Признано в Европе
Август – время московских выставок. «Автомеханика», «Интеравто»... По четным годам случается и «Автосалон». Не знаю как вас, а меня отраслевые форумы настраивают на праздничный лад. Чуть торжественный, немного веселый, когда хочется сказать доброе слово всем, с кем давно работаешь, чьей дружбой дорожишь.
Так давайте скажем это доброе слово. Адресовано оно российскому предприятию, старейшему нашему партнеру ОАО «ТИИР» – как никак первый рассказ о нем прозвучал в «АБС-авто» далекой весной 1999 года. А что такое предприятие, фирма? Прежде всего люди, без которых не бывает ни истории, ни технологии, ни продукции, ни таких вот прочных и долгих отношений.
Кстати, с истории и начнем. Год 1946... Постановлением Совета Министров СССР в Ярославле создается ЦНИЛАС – Центральная научно-исследовательская лаборатория асбестовых изделий. Надо понимать, что такое асбестовая промышленность в те годы! Не только автотранспорт, но и авиация, флот, промышленные предприятия всех отраслей требуют огромного количества фрикционных изделий, прокладочных и теплоизоляционных материалов. И асбест – основное сырье для их производства. Нужна отечественная школа, технологии, кадры, специальная литература, наконец... Все это возлагалось на ЦНИЛАС.
Ярославль для ее «стратегического базирования» выбрали не случайно. Здесь действовал один из крупнейших заводов асбестотехнических изделий (АТИ). Он входил в состав резиноасбестового комбината, так же как и шинный завод. Словом, имелась внушительная производственная база – сейчас такие образования называют «кластерами».
Не прошло двух лет, и в ЦНИЛАС появилось отделение фрикционных изделий – и постепенно тормозные накладки, колодки, башмаки, ленты, кольца сцепления стали «коньком» предприятия независимо от его названия.
А название – да, менялось. В 1958 году ЦНИЛАС реорганизовали и нарекли ВНИИАТИ – Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт асбестовых технических изделий. В Советском Союзе это был единственный научно-технический центр с такой специализацией. Здесь разрабатывали самые разные технические изделия на основе асбеста, причем не только разрабатывали, но и внедряли на заводах АТИ и других профильных предприятиях.
Среди прочего во ВНИИАТИ создавали накладки сцеплений и тормозов, проводили испытания, готовили нормативную документацию. Было в институте и опытное производство – небольшое, но высокотехнологичное и даже элитное. Достаточно одного примера: именно здесь выпускали дисковые тормозные колодки для правительственных «Чаек» и ЗИЛов. Согласитесь, неплохая рекомендация: что-что, а безопасность правительства у нас всегда была на высоте.
Но главным делом оставалась все же наука. В советские времена исследования финансировались государством. И вот грянула перестройка... За ней последовала реорганизация, а затем и ликвидация отраслевых министерств и ведомств. Поддержка сверху стала ослабевать, истощаться и со временем прекратилась совсем.
Так закончили свою историю многие наши НИИ – но только не ВНИИАТИ. Здесь работали реалисты, понимавшие: рассчитывать нужно только на собственные силы. И прежде всего на интеллектуальный потенциал, квалифицированные кадры.
Что предложил рынку ВНИИАТИ? Аренду площадей под склады и ночные клубы? Нет, новые разработки – рецептуры фрикционных смесей. И конечную продукцию – тормозные накладки и колодки, накладки сцепления, прокладочные материалы, для чего пришлось существенно расширить производственную базу. Так появилось ОАО «НИИАТИ фирма ТИИР», продолжив историю заслуженного института.
Позже фирма стала называться ОАО «ТИИР» – под этим именем его знают и теперь. Кстати, аббревиатура ТИИР означает «термостойкие изделия, инженерные разработки» – как раз по профилю. В настоящее время на предприятии работает более 500 человек. А в сентябре 2011 года ЦНИЛАС – ВНИИАТИ – ТИИР отпраздновал 65-летие.
Что такое «ТИИР» сегодня? Можно сказать кратко: современное предприятие, объединяющее завод по выпуску фрикционных изделий; научно-исследовательский центр; аккредитованный испытательный центр. Поставщик ряда отечественных и зарубежных конвейеров, как «легковых», так и «грузовых»; поставщик вторичного рынка; партнер известных предприятий – список некоторых заводов и фирм приведен в конце статьи.
Обратите внимание: среди потребителей продукции «ТИИР» мы видим зарубежные компании со звучными, всем известными именами. О сотрудничестве с ними стоит поговорить подробнее.
Просто так стать партнером западных компаний, выпускающих автомобильные детали, узлы и агрегаты, невозможно. Тем более по тормозным изделиям. Необходимо иметь собственные разработки мирового уровня, интеллектуальную собственность, испытательные стенды, идентичные применяемым зарубежными фирмами. И разумеется, владеть секретами современных фрикционных смесей. Например, рецептуры не должны содержать асбеста, меди и некоторых других ингредиентов, запрещенных к использованию действующими и планируемыми нормативными документами – в частности, директивой Европейского парламента и Совета Европейского союза 2000/53ЕС.
Кстати, с асбестом в России картина получилась весьма любопытной. Избавиться от былого «лидера фрикционных композиций» производителям оказалось непросто – больно уж хлопотно, затратно... Да и не всегда получается чисто технически. Поэтому наши заводы АТИ пошли на хитрость: выпускают вроде безасбестовые изделия, но одновременно поставляют на внутренний рынок и асбестовые. А у тех себестоимость гораздо меньше, и если поставить цену чуть ниже безасбестовых, выгода получатся... Правильно, колоссальная! Одно плохо – такое предприятие по европейским меркам не может считаться безасбестовым...
Когда именитые иностранцы приехали в Россию выбирать партнера, они посетили многие «фрикционные» заводы. И поразились: как это? Сегодня загружаем в смеситель асбестовую смесь, завтра безасбестовую, послезавтра опять асбестовую. И на складах мешки с асбестом, и в цехах он на полу рассыпан. Какое уж тут asbestos-free, сплошь 60-е годы прошлого века. И никакие уверения, что хризотиловый асбест безвреден и его можно есть ложками, не помогли. Не надо ничего есть, ответили грустные фирмачи. Развернулись и уехали.
И только в «ТИИРе» они увидели территорию, действительно свободную от асбеста. Полностью, безоговорочно. И технологии по западным образцам увидели. И NAO-рецептуры без меди, свинца, кадмия. И внушительное количество запатенованных изобретений. А еще – необходимое испытательное оборудование. И вообще многое, располагающее к сотрудничеству.
Результат известен: ОАО «ТИИР» стало поставщиком OEM и OES таких автопроизводителей, как Mercedes, Chevrolet, Land Rover, Ford. Да, да, вы поняли правильно – в суппортах автомобилей Mercedes DW 169 класса А и их модификаций стоят наши, российские колодки, о чем «АБС-авто» писал неоднократно. И авторизованные дилеры Land Rover по всему миру устанавливают при очередном ТО наши, российские колодки.
Для полноты картины перечислим несколько инновационных решений, применяемых на предприятии. Они тоже легли в копилку европейского, а фактически – международного признания.
Прежде всего, это применяемые передовыми мировыми производителями методы испытаний: AK-Master, AMS, «block» wear tests. Естественно, что освоение этих методик потребовало приобретения самого передового испытательного оборудования, в частности, двух стендов фирмы Schenck. В результате ОАО «ТИИР» может «на одном языке» говорить с ведущими мировыми автопроизводителями, также использующими эти методики при определении фрикционно-износных характеристик фрикционных изделий.
Однако важны не только фрикционно-износные, но и другие характеристики продукции. Например, есть у фрикционной накладки такой показатель – сжимаемость. Он позволяет прогнозировать (и оптимизировать) скорость срабатывания тормозного механизма, в котором установлены данные колодки. Что это дает на практике? Очень многое.
Изучая сжимаемость, производитель судит о стабильности качества изделий и технологического процесса, а также склонности колодок к рывкам и образованию различного рода шумов при торможении.
Для водителя «правильная» сжимаемость означает плавный ход педали тормоза, снижение вибрации, отсутствие «писка» при торможении и т.д. Иными словами, комфорт и безопасность эксплуатации.
Так вот, новые фрикционные материалы, разработанные в ОАО «ТИИР» обеспечивают оптимальный уровень сжимаемости. А определяют сжимаемость на установке «Honeywell».
Однако в основе инновационной деятельности лежит не только освоение западных методик, нужны и собственные методические разработки. И они есть. Примером может служить созданная ОАО «ТИИР» методика оценки стойкости тормозных колодок к антигололедным реагентам. Эти испытания и методика их проведения не только успешно применяются ОАО «ТИИР», но и приняты фирмой Ford в качестве обязательных для всех поставщиков фрикционных изделий на предприятия Ford.
В процессе производства колодок ОАО «ТИИР» применяет ряд специальных технологических приемов:
• «термоудар» – особая обработка рабочей поверхности тормозной накладки при 500–600°С. Колодки после термоудара обретают стабильный коэффициент трения уже при первых торможениях. Кроме того, снижается уровень шумности. Операция проводится на импортной установке под управлением компьютера;
• нанесение на каркас импортной противошумной мастики или установка противошумных пластин;
• защита колодок от коррозии благодаря полимерному покрытию;
Список можно продолжить, но нам важнее результат. Озвучим и его. Итак, новое поколение колодок с товарным знаком «ТИИР» имеет следующие показатели:
• сжимаемость на уровне лучших европейских аналогов;
• высокую стабильность коэффициента трения во всем диапазоне рабочих температур, давлений и скоростей;
• отличную восстанавливаемость эффективности торможения после нагревов;
• износостойкость накладок и диска как у лучших европейских аналогов;
• незначительную вероятность возникновения «писка» в процессе торможения.
Вот и получается, что по своим потребительским свойствам колодки, разработанные ОАО «ТИИР», конкурентоспособны и не уступают лучшим зарубежным аналогам. Что и подтвердили западные компании, ставшие партнерами ярославского предприятия.
Фото на заставке: Тормозные колодки для автомобилей семейства ВАЗ-21053, -2107, -2110, -2111, -2112, -2113, -2114, -215 и их модификаций; ВАЗ-1118 «Лада Калина», -21213 и их модификаций; автомобилей «Нива-Шевроле», ГАЗ-3302, -2217 и их модификаций