Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Признано в Европе

Признано в Европе

Август – время московских выставок. «Автомеханика», «Интеравто»... По четным годам случается и «Автосалон». Не знаю как вас, а меня отраслевые форумы настраивают на праздничный лад. Чуть торжественный, немного веселый, когда хочется сказать доброе слово всем, с кем давно работаешь, чьей дружбой дорожишь.

Так давайте скажем это доброе слово. Адресовано оно российскому предприя­тию, старейшему нашему партнеру ОАО «ТИИР» – как никак первый рассказ о нем прозвучал в «АБС-авто» далекой весной 1999 года. А что такое предприятие, фирма? Прежде всего люди, без которых не бывает ни истории, ни технологии, ни продукции, ни таких вот прочных и долгих отношений.

Кстати, с истории и начнем. Год 1946... Постановлением Совета Министров СССР в Ярославле создается ЦНИЛАС – Центральная научно-исследовательская лаборатория асбестовых изделий. Надо понимать, что такое асбестовая промышленность в те годы! Не только автотранспорт, но и авиация, флот, промышленные предприятия всех отраслей требуют огромного количества фрикционных изделий, прокладочных и теплоизоляционных материалов. И асбест – основное сырье для их производства. Нужна отечественная школа, технологии, кадры, специальная литература, наконец... Все это возлагалось на ЦНИЛАС.

Колодки для автомобилей Mercedes (DW 169 класса А) и их модификаций
Колодки для автомобилей Mercedes (DW 169 класса А) и их модификаций

Ярославль для ее «стратегического базирования» выбрали не случайно. Здесь действовал один из крупнейших заводов асбестотехнических изделий (АТИ). Он входил в состав резиноасбестового комбината, так же как и шинный завод. Словом, имелась внушительная производственная база – сейчас такие образования называют «кластерами».

Не прошло двух лет, и в ЦНИЛАС появилось отделение фрикционных изделий – и постепенно тормозные накладки, колодки, башмаки, ленты, кольца сцепления стали «коньком» предприятия независимо от его названия.

А название – да, менялось. В 1958 году ЦНИЛАС реорганизовали и нарекли ВНИИАТИ – Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт асбестовых технических изделий. В Советском Союзе это был единственный научно-технический центр с такой специализацией. Здесь разрабатывали самые разные технические изделия на основе асбеста, причем не только разрабатывали, но и внедряли на заводах АТИ и других профильных предприятиях.

Среди прочего во ВНИИАТИ создавали накладки сцеплений и тормозов, проводили испытания, готовили нормативную документацию. Было в институте и опытное производство – небольшое, но высокотехнологичное и даже элитное. Достаточно одного примера: именно здесь выпускали дисковые тормозные колодки для правительственных «Чаек» и ЗИЛов. Согласитесь, неплохая рекомендация: что-что, а безопасность правительства у нас всегда была на высоте.

Колодки для автомобилей Ford (Mondeo 2007 г. в.,  Galaxy 2006 г. в., S­max 2006 г. в.) и их модификаций
Колодки для автомобилей Ford (Mondeo 2007 г. в., Galaxy 2006 г. в., S­max 2006 г. в.) и их модификаций

Но главным делом оставалась все же наука. В советские времена исследования финансировались государством. И вот грянула перестройка... За ней последовала реорганизация, а затем и ликвидация отраслевых министерств и ведомств. Поддержка сверху стала ослабевать, истощаться и со временем прекратилась совсем.

Так закончили свою историю многие наши НИИ – но только не ВНИИАТИ. Здесь работали реалисты, понимавшие: рассчитывать нужно только на собственные силы. И прежде всего на интеллектуальный потенциал, квалифицированные кадры.

Что предложил рынку ВНИИАТИ? Аренду площадей под склады и ночные клубы? Нет, новые разработки – рецептуры фрикционных смесей. И конечную продукцию – тормозные накладки и колодки, накладки сцепления, прокладочные материалы, для чего пришлось существенно расширить производственную базу. Так появилось ОАО «НИИАТИ фирма ТИИР», продолжив историю заслуженного института.

Позже фирма стала называться ОАО «ТИИР» – под этим именем его знают и теперь. Кстати, аббревиатура ТИИР означает «термостойкие изделия, инженерные разработки» – как раз по профилю. В настоящее время на предприятии работает более 500 человек. А в сентябре 2011 года ЦНИЛАС – ВНИИАТИ – ТИИР отпраздновал 65-летие.

Что такое «ТИИР» сегодня? Можно сказать кратко: современное предприятие, объединяющее завод по выпуску фрикционных изделий; научно-исследовательский центр; аккредитованный испытательный центр. Поставщик ряда отечественных и зарубежных конвейеров, как «легковых», так и «грузовых»; поставщик вторичного рынка; партнер известных предприя­тий – список некоторых заводов и фирм приведен в конце статьи.

Колодки для автомобилей land Rover l 314 (Freelander 2000–2006 г. в.,  Range Rover 2002 г. в.)  и их модификации
Колодки для автомобилей land Rover l 314 (Freelander 2000–2006 г. в., Range Rover 2002 г. в.) и их модификации

Обратите внимание: среди потребителей продукции «ТИИР» мы видим зарубежные компании со звучными, всем известными именами. О сотрудничестве с ними стоит поговорить подробнее.

Просто так стать партнером западных компаний, выпускающих автомобильные детали, узлы и агрегаты, невозможно. Тем более по тормозным изделиям. Необходимо иметь собственные разработки мирового уровня, интеллектуальную собственность, испытательные стенды, идентичные применяемым зарубежными фирмами. И разумеется, владеть секретами современных фрикционных смесей. Например, рецептуры не должны содержать асбеста, меди и некоторых других ингредиентов, запрещенных к использованию действующими и планируемыми нормативными документами – в частности, директивой Европейского парламента и Совета Европейского союза 2000/53ЕС.

Кстати, с асбестом в России картина получилась весьма любопытной. Избавиться от былого «лидера фрикционных композиций» производителям оказалось непросто – больно уж хлопотно, затратно... Да и не всегда получается чисто технически. Поэтому наши заводы АТИ пошли на хитрость: выпускают вроде безасбестовые изделия, но одновременно поставляют на внутренний рынок и асбестовые. А у тех себестоимость гораздо меньше, и если поставить цену чуть ниже безасбестовых, выгода получатся... Правильно, колоссальная! Одно плохо – такое предприятие по европейским меркам не может считаться безасбестовым...

Когда именитые иностранцы приехали в Россию выбирать партнера, они посетили многие «фрикционные» заводы. И поразились: как это? Сегодня загружаем в смеситель асбестовую смесь, завтра безасбестовую, послезавтра опять асбестовую. И на складах мешки с асбестом, и в цехах он на полу рассыпан. Какое уж тут asbestos-free, сплошь 60-е годы прошлого века. И никакие уверения, что хризотиловый асбест безвреден и его можно есть ложками, не помогли. Не надо ничего есть, ответили грустные фирмачи. Развернулись и уехали.

И только в «ТИИРе» они увидели территорию, действительно свободную от асбеста. Полностью, безоговорочно. И технологии по западным образцам увидели. И NAO-рецептуры без меди, свинца, кадмия. И внушительное количество запатенованных изобретений. А еще – необходимое испытательное оборудование. И вообще многое, располагающее к сотрудничеству.

Результат известен: ОАО «ТИИР» стало поставщиком OEM и OES таких автопроизводителей, как Mercedes, Chevrolet, Land Rover, Ford. Да, да, вы поняли правильно – в суппортах автомобилей Mercedes DW 169 класса А и их модификаций стоят наши, российские колодки, о чем «АБС-авто» писал неоднократно. И авторизованные дилеры Land Rover по всему миру устанавливают при очередном ТО наши, российские колодки.

Для полноты картины перечислим несколько инновационных решений, применяемых на предприятии. Они тоже легли в копилку европейского, а фактически – международного признания.

Прежде всего, это применяемые передовыми мировыми производителями методы испытаний: AK-Master, AMS, «block» wear tests. Естественно, что освоение этих методик потребовало приобретения самого передового испытательного оборудования, в частности, двух стендов фирмы Schenck. В результате ОАО «ТИИР» может «на одном языке» говорить с ведущими мировыми автопроизводителями, также использующими эти методики при определении фрикционно-износных характеристик фрикционных изделий.

Однако важны не только фрикционно-износные, но и другие характеристики продукции. Например, есть у фрикционной накладки такой показатель – сжимаемость. Он позволяет прогнозировать (и оптимизировать) скорость срабатывания тормозного механизма, в котором установлены данные колодки. Что это дает на практике? Очень многое.

Изучая сжимаемость, производитель судит о стабильности качества изделий и технологического процесса, а также склонности колодок к рывкам и образованию различного рода шумов при торможении.

Для водителя «правильная» сжимаемость означает плавный ход педали тормоза, снижение вибрации, отсутствие «писка» при торможении и т.д. Иными словами, комфорт и безопасность эксплуатации.

Так вот, новые фрикционные материалы, разработанные в ОАО «ТИИР» обеспечивают оптимальный уровень сжимаемости. А определяют сжимаемость на установке «Honeywell».

Однако в основе инновационной деятельности лежит не только освоение западных методик, нужны и собственные методические разработки. И они есть. Примером может служить созданная ОАО «ТИИР» методика оценки стойкости тормозных колодок к антигололедным реагентам. Эти испытания и методика их проведения не только успешно применяются ОАО «ТИИР», но и приняты фирмой Ford в качестве обязательных для всех поставщиков фрикционных изделий на предприятия Ford.

В процессе производства колодок ОАО «ТИИР» применяет ряд специальных технологических приемов:

• «термоудар» – особая обработка рабочей поверхности тормозной накладки при 500–600°С. Колодки после термоудара обретают стабильный коэффициент трения уже при первых торможениях. Кроме того, снижается уровень шумности. Операция проводится на импортной установке под управлением компьютера;

• нанесение на каркас импортной противошумной мастики или установка противошумных пластин;

• защита колодок от коррозии благодаря полимерному покрытию;

Список можно продолжить, но нам важнее результат. Озвучим и его. Итак, новое поколение колодок с товарным знаком «ТИИР» имеет следующие показатели:

• сжимаемость на уровне лучших европейских аналогов;

• высокую стабильность коэффициента трения во всем диапазоне рабочих температур, давлений и скоростей;

• отличную восстанавливаемость эффективности торможения после нагревов;

• износостойкость накладок и диска как у лучших европейских аналогов;

• незначительную вероятность возникновения «писка» в процессе торможения.

Вот и получается, что по своим потребительским свойствам колодки, разработанные ОАО «ТИИР», конкурентоспособны и не уступают лучшим зарубежным аналогам. Что и подтвердили западные компании, ставшие партнерами ярославского предприятия.

Фото на заставке: Тормозные колодки для автомобилей семейства ВАЗ-21053, -2107, -2110, -2111, -2112, -2113, -2114, -215 и их модификаций; ВАЗ-1118 «Лада Калина», -21213 и их модификаций; автомобилей «Нива-Шевроле», ГАЗ-3302, -2217 и их модификаций

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены