Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

ZAZ Vіda – для того, чтобы ездить

ZAZ Vіda – для того, чтобы ездить

Когда в редакцию пришло приглашение поучаствовать в тест-драйве ZAZ Vіda в Запорожье, трудовой коллектив понимающе переглянулся – и единодушно уставился на меня. Год назад на тест-драйв ZAZ Сhance ездил? По заводу ходил? Статью писал? И вообще, какая первая в жизни у тебя машина была? Правильно – ЗАЗовская «Таврия». Так что отправляйся, милок, опять в путь-дорогу. Но на этот раз привези не только текст и фотографии, но и сало с горилкой – в качестве сувениров. А то магнитики на холодильник уже не «комильфо»…

Украина – родина логики

Сергей Петрович Плачинда, известный украинский писатель, в своей книге «Словарь древнеукраинской мифологии» написал: «Арии – древнейшее название украинцев. Первые пахари мира. Приручили коня, изобрели колесо и плуг».

Не знаю – вполне может быть, что изобрели и приручили. Потому как украинцы, на мой взгляд, народ исключительно логичный, рациональный и эффективный. Как говорила теща моего брата, худая старушка весом в 40 кг, таща на себе каждый день по 70-килограммовому мешку комбикорма с фермы: «То не с дому! То в дом!»

А в качестве крупного примера рационализма и эффективности украинского народа вполне может служить ЗАЗ. Кстати – это вполне серьезно…

Итак, начнем. Публичное акционерное общество «Запорожский автомобилестроительный завод» – явно не самое крупное в мире предприятие. Однако оно единственное в Украине, обладающее полным циклом производства легковых автомобилей, который включает штамповку, сварку, окраску и сборку автомобиля. Это прежде всего позволяет заводу контролировать качество самого громоздкого и важного компонента автомобиля – кузова. Да и перевезти несколько рулонов стального листа гораздо дешевле, чем «таскать воздух», перевозя за многие сотни километров тысячи сложных и достаточно хрупких конструкций.

Производственные мощности ЗАЗа составляют 150 тыс. автомобилей в год. Для сравнения – АвтоВАЗ выпускает сейчас свыше 500 тыс. машин в год, а раньше – до 800 тыс. Но вся продукция Запорожского автозавода практически мгновенно уходит дилерам, потому что ее раскупают.

При этом главный вопрос не в том, сколько выпускает завод? А в том, что выпускает…

ЗАЗ производит автомобили Lanos/Sens/Сhance в кузовах седан, хетчбэк, фургон, автомобили «Форца» в кузовах седан, хетчбэк, автомобили Vida в кузовах седан и хетчбэк, автобусы А07 и А10 и грузовые автомобили на базе шасси ТАТА.

Причем производит не только для украинского рынка, но и экспортирует автомобили и автокомпоненты в страны СНГ и дальнего зарубежья: Россию, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Молдову, Египет, Сирию.

Эстеты могут морщить носы – ну разве это машины, ну разве это страны? Вот если бы суперкары в Америку или автомобили класса D в Японию…

А украинцы здраво рассудили: людей со средним достатком, желающих (а самое главное – могущих) купить недорогой автомобиль, гораздо больше именно в этих странах. И им не по карману «суперсовременные» модели автомобилей. Людям нужны недорогие, но качественные машины – чтобы и на работу, и детей в школу, и тещу на дачу.

Что касается качества, то на ЗАЗ подошли к этому вопросу основательно. На предприятии функционирует система менеджмента качества, отвечающая требованиям международного стандарта ISO 9001:2000.

Кстати, еще кое-что о рациональности и качестве. Применяемые за заводе технологии позволяют окрашивать кузова автомобилей одновременно в 12 различных цветов (пастель и металлик) – чего вполне достаточно для ассортимента. В компании посчитали, что больше цветов кузова будет уже излишеством. Но эти покрытия обеспечивают высокие антикоррозионные свойства окрашиваемого кузова.

Через несколько часов этот пустой кузов станет автомобилем
ZAZ Vida
Через несколько часов этот пустой кузов станет автомобилем ZAZ Vida
Зеленые накладки на бамперах защищают автомобиль
от повреждений на последних метрах конвейера
Зеленые накладки на бамперах защищают автомобиль от повреждений на последних метрах конвейера

Кто будет продавать в России?

Для Запорожского автозавода российский рынок традиционно является одним из важнейших – так повелось еще с «советских» времен. В «новые времена» сначала ЗАЗ поставлял свою продукцию через торговую сеть. Потом, с 2009 по 2011 годы, модель Chance под брендом ZAZ поставлялась через дистрибьюторскую компанию «Квингруп». А в 2012 году Корпорацией УкрАВТО было принято решение о создании собственной дистрибьюторской компании в Российской Федерации – ЗАО «ЗАЗАВТОРУС».

Сегодня новый дистрибьютор насчитывает более 130 автоцентров. В планах – расширение дилерской сети в РФ, реализация на российском рынке под брендом ZAZ автомобилей Chance и Vida, автобусов ZAZ А10. ЗАО «ЗАЗАВТОРУС» в целом планирует увеличение доли продаж продукции Запорожского автозавода на рынке РФ до 1–1,5%.

ZAZ Vida — машина небольшая, но емкая и уютная
ZAZ Vida — машина небольшая, но емкая и уютная

ZAZ Vіda – старый новый знакомый

А теперь – о том, зачем поехал в Запорожье: о ZAZ Vіda.

Итак, эта украинская новинка представляет собой усовершенствованное поколение Chevrolet Aveo: автомобиля давно известного на рынке, проверенного, недорогого и надежного.

Внешних отличий очень немного: практически не изменились внешний вид кузова и интерьер салона. Лишь руль – другой: вместо четырех спиц стало три, а также упростилась центральная консоль из-за отсутствия аудиосистемы.

Однако «начинка» моторного отсека стала иной. Новый двигатель, который установлен на ЗАЗ Vida, мощнее «предшественников» – 1,5 л объема и 109 л.с.

Если Aveo поставлялась с двумя движками – 1,2 л мощностью 84 л.с и 1,4 л мощностью 101 л.с., – то в новом автомобиле производители решили не заморачиваться и для российского рынка оставить один, 1,5-литровый.

Кстати, сборка мотора осуществляется на заводе-производителе из украинских и китайских деталей. И вообще уровень локализации производства компонентов во II квартале 2012 года превысил 51%, что и позволяет осуществлять экспортные поставки ZAZ Vida на рынки стран СНГ на условиях Ашгабатского соглашения.

Так что российским автомобилистам, решившим купить Vida, придется выбирать только кузов (седан или хетчбэк) и его цвет. По прошествии некоторого времени появятся более богатые комплектации. Но о них – чуть ниже позже.

ZAZ Vida седан

Мощность двигателя 109 л.с. Максимальный крутящий момент 140 Н•м при 4500 оборотах. Передние тормоза дисковые, задние – барабанные. Передняя подвеска Макферсон, задняя – пружинная с продольными рычагами и гидравлическими амортизаторами. Максимальная скорость – 170 км/ч. Расход топлива в смешанном цикле – 7,1–7,8 л/100 км. Размеры кузова: 4310 × 1710 × 1505 мм. Багажник объемом 320 л (725 л при сложенных задних сиденьях).

Vida седан выпускается в исполнениях Base(S), LS(SE), LT(SX). Для России пока что доступна именно «базовая» комплектация, т.е. без кондиционера и автоматической коробки.

Но при всем этом модель имеет достаточно богатый набор опций: усилитель РУ, рулевая колонка с регулировкой наклона, тахометр, подушка безопасности водителя, иммобилайзер, задние противотуманные фонари, электрокорректор света фар, радиоподготовка 4 динамика, хромированная облицовка решетки радиатора, шины 185/60R14.

Следующая по «крутости» комплектация LS(SE) дополнительно оснащена кондиционером, электро-стеклоподъемниками передних дверей, наружными зеркалами в цвет кузова с электроприводом и электроподогревом, цент­ральным замком, передними противотуманными фарами.

В комплектации LT(SX) уже предусмотрены автоматическая коробка передач, легкосплавные диски с шинами 185/55R15, салон с текстильными вставками.

ZAZ Vida хетчбэк

Отличие от седана, в общем-то, только одно: форма и размер кузова. Длина короче «седанового» на 390 мм и ýже на 30 мм. Багажник объемом 175 л (735 л при сложенных задних сиденьях) – чуть меньше «седановского» по цифрам, хотя, на наш взгляд, сравнивать их некорректно: совершенно разные задачи у этих багажников.

Производится в тех же комплектациях, что и седан.

Тест-драйв

Для тех, кто ездил на продукции советских автозаводов, Vida проблем не вызовет. Все, вроде, знакомо – но лучше. Водительское сидение удобнее, его регулировки внятнее. Все клавиши, кнопки и рычажки находятся там, где их ищешь – но при этом не западают и не вываливаются, а надежно включают и выключают. Все педали – на месте: ноги находят их сразу, а при перенесении с «газа» на тормоз обувь не цепляется.

Обзор хороший, практически без «мертвых зон», габариты автомобиля ощущаются легко.

Заводится машина буквально с «полпинка». Набирает скорость спокойно, но уверенно, без «прыжков». Дорогу держит устойчиво, в поворотах управляется легко и предсказуемо.

Единственная претензия к механической коробке – ходы короткие, «ручка» болталась, несколько раз вместо третьей «втыкалась» первая. Но, как сказал сидящий рядом водитель-испытатель, проблема решается регулировкой быстро и легко.

Резюме: машина понравилась. Семейный «аппарат» на котором, как говорится – «и в пир, и в мир, и в добрые люди». Надежная (явно в этом вопросе превосходящая советские ВАЗы), неприхотливая. Ассортимент «расходников» и запчастей найти легко и недорого. Расценки на ремонт и обслуживание давно известны на каждой СТОА.

Цена? Вопрос сложный. В России базовая комплектация ZAZ Vida стартует от 389 тыс. руб. Много это – или нормально? Решать покупателю.

P.S. …А сало и горилку я все-таки привез. Но об этом потом. Не за рулем же…

  • Михаил Смирнов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены