрасли, включая крупных автопроизводителей, а также средние и малые компании, работающие на рынке компонентов и субкомпонентов;
- поддержка экспорта национальных производителей, включая развитие сбытовых/сервисных сетей, развитие и адаптацию продуктов, эффективные схемы финансирования;
- стимулирование международных автопроизводителей к размещению в России сборочных производств экспортно ориентированных моделей для глобального рынка;
- стимулирование международных автопроизводителей к размещению в России заказов на компоненты для зарубежных сборочных производств.
Программа мероприятий содержит как организационные меры, включая формирование зон свободной торговли с приоритетными рынками и точечную доработку законодательной среды, так и меры налогового стимулирования и финансовой поддержки.
В базовом сценарии реализации стратегии и предлагаемых мер поддержки ожидается увеличение объемов экспорта продукции автопрома в размере 4,9 млрд долл.
В 2016 году совокупный объем экспорта продукции автомобильной промышленности составил 2,4 млрд долл. США без учета шин (3,4 млрд долл. США с учетом шин).
Всего в 2016 году экспортировано 82 тыс. автомобилей, в том числе 67 тыс. легковых, 6 тыс. легких коммерческих, 8 тыс. грузовых и около 2 тыс. автобусов.
Несмотря на позитивную динамику рынка, вопрос о том, продолжится ли его восстановление, остается открытым. Любые негативные изменения в экономике могут прервать наметившуюся тенденцию.