Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Расчетная стоимость ремонта автомобиля Toyota Hilux за 276 948,65 руб., а трудоемкость ремонта равна 1,8 нормо-часа. Часть 3

Расчетная стоимость ремонта автомобиля Toyota Hilux  за 276 948,65 руб., а трудоемкость ремонта  равна 1,8 нормо-часа. Часть 3

Практика исследования турбокомпрессоров и материалы, изложенные в специальной литературе, свидетельствуют о том, что при попадании твердого предмета в полость турбокомпрессора повреждаются все лопатки. Это объясняется тем фактом, что частота вращения ротора турбокомпрессора достигает 240 000 1/мин и более. Турбокомпрессоры дизелей имеют частоту вращения ротора в зависимости от режима работы двигателя от 10 000 до 150 000 1/мин. То есть ротор за 1 секунду совершает от примерно 170 до 2500 оборотов. Это означает, что при таких частотах вращения один оборот ротор совершат за период времени 0,006…0,0004 с. За такой короткий отрезок времени все лопатки контактируют с попавшим в турбокомпрессор посторонним предметом и деформируются.

У исследуемого турбокомпрессора деформирована только одна лопатка. При этом на компрессорном колесе расположены 6 больших и 6 малых лопаток, и ротор совершает один оборот за время от 0,006 с на малой частоте вращения ротора до 0,0004 с на высокой частоте вращения. При этом линейная скорость лопатки колеса в зависимости от режима работы двигателя лежит в диапазоне от 18 до 275 м/с. Для сравнения – скорость звука в воздушной среде составляет 343 м/с. Если твердый предмет попадает в полость вращения колеса турбокомпрессора, то он деформирует несколько, а чаще всего, все лопатки. Если в зону вращения компрессорного колеса попал кусок льда, то он будет разрушен динамическим ударом лопатки, движущейся с высокой скоростью.

На участке лопатки, на котором действовали деформирующие силы, образовались множественные разнонаправленные вмятины с вытеснением алюминиевого сплава к периферии вдавленной зоны и образованием выступов. Направления действия сил в зонах контактного взаимодействия определялись на основании результатов микросъемки относительно линии боковой кромки лопатки. Силовые воздействия были направлены под следующими углами: 119, 153, 160, 203, 217, 236, 242, 260, 268, 293°. Углы направления векторов сил α показаны на рис. 1.

Рис 1. Углы направления векторов сил
Рис 1. Углы направления векторов сил

Векторы сил для сравнения углов условно показаны, начинающимися из одной точки. В действительности силы под разными углами были приложены в разных точках поврежденного участка.

Углы, отличающиеся на несколько градусов (153 и 160°, 236 и 242°, 260 и 268°) могут считаться одинаковыми с учетом точности определения направления действия вектора сил. На рис. 1 видно, что явно выделяются разные направления действия сил, образовавших следы на поверхности деформированного участка лопатки.

По масштабным фотографиям цифрового микроскопа определены размеры вмятин от 0,15 до 0,35 мм. Вмятины образованы одним или несколькими предметами с контактными поверхностями в виде острой вершины и плоской грани. Твердость следообразующего объекта была выше твердости алюминиевого сплава, из которого изготовлено компрессорное колесо турбокомпрессора. Лед при силовом воздействии с таким усилием, при котором лед разрушается, не оставляет на поверхности лопатки царапин и вмятин, так  как твердость льда значительно меньше твердости алюминиевого сплава. Учитывая комплекс этих фактов, версия о повреждении лопатки компрессорного колеса турбокомпрессора отвергается как противоречащая фактическим данным. Деформация лопатки и образование множества разнонаправленных вмятин на задней поверхности лопатки имеет другую причину образования.

Вероятной причиной возникновения повреждения лопатки турбинного колеса турбокомпрессора является следующая. При неработающем двигателе и не вращающемся роторе турбокомпрессора в полость компрессорной секции попал твердый посторонний предмет размером менее промежутка между лопатками компрессорного колеса. Такой предмет мог попасть в полость компрессорной секции по резиновому воздуховоду (фото 27), который идет от корпуса воздушного фильтра к турбокомпрессору.

Фото 27. Воздуховод после демонтажа
Фото 27. Воздуховод после демонтажа

Этот воздуховод резиновый, расположен вертикально в моторном отсеке, его верхняя часть с входным отверстием имеет поворот под 90°, а в нижней части воздуховод соединяется с угловым элементом, изготовленным из алюминиевого сплава, делающим поворот воздушного потока под 90° и направляющим воздушный поток в компрессорную полость турбокомпрессора (фото 28, 28.1).

Фото 28. Крышка воздушного фильтра снята. Воздуховод отсоединен
Фото 28. Крышка воздушного фильтра снята. Воздуховод отсоединен
Фото 28.1. Крышка воздушного фильтра снята. Воздуховод отсоединен
Фото 28.1. Крышка воздушного фильтра снята. Воздуховод отсоединен

Посторонний предмет, попав во входное отверстие вертикального воздуховода, под действием силы тяжести попадает в компрессорную часть турбокомпрессора. При этом предмет мог попасть в полость между лопатками компрессорного колеса. Для извлечения этого предмета могли предприниматься действия с помощью какого-либо инструмента, и предмет силовым образом извлекался из полости за лопаткой. В результате этого образовались разнонаправленные вмятины на задней поверхности лопатки и деформация угловой части лопатки в направлении извлечения предмета, т. е. со стороны внутренней полости в направлении входного отверстия. Вмятины могли образоваться в результате силового контакта задней части лопатки, как с самим извлекаемым предметом, так и в результате контакта с инструментом, который использовался для этих целей.

Входное отверстие воздуховода становится открытым и незащищенным от попадания предметов после отсоединения воздуховода от крышки корпуса воздушного фильтра. Работы по отсоединению верхней части воздуховода от крышки корпуса воздушного фильтра выполняются при замене фильтрующего элемента воздушного фильтра и при иных работах (фото 29).

Фото 29. Входное отверстие воздуховода
Фото 29. Входное отверстие воздуховода

Данная причина рассматривается в качестве вероятной. Следы на задней поверхности лопатки компрессорного колеса и деформация лопатки не позволяют экспертными методами точно определить конкретный объект, оставившего следы на задней поверхности лопатки. Это могла быть гайка, болт или иной твердый предмет. Лед не может образовать такой комплекс следов на задней поверхности лопатки компрессорного колеса.

В соответствии с исковым заявлением изменение звука работы компрессора было замечено истцом ХХ 2015 года при движении автомобиля. Таким образом, можно предполагать, что деформация лопатки компрессорного колеса турбокомпрессора возникла Х Х января 201Х года или ранее. При техническом обслуживании автомобиля проводится работа по контролю технического состояния и (или) замене фильтрующего элемента воздушного фильтра. При этом снимается крышка корпуса воздушного фильтра и образуется свободный доступ во входное отверстие воздуховода. Крышка воздушного фильтра снимается также при замене ламп правой фары, при замене лампы указателя поворота правой фары и при замене лампы габаритного огня правой форы.

Таким образом, в процессе эксплуатации при каждом техническом обслуживании, которое должно проводиться с периодичностью 10 тыс. км, а также при замене какой-либо лампе правой фары проводится снятие крышки корпуса воздушного фильтра и отсоединение воздуховода (фото 30, 30.1). При этом входное отверстие воздуховода становится открытым и возникает вероятность попадания в него постороннего предмета, который под действием силы тяжести попадает в компрессорную секцию турбокомпрессора.

Фото 30. Входное отверстие направляющего патрубка турбокомпрессора
Фото 30. Входное отверстие направляющего патрубка турбокомпрессора
Фото 30.1. Входное отверстие направляющего патрубка турбокомпрессора
Фото 30.1. Входное отверстие направляющего патрубка турбокомпрессора

У исследуемого автомобиля в его конструкции отсутствует система подогрева канала вентиляции картера. Необходимо рассмотреть вопрос, является отсутствие подогрева конструктивным дефектом автомобиля или нет.

В соответствии с ГОСТ 15467–79 конструктивным дефектом является несоответствие требованиям технического задания или установленным правилам разработки (модернизации) продукции.

Автомобиль изготовлен в соответствии действовавшей на момент производства документацией. В спецификации автомобиля (л. д. 11) отсутствует такая позиция, как подогрев системы вентиляции картера. Таким образом, отсутствуют основания для вывода о несоответствии конструкции исследуемого автомобиля техническому заданию.

Вывод по первому вопросу

Все системы автомобиля TOYOTA HILUX, идентификационный номер Х находятся в исправном состоянии. Турбокомпрессор автомобиля выполняет все заданные функции и находится в работоспособном состоянии. Лопатка компрессорного колеса имеет повреждение в виде деформации и множественных вмятин без утраты турбокомпрессором работоспособности. Повреждение является не следствием конструктивного или производственного дефекта автомобиля, и результатом попадания в турбокомпрессор льда. Наиболее вероятной причиной повреждения являются действия лица, проводившего работы по техническому обслуживанию или ремонту автомобиля.

Имеются ли в автомобиле недостатки? В случае, если имеются, то каковы причины их возникновения? Являются ли они производственными или эксплуатационными или возникли в результате действий третьих лиц?

Вопрос 2

При наличии недостатков автомобиля возможна ли его дальнейшая безопасная эксплуатация?

Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, по условиям безопасности установлены Приложением 7 Технического регламента (действовал до 01.01.2015), Приложением 8 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 (действует с 01.01.2015), ГОСТ Р 51709–2001, Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации.

В исследовательской части по первому вопросу было установлено, что турбокомпрессор имеет повреждение одной лопатки компрессорного колеса в виде деформации и множества мелких вмятин. Деформация и мелкие вмятины лопатки турбокомпрессора не сказываются на работоспособности турбокомпрессора и не ограничивают возможность эксплуатации автомобиля, как в соответствии с действующей нормативной документацией, так и нормативной документацией, действовавшей до 01.01.2015.

Вывод по второму вопросу

Наличие повреждений лопатки турбокомпрессора не ограничивает возможность безопасной эксплуатации автомобиля.

Вопрос 3

При наличии недостатков автомобиля являются ли они устранимыми? Если да, то какова примерная стоимость работ по их устранению и в течение какого примерно времени данные дефекты могут быть устранены с учетом обычно применяемого способа?

Исследование по первому вопросу выявило наличие повреждения лопатки компрессорного колеса без утраты турбокомпрессором своей работоспособности. Эксплуатация автомобиля по условиям безопасности не ограничена нормативными документами. Однако турбокомпрессор имеет повреждение. Деформация лопатки компрессорного колеса, изготовленного из алюминиевого сплава, не может быть устранена с надлежащим качеством существующими технологическими способами. Поэтому устранение повреждения турбокомпрессора может быть осуществлено следующими способами:

1) замена поврежденного турбокомпрессора новым турбокомпрессором;

2) замена поврежденного турбокомпрессора восстановленным турбокомпрессором;

3) восстановление поврежденного турбокомпрессора.

Для автомобилей, находящихся на гарантийном периоде эксплуатации в соответствии с п. 3.14 РД 37.009.025–92 «Положения о гарантийном техническом обслуживании легковых автомобилей и мототехники» при гарантийном ремонте не допускается использование восстановленных деталей, узлов и агрегатов.

Гарантийные обязательства производителя распространяются на автомобили TOYOTA HILUX в течение 36 месяцев эксплуатации или при пробеге до 100 тыс. км при условии выполнения правил эксплуатации и правил, предусмотренных условиями гарантии. Автомобиль истца на момент проведения экспертного исследования имел пробег 107 076 км, т. е. более 100 тыс. км.

В Руководстве по гарантийному обслуживанию автомобиля (л. д. 13–15) имеются отметки о технических обслуживаниях автомобиля, проведенных 06.03.2012 при пробеге 9551 км (ТО 10 000), при пробеге 20 524 км (ТО 20 000). Эти обслуживания были проведены авторизованными техническими центрами. Также имеется отметка о техническом обслуживании, проведенном ХХ 2014 года при пробеге 90 010 км, которое было проведено индивидуальным предпринимателем (фамилия не читается). Исполнитель этих работ, вероятно, не является авторизованным техническим центром. Отметки о технических обслуживаниях после пробега 20 тыс. км до пробега 90 тыс. км в Руководстве по гарантийному обслуживанию отсутствуют.

Условия проведения оценки стоимости ремонта (в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» [22] и ФСО‑3 [23]:

– Турбокомпрессор автомобиля имеет повреждение лопатки компрессорного колеса и требуется его замена.

– Технологический процесс ремонта автомобиля выполняется в полном объеме, с надлежащим качеством и в соответствии с ремонтной технологией изготовителя. Другие работы, не связанные с заменой турбокомпрессора, не проводятся.

– Ремонт проводится ремонтной организацией, имеющей весь необходимый комплект технологического оснащения, включая и техническую документацию.

– Персонал ремонтной организации имеет квалификацию, необходимую для качественного выполнения всех операций технологического процесса, с соблюдением установленных изготовителем автомобиля нормативов.

– Поставки запасных частей и материалов осуществляются с ближайшего склада.

– При оценке стоимости ремонта не используются какие-либо специальные скидки и наценки.

– При расчете стоимости ремонта использованы нормативы трудоемкости технологических операций, установленные заводом-изготовителем.

– Затраты на доставку автомобиля в ремонтную организацию не учитываются.

– При проведении ремонта автомобиля ремонтная организация выполняет все технические и технологические нормативы изготовителя автомобиля, а также нормативные документы, действующие в РФ.

– Оценка проведена для г. Х.

Подходы к оценке в соответствии с ФЗ РФ от 29.07.1998 № 135 «Закон об оценочной деятельности в РФ».

– При оценке стоимости услуги по ремонту автомобиля использован затратный подход.

– Доходный подход не применяется, так  как объектом оценки являются услуги по ремонту, не являющиеся для истца источником дохода.

– Сравнительный подход при оценке стоимости ремонта не применяется, так  как технологический процесс, объем и содержание ремонтных работ для конкретного автомобиля при использовании подефектной технологии индивидуальны и аналоги отсутствуют.

Стоимость ремонта автомобиля складывается из стоимости работ, стоимости запасных частей и стоимости материалов:

Срем = Сраб + Сзч + См ,

где Срем – стоимость ремонта автомобиля;

Сраб – стоимость работ;

Сзч – стоимость запасных частей;

См – стоимость материалов.

Стоимость работ определяется по формуле:

Сраб = Т · Сн.ч ,

где Т – трудоемкость работ, н-ч;

Сн.ч – стоимость нормо-часа работ, руб/н-ч.

При определении стоимости нормо-часа работ учитывается модель, возраст автомобиля, а также то обстоятельство, что работы проводятся в авторизованном техническом центре.

В город Н имеются два авторизованных технических центра TOYOTA – «Тойота-Центр Х» и «Тойота-Центр Y». Стоимость нормо-часа работ в этих технических центрах равна 1430 руб. Расчет стоимости ремонта выполнен с помощью программного комплекса AUDATEX.Трудоемкость работ определяется в соответствии с нормативами, установленными изготовителем автомобиля для ремонтных организаций.

Стоимость запасных частей определена по ценам авторизованных технических центров.

Расчет стоимости ремонта автомобиля приведен в Приложении 3. Расчетная стоимость ремонта автомобиля TOYOTA HILUX, идентификационный номер ХХ равна 276 948,65 руб. Трудоемкость ремонта равна 1,8 нормо-часа.

Вывод по третьему вопросу

Повреждение турбокомпрессора может быть устранено способами, указанными в исследовательской части. Расчетная стоимость ремонта в авторизованном техническом центре равна 276 948,65 руб. Трудоемкость ремонта равна 1,8 нормо-часа.

При наличии недостатков автомобиля являются ли они устранимыми? Если да, то какова примерная стоимость работ по их устранению и в течение какого примерно времени данные дефекты могут быть устранены с учетом обычного применяемого способа?

Вопрос 4

При наличии недостатков автомобиля являются ли они следствием конструктивной недоработки изготовителем системы принудительной вентиляции картера, при условии эксплуатации автомобиля в условиях низких температур наружного воздуха?

В исследовательской части по первому вопросу было установлено, что повреждения лопатки компрессорного колеса турбокомпрессора автомобиля TOYOTA HILUX, идентификационный номер ХХ не является следствием образования льда в канале системы вентиляции картера двигателя и попадания льда в компрессорную секцию турбокомпрессора. Отсутствие системы подогрева канала вентиляции картера двигателя не является конструктивным дефектом автомобиля. Таким образом, повреждение компрессорного колеса турбокомпрессора не является следствием конструктивного дефекта автомобиля.

Вывод по четвертому вопросу

Повреждение компрессорного колеса турбокомпрессора автомобиля TOYOTA HILUX, идентификационный номер ХХ не является следствием конструктивного дефекта автомобиля.

  • Сергей Лосавио, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет
  • Владимир Смольников, редактор, издатель

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены