Слуга трех господ
В начале марта стало известно о том, что президент АВТОВАЗа Бу Андерссон покинет свой пост. Глава российского автогиганта перестал устраивать владельцев предприятия по нескольким причинам: швед продолжил сокращения персонала на заводе, отказался от услуг многих отечественных поставщиков и не смог обеспечить приемлемый уровень прибыли. Между тем похоже, что обеспечить интересы всех акционеров предприятия, одновременно не повышая уровень социальной напряженности в регионе, задача не вполне выполнимая в текущих экономических условиях.
О претензиях главы «Ростеха» (акционер АВТОВАЗа) Сергея Чемезова стало известно из его интервью газете «The Wall Street Journal». Тогда было заявлено о том, что решение об отставке Бу Андерссона с поста президента АВТОВАЗа принято. По словам Чемезова, этот шаг был согласован с контролирующим акционером – франко-японским альянсом Renault-Nissan.
«Сейчас нам нужен другой человек, – пояснил Сергей Чемезов. – Пытаясь обеспечить высокое качество продукции, Бу Андерссон отказался от многих российских комплектаторов. Он пошел по очень простому пути, закупая продукцию за рубежом у поставщиков Renault-Nissan. В связи с падением курса рубля наши расходы значительно увеличились. 75 млрд рублей убытков было сгенерировано под руководством Бу Андерссона».
Позже в интервью российскому новостному агентству ТАСС, глава Ростеха дал более развернутые комментарии относительно того, почему швед перестал устраивать акционеров.
Огромные убытки
«У нас, и у меня в частности, много претензий к Андерссону, – объяснил Чемезов. – Он сделал достаточно много для того, чтобы предприятие пришло к той плачевной ситуации, в которой оно находится сегодня. Его положительное влияние на компанию заключается в том, что он обновил линейку производимых автомобилей. Но заделы на создание этих моделей были сделаны предыдущей командой – командой Игоря Комарова. Они запускали и X-Ray, и Vesta. Андерссон запустил модели в серию.
Однако его большая ошибка в том, что он не стал активнее работать с российскими поставщиками комплектующих. Он пошел по самому легкому пути – заключил договоры с поставщиками Renault и Nissan, где есть отлаженная система производства и поставок. Андерссон считает, что у российских поставщиков плохое качество продукции, но я ему всегда говорил, с ними нужно работать и заставлять работать их самих, помогать им привлекать тех же иностранных партнеров для создания в России совместных производств. Это будет интересно и для иностранных производителей в РФ – покупать качественную продукцию за рубли.
Такие комплектующие можно было бы импортировать, получая при этом выгоду. Но он не прислушался к моим советам, и в результате кончилось тем, что сегодня мы имеем убытки на АВТОВАЗе в 75 млрд руб. А серьезная доля этого убытка вызвана закупками комплектующих».
«Ростех» между тем ставит перед собой совсем другие цели. Компания собралась увеличивать выручку на 17% ежегодно. Это должно позволить «Ростеху» войти в пятерку крупнейших машиностроительных холдингов мира. Конечно, неутешительные финансовые итоги года – веский повод для отставки.
Признали кризис
С другой стороны АВТОВАЗу пришлось выводить новые модели в крайне неблагоприятной экономической обстановке. Как было заявлено на пресс-конференции Ассоциации европейского бизнеса, объемы реализации новых легковых транспортных средств и легких коммерческих автомобилей в России за 2015 год упали на 35,7% по сравнению с предыдущим. За 12 месяцев было продано 1,6 млн единиц транспорта, в то время как в 2014 году – 2,49 млн. Рынок продолжил падение и в текущем году. Для января данный показатель составил 29,1%, в феврале снижение замедлилось до 13,4%.
Мартовское исследование холдинга «Ромир» свидетельствует о том, что большая часть россиян наконец осознала, что живет в кризисе. Так, семь из десяти россиян (71%) назвали нынешнюю экономическую ситуацию в стране кризисом, тогда как год назад такой ответ давал каждый второй (53%) опрошенный. Проявлениями кризиса лично для себя респонденты, как и год назад, в первую очередь называют рост цен и высокую инфляцию, обесценивание рубля.
По сравнению с ситуацией годичной давности россияне сегодня больше обеспокоены сокращением зарплат, но теперь их значительно меньше волнует напряженная международная ситуация и давление на Россию со стороны западных стран. В целях противостояния кризису респонденты по-прежнему готовы экономить. Однако в этом году большее число респондентов заявили о сокращении расходов на еду (27%), но меньше – об отказе от отдыха, развлечений и дорогостоящих товаров, отметили специалисты холдинга «Ромир».
Примечательно, что по-прежнему не собираются изменять свой стиль покупок и расходов 7% респондентов, которые признались, что их лично экономические проблемы не коснулись. Но это вряд ли потенциальные покупатели продукции АВТОВАЗа. Скорее эти 7% подняли продажи BMW и Lexus.
Как видно, вывод Vesta на рынок проходил в условиях крайне неблагоприятной конъюнктуры. Ожидать того, что потребитель потратит последнее накопленное на новинку, о надежности которой ничего не известно, не приходилось. Патриотичные в быту россияне предпочли успевшую хорошо зарекомендовать себя продукцию корейского автопрома.
Результаты Vesta
И все же в январе 2015 года Vesta вошла в Топ‑10 самых покупаемых автомобилей в России. За первый месяц года было продано 1643 Vesta, каждая третья – с автоматизированной механической трансмиссией (АМТ). Всего с начала продаж (чуть больше чем за два месяца) реализовано 4,5 тыс. Vesta. Вместе с ростом популярности автомобиля расширилось число дилеров, продающих новую модель. В декабре их было 60, в январе – 145.
По итогам января в Топ‑10 вошли еще три LADA – Granta, 4 × 4 и Largus. При этом Granta сохранила абсолютное лидерство с результатом 7,4 тыс. проданных машин, опередив ближайшего конкурента почти в 1,5 раза.
Российские продажи LADA в январе составили 15,5 тыс. автомобилей. Доля LADA на отечественном рынке легковых автомобилей увеличилась до 19,9% (в январе 2015 года – 15,1%). В сегменте доступных автомобилей стоимостью до 600 тыс. руб. LADA заняла 60% (годом ранее – 51%).
В феврале 2016 года Vesta снова попала в десятку самых продаваемых автомобилей, заняв 7-ю позицию с 2955 реализованных машин. По этому показателю модель близко подобралась к конкуренту в своей категории – VW Polo. В феврале обладателями Polo стали 3226 россиян. Правда, лидеры Топ‑10 и конкуренты по сегменту (Solaris и Rio) оставили Vesta и Polo далеко позади – 8130 и 7017 машин соответственно.
В одной лодке
Убытки из-за резкого падения доходов россиян понес не только АВТОВАЗ. По результатам прошлого года европейское подразделение GM так и не смогло вернуться к прибыльности. Ранее, отметило агентство Reuters, General Motors задалось целью снова сделать свое подразделение прибыльным к 2016 году. При этом последний раз закончить год в плюсе удавалось в 1999 году.
Убытки в Европе стали нарастать в последние месяцы года, в основном из-за падения продаж в России, третьего по объему рынка Европы, подчеркнуло Reuters. В результате в III квартале убытки составили 0,2 млрд долл. За аналогичный период 2014–0,4 млрд долл.
В августе прошлого года стало известно о том, что электромобили Tesla приносят компании-производителю убытки. Оказалось, что на каждой машине Model S теряется 4 тыс. долл., а квартальный убыток оценивается в 359 млн долл.
Согласно подсчетам, разработка и вывод на рынок новой модели в среднем обходится любому производителю приблизительно в 1 млрд долл. Учитывая вышеизложенное, результаты продаж Vesta в феврале можно считать довольно успешными.
Социальная напряженность
Помимо финансовых показателей в вину Андерссону ставили и кадровую политику. Еще в ноябре Чемезов заявил о том, что «Ростех» не устраивает кадровая политика менеджмента автогиганта.
«У нас блокирующий пакет, – приводило агентство ТАСС слова главы «Ростеха». – Конечно, не все устраивает. Прежде всего не устраивает кадровая политика руководителя предприятия в отношении сокращения рабочих мест. Здесь, конечно, надо было действовать более аккуратно, деликатнее».
В 2008–2009 годах на Автовазе были сокращены довольно много сотрудников, порядка 40 тыс., «но не было такого шума». «Мы совместно с руководителями губернии, совместно с Министерством труда нашли возможности, как обустроить людей, как обучить новым специальностям, – отметил Чемезов. – Здесь, по методу обрезания, народ выгнали на улицу. Эта практика, наверное, европейская, мы считаем, что этого делать нельзя, надо вести себя гибче. Конечно, у нас будет совет директоров, где мы будем встречаться с руководством Renault-Nissan. Вопрос стоит достаточно остро и в регионе и в правительстве поднимался уже не раз. Вопрос о смене генерального директора Автоваза пока не стоит, но какую-то воспитательную работу надо провести», – говорил тогда глава «Ростеха».
Практика действительно европейская. Конкуренты LADA давно отработали методику расширения производства и вывода новых моделей с минимумом издержек. Достаточно заглянуть на сайт Hyundai, чтобы понять, какого процента автоматизации требует современный автопром.
В рамках запуска нового кроссовера Creta в конце января 2016 года российский завод компании Hyundai Motor перезапустил производственные линии предприятия после масштабной модернизации в рамках подготовки к запуску новых моделей автомобилей.
Модернизация коснулась всех цехов завода «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус». Так, в цехе штамповки был установлен испытательный пресс для тестирования штампов, необходимых для производства новых панелей автомобилей. Таким образом, процесс подготовки к запуску новых моделей не будет мешать текущей работе производства. В цехе сварки к 120 существующим роботам было дополнительно установлено более 50 роботов, а также несколько вальцовочных прессов.
Установка нового оборудования необходима для создания особого прочного кузова нового компактного внедорожника, а также для повышения эффективности производственных процессов цеха. В цехе окраски на станции нанесения герметика были дополнительно установлены 2 робота. В цехе сборки был переоборудован целый участок конвейера: теперь передняя и задняя подвеска устанавливаются на автомобили одновременно, что будет особенно актуально при производстве полноприводной версии кроссовера Hyundai Creta.
Инвестиции в проект развития завода составляют 100 млн долл. Высокий уровень автоматизации производственных процессов предприятия является залогом качества выпускаемых автомобилей. Так, например, все сварочные операции завода выполняются только при помощи роботов, кроме того, роботы наносят грунт, краску и лак, как снаружи, так и внутри кузова автомобилей.
Роботы вместо рабочих
Опять же, замена рабочих автоматикой – общемировой тренд, который пугает трудящихся не только в России, но и за рубежом. Так, заместитель лидера Лейбористской партии Великобритании Том Уотсон призвал министра финансов Джорджа Осборна создать специальную комиссию. Она должна определить, каким образом автоматизация влияет на численность рабочих в стране.
Великобритания планирует разрешить использование грузовиков с автопилотом на дорогах королевства. В связи с этим Уотсон выступил на страницах газеты «The Guardian» с призывом создать комиссию, которая проанализирует воздействие автопилотов на рынок труда.
«Весь вопрос в том, как сделать так, чтобы развивающиеся технологии играли нам на руку, а не против нас, – объяснил заместитель лидера Лейбористской партии. – Нельзя оставлять такие вещи на произвол судьбы. У нас не существует поста министра по автоматизации, а также соответствующей комиссии. Нет новых институтов, которые бы позволяли учитывать интересы профсоюзов, работодателей и правительства. Эти институты могли бы определить, как справедливо распределить высвобождаемое время и произведенные товары».
В настоящий момент много рутинных операций уже выполняются роботами, включая такие сложные, как сборка автомобилей, отметила «The Guardian». Эксперты ожидают дальнейшего повышения уровня автоматизации производства. Недавнее исследование организации Bank of America Merrill Lynch свидетельствует о том, что 35% трудящихся Великобритании могут потерять работу из-за развития технологий.
В марте газета «The Daily Mail» привела данные доклада Совета экономических консультантов при президенте США. Согласно документу, вероятность того, что искусственный интеллект вытеснит людей с мало оплачиваемых позиций, составляет 83%. Сформированный в 1946 году Совет совместно с президентом оказывает определяющее воздействие на формирование экономической политики страны. Экономисты подсчитали, что наиболее уязвимо положение тех, кто зарабатывает менее 20 долл. в час. Вероятность потери работы с зарплатой сверх 20 долл. составляет всего 31%, сверх 40 долл. – 7%.
О том, как обстоят дела с роботизацией производства в российском автопроме, «АБС-авто» рассказала специалист по внешним коммуникациям ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» Ирина Шемякина.
«Благодаря роботизации качество, безусловно, повышается за счет исключения человеческого фактора в плане ритмичности и постоянства выполняемой работы на самых ответственных участках, – отметила Шемякина. – В окраске – это внешняя окраска кузова, на сборке – нанесение клея на стекла. И тот и другой процессы относятся к разряду специальных, качество которых невозможно оценить (если только разрушить деталь). Вряд ли стоит ожидать увеличения уровня роботизации, поскольку все критичные зоны на предприятии перекрыты, о чем говорилось выше. Соответственно, ожидать снижения количества рабочих мест не стоит».
Надежду на еще не скорую победу роботов вселяют заявления Mercedes-Benz. Компания с 2005 года стремится снизить время на производство автомобиля с 61 часа до 30. При этом ставка делается на живых работников. Причина проста: автопроизводитель выпускает слишком много кастомизированных транспортных средств.
Автоматизация не позволяет быстро перенастроить производственную линию. Если перенастройка роботов требует нескольких недель, то высококвалифицированный персонал способен запустить новую линию за выходные. Правда, никто не дает гарантию, что в будущем компании – производители роботов предложат продукт, способный перенастраиваться за несколько часов.
Скорее всего, рабочих и дальше будут сокращать, как в России, так и в других странах. А вот обеспечить уволенных рабочими местами – задача государства, а не владельца предприятия. Вряд ли в том, что в Тольятти, кроме АВТОВАЗа, больше некуда пойти работать, виноват Андерссон.
Импортные запчасти
Наконец, еще одной претензией к Андерссону назвали слишком высокий процент импортных комплектующих. Действительно, Vesta по цене оказалась всего на несколько десятков тысяч рублей дешевле конкурентов. Хотя если внимательно присмотреться к комплектациям, LADA получилась, что называется, «побогаче». В итоге машина потеряла единственное неоспоримое преимущество, которое было всегда свойственно российскому автопрому – относительную дешевизну.
С другой стороны, большая доля импортных запчастей позволила новинке дистанцироваться от имиджа российской машины как ведра с болтами. Судя по результатам многочисленных тест-драйвов и отзывов, АВТОВАЗу все же удалось удивить конечным продуктом потребителей. Опять же, некоторым иностранным производителям для обеления имиджа марки пришлось потратить с десяток лет.
Тем не менее российские поставщики, по свидетельству Шемякиной, работают над улучшением конечного продукта. «Качество поставляемых комплектующих улучшается из года в год, – сказала представитель предприятия. – Это связано с повышающимися ожиданиями потребителей и, как следствие, ужесточением требований к поставщикам со стороны служб качества GM-AVTOVAZ».
Похоже, что перед Андерссоном стояло сразу несколько задач, решить одновременно которые оказалось невозможно. Держать армию работников на фоне автоматизации производства конкурентов – нерентабельно, выводить на рынок новую модель в условиях тяжелейшего экономического кризиса – слишком рискованно, а использовать непроверенные узлы в новинке – поставить под сомнение и без того непростую репутацию LADA.
Перемена слагаемых
Как бы то ни было, швед в апреле окончательно покинет пост президента компании. На смену ему придет Николя Мор. В настоящее время 55-летний Николя Мор занимает должность генерального директора Renault в Румынии, где руководит всей коммерческой и производственной деятельностью компании.
Одновременно он занимает пост президента-генерального директора акционерного общества Automobile Dacia S. A., производителя одной из самых быстрорастущих автомобильных марок в Европе и крупнейшей частной компании Румынии. До того как присоединиться к команде Renault в 2000 году, Мор работал в компаниях по производству автомобильных комплектующих, таких как Faurecia и Valeo.
«АВТОВАЗ модернизировал свой модельный ряд и производственные процессы, а также существенно улучшил качество продукции», – сказал Карлос Гон, председатель совета директоров АВТОВАЗа и президент альянса Renault-Nissan, владеющего контрольным пакетом акций в Alliance Rostec Auto B. V., совместном предприятии, контролирующем АВТОВАЗ.
«С приходом Николя Мора мы планируем и дальше следовать выбранной стратегии, невзирая на вызовы, которые перед нами стоят сейчас. И мы продолжаем отстаивать наши взгляды на будущее российского рынка и АВТОВАЗа как лидирующего игрока российской автомобильной промышленности, в долгосрочной перспективе», – добавил он.
«Наши задачи сегодня – создать высококонкурентный продукт, увеличить долю рынка, а также обеспечить эффективный процесс загрузки российских производств компонентной базы. АВТОВАЗ в этом плане является стимулом для развития сотен других предприятий страны. Все эти задачи будут стоять перед новым руководителем. Мы рассчитываем, что он с ними справится», – отметил Сергей Чемезов.
Чем известен Мор? Беглый поиск выдает несколько новостных статей касательно готовящейся забастовки работников предприятия Renault в Румынии. Менеджмент пригрозил переносом производства из Румынии в Марокко, если зарплата работников будет увеличиваться слишком высокими темпами. В результате стороны договорились об увеличении зарплаты сотрудникам на 5% и выплате премий в 2016 году.
«Мы обсудили конкурентоспособность завода Dacia в Румынии с министром финансов, – приводит местное агентство Agerpres слова будущего президента АВТОВАЗа. – У нас есть и другие заводы, которые выпускают модели Dacia, в Марокко, например. Так что наша цель – остаться конкурентоспособными. Мы рассчитываем на поддержку правительства в этом вопросе».
Умеренные зарплаты и поддержка правительства – какие-то знакомые рецепты…