Шестая «трёшка»
Компания BMW начала продажи в России новых спорт-седанов 3-й серии. Это уже шестое поколение популярных у нас автомобилей.
Презентация новинки с заводским индексом F30 прошла в феврале в выставочном центре «Бахметьевский гараж» и стала центральным событием выставки «History of Winners», посетители которой имели возможность познакомиться не только с новейшей немецкой разработкой, но и со всеми пятью ее предшественницами. Между прочим, «трёшек» во всем мире уже продано более 12 млн штук.
Специалисты компании и на этот раз сохранили те особенности конструкции, которые заслужили признание автомобилистов. Это мощные двигатели, установленные продольно, задний привод и сбалансированная развесовка по осям в пропорции 50 : 50. При этом благодаря увеличению длины автомобиля до 4624 мм (прибавка составила 93 мм) и колесной базы до 2810 (плюс 50 мм) его салон стал просторнее, а также возрос объем багажного отделения – теперь он равен 480 л (дополнительно 20 л).
Первоначально новый BMW 3-й серии будет предлагаться с тремя двигателями: двумя бензиновыми, различающимися числом цилиндров (модели BMW 328i и BMW 335i), и дизелем (BMW 320d). Во всех моторах применена технология BMW TwinPower Turbo, и все они с запасом укладываются в требования экологических стандартов Евро-5 и ULEV (американский). Кроме того, со всеми «движками» возможно движение в режиме ECO PRO.
Мотористы компании считаются одними из лучших в мире. Порадовали автомобилистов они и сейчас. На модели BMW 328i дебютирует новый 4-цилиндровый 16-клапанный двигатель. При рабочем объеме 1997 см3 (диаметр цилиндра 84,0 мм; ход поршня 90,1 мм; степень сжатия 10,0) он развивает максимальную мощность 180 кВт/245 л.с., которая поддерживается в диапазоне от 5000 до 6500 об/мин, а его максимальный крутящий момент равен 350 Н•м (1250–4800 об/мин). Автомобиль, оснащенный этим мотором, разгоняется до 100 км/ч за 5,9 с, а его скорость может достигать 250 км/ч (ограничена электроникой). При этом средний расход топлива (по циклу ЕС) составляет 6,4 л/100 км, что по сравнению с предшествующей моделью BMW 325i (160 кВт/218 л.с.) означает экономию в 11%. Что же касается выделения углекислого газа (в России у многих этот показатель вызывает раздражение, но ничего не поделаешь – мировая тенденция), то оно находится на уровне 149 г/км. А в случае комплектации BMW 328i автоматической коробкой передач эти цифры выглядят еще лучше – соответственно 6,3 л/100 км и 147 г/км.
Столь высокие параметры нового двигателя (чего стоит только одна удельная мощность, превышающая 120 л.с. с литра) достигнуты в основном благодаря применению технологии BMW TwinPower Turbo, которая включает такие технические решения, как непосредственный высокоточный впрыск High Precision Injection (топливо подается электромагнитными форсунками, расположенными по центру между клапанами, под давлением до 200 бар), турбонаддув по принципу Twin Scroll (турбокомпрессор с двумя «улитками»), бесступенчатое регулирование фаз газораспределения Double VANOS и бесступенчатое регулирование хода клапанов VALVETRONIC (отпадает необходимость в дроссельной заслонке). Расположенные на разной высоте балансировочные валы эффективно компенсируют вибрации, а маятниковый демпфер, встроенный в двухмассовый маховик, заметно снижает крутильные колебания и, таким образом, новая 2-литровая «четверка» по плавности работы приближается к 6-цилиндровым «движкам».
Кстати, о знаменитых рядных «шестерках» BMW. Ее представитель остается в строю – BMW 335i комплектуется 3-литровым (диаметр цилиндра 84,0 мм; ход поршня 89,6 мм; степень сжатия 10,2) 24-клапанным мотором. Именно он был первым представителем двигателей нового поколения, на котором дебютировала технология BMW TwinPower Turbo. Благодаря усилиям специалистов немецкой компании теперь этот «движок» выдает 225 кВт/306 л.с. при 5800–6000 об/мин и 400 Н•м при 1200–5000 об/мин и обеспечивает разгон до 100 км/ч за 5,5 с, а максимальная скорость также ограничена электроникой на уровне 250 км/ч (с АКП оба параметра те же). Средний расход топлива составляет 7,9 л/100 км (с «автоматом» 7,2), а показатель СО2 – 186 г/км (169).
2-литровый 4-цилиндровый дизельный двигатель (135 кВт/184 л.с. и 380 Н•м) перекочевал с предшествующей модели, однако и он убавил свой аппетит. Мотор оснащен системой непосредственного впрыска топлива common rail с электромагнитными форсунками, обеспечивающими давление впрыска до 2000 бар, и турбокомпрессором с изменяемой геометрией турбины. Параметры BMW 320d следующие: 7,5/7,6 с; 235/230 км/ч; 4,5/4,4 л/100 км и 119/117 г/км.
Три двигателя – это только начало. Уже нынешней весной ожидается появление BMW 320i, который также получит 2-литровый 4-цилиндровый «движок», но меньшей мощности – 135 кВт/184 л.с. (270 Н•м). За ним последуют и другие модели.
Новое поколение BMW 3-й серии в базовой комплектации оснащается 6-ступенчатой механической коробкой передач. Альтернативой ей впервые выступает 8-ступенчатая автоматическая КП, которая может агрегатироваться с любым из моторов. Обе коробки передач работают с функцией автоматического выключения и перезапуска двигателя Auto Start Stop, снижающей расход топлива. Кроме того, в качестве дополнительной опции предлагается спортивный 8-ступенчатый «автомат» с переключателями на рулевом колесе. По габаритам и массе новая АКП аналогична «шестиступке», применявшейся ранее.
Немецкая новинка получила электромеханический усилитель рулевого управления. По сравнению с гидроусилителем он более экономичен, так как при прямолинейном движении или прохождении поворотов с постоянным углом поворота рулевого колеса не потребляет энергии. На моделях с бензиновыми двигателями в базовой комплектации применен электроусилитель в исполнении Servotronic, изменяющий усиление в зависимости от скорости автомобиля. На заказ предлагается рулевое управление с переменным передаточным отношением, которое обеспечивается чисто механически благодаря нарезке зубчатой рейки.
Про тормозную систему ничего говорить не будем – и так понятно, что она самая современная – было бы слишком оригинально применять на автомобилях со спортивным характером что-то иное.
Одним из достоинств новой «трёшки» является возможность подстраивать поведение автомобиля под свои вкусы. Это делается при помощи переключателя на центральной консоли, имеющего четыре положения: ECO PRO, COMFORT, SPORT и SPORT+. При этом изменяются характеристика педали акселератора, реакция двигателя, параметры рулевого управления и пороги срабатывания системы динамической стабилизации, а при соответствующей комплектации и поведение Servotronic, АКП и амортизаторов переменной жесткости (Dynamic Damper Control).
Представляет интерес особо экономичный режим движения ECO PRO, который входит в оснащение всех моделей. При установке переключателя в данное положение снижается чувствительность педали акселератора, индикация моментов переключения механической коробки передач или алгоритм переключения автоматической КП работают с более ранними переключениями «вверх» и более поздними «вниз», уменьшается расход энергии климатической установкой, для обогрева наружных зеркал заднего вида и подогрева сидений. Наверняка кто-нибудь да скажет: режим для скряг, однако при этом снижение среднего расхода топлива может достигать 20%, соответственно увеличивается и запас хода.
Нельзя не обратить внимания и на BMW ConnectedDrive. Под этим названием скрывается комбинация устройств, оказывающих помощь водителю и предоставляющих мобильные услуги. К технологиям в области комфорта, разработанным в рамках программы BMW ConnectedDrive, относятся системы помощи при парковке, кругового обзора, выдачи информации об ограничении скорости движения, включая индикацию запрещения обгона. Повышению безопасности способствуют системы помощи при перестроении и слежения за дорожной разметкой, включая функцию предупреждения о столкновении. Интерфейс информационно-развлекательных устройств обеспечивает широкие возможности использования внешних мобильных телефонов и музыкальных плееров.
С помощью новых функций Bluetooth Office на контрольном дисплее системы управления iDrive могут отображаться такие доступные в Интернете сервисы, как прогноз погоды, новости и т.д., а также записи в календаре, текстовая информация (SMS и mail). Кроме того, в распоряжении пассажиров – личная музыкальная библиотека на находящемся в автомобиле смартфоне или музыкальном плеере. В этом случае на бортовом мониторе наряду со списками произведений отображаются записанные музыкальные произведения с соответствующей обложкой альбома. Кроме того, с помощью приложения BMW Connected в автомобиле можно оптимально пользоваться функциями веб-радио и календаря или социальными сетями, такими как Facebook или Twitter. Приложение My BMW Remote позволяет, например, отпирать и запирать автомобиль, а также снаружи управлять автономным отопителем.
Новинкой для «трёшки» является полноцветный проекционный дисплей нового поколения, благодаря которому важная для водителя информация выводится на ветровое стекло непосредственно в поле его зрения.
Новая «трёшка» щедро оснащена разнообразными системами безопасности. Помимо уже упомянутых, отметим превентивную защиту пассажиров (Active Protection). Вскоре после начала движения – начиная с 18 км/ч – активируется система помощи водителю и автоматически подтягиваются ремни безопасности водителя и переднего пассажира, чтобы устранить их возможное неплотное прилегание. Опасность столкновения Active Protection распознает с помощью передней видеокамеры или переднего радара, по инициированному водителем экстренному торможению или по ярко выраженной недостаточной или избыточной поворачиваемости автомобиля. В случае возникновения критической (предаварийной) ситуации передние ремни безопасности натягиваются, а боковые стекла и сдвижной люк закрываются. Если столкновение неизбежно, система без участия водителя автоматически затормаживает автомобиль.
Впервые для седанов 3-й серии наряду с базовым оснащением предлагаются дополнительно три варианта отделки Sport Line, Luxury Line и Modern Line и спортивный пакет M.
Новые BMW 3-й серии выпускаются на заводе в Мюнхене, где с 1975 года изготовлялись и все предшествующие модели. Это головное предприятие концерна BMW Group, на котором производство автомобилей и двигателей началось еще в 1922 году. Предусмотрена и локальная сборка на заводе «Автотор» в Калининградской области. Она начнется с апреля 2012 года.