ZAZ Vіda – для того, чтобы ездить
Когда в редакцию пришло приглашение поучаствовать в тест-драйве ZAZ Vіda в Запорожье, трудовой коллектив понимающе переглянулся – и единодушно уставился на меня. Год назад на тест-драйв ZAZ Сhance ездил? По заводу ходил? Статью писал? И вообще, какая первая в жизни у тебя машина была? Правильно – ЗАЗовская «Таврия». Так что отправляйся, милок, опять в путь-дорогу. Но на этот раз привези не только текст и фотографии, но и сало с горилкой – в качестве сувениров. А то магнитики на холодильник уже не «комильфо»…
Украина – родина логики
Сергей Петрович Плачинда, известный украинский писатель, в своей книге «Словарь древнеукраинской мифологии» написал: «Арии – древнейшее название украинцев. Первые пахари мира. Приручили коня, изобрели колесо и плуг».
Не знаю – вполне может быть, что изобрели и приручили. Потому как украинцы, на мой взгляд, народ исключительно логичный, рациональный и эффективный. Как говорила теща моего брата, худая старушка весом в 40 кг, таща на себе каждый день по 70-килограммовому мешку комбикорма с фермы: «То не с дому! То в дом!»
А в качестве крупного примера рационализма и эффективности украинского народа вполне может служить ЗАЗ. Кстати – это вполне серьезно…
Итак, начнем. Публичное акционерное общество «Запорожский автомобилестроительный завод» – явно не самое крупное в мире предприятие. Однако оно единственное в Украине, обладающее полным циклом производства легковых автомобилей, который включает штамповку, сварку, окраску и сборку автомобиля. Это прежде всего позволяет заводу контролировать качество самого громоздкого и важного компонента автомобиля – кузова. Да и перевезти несколько рулонов стального листа гораздо дешевле, чем «таскать воздух», перевозя за многие сотни километров тысячи сложных и достаточно хрупких конструкций.
Производственные мощности ЗАЗа составляют 150 тыс. автомобилей в год. Для сравнения – АвтоВАЗ выпускает сейчас свыше 500 тыс. машин в год, а раньше – до 800 тыс. Но вся продукция Запорожского автозавода практически мгновенно уходит дилерам, потому что ее раскупают.
При этом главный вопрос не в том, сколько выпускает завод? А в том, что выпускает…
ЗАЗ производит автомобили Lanos/Sens/Сhance в кузовах седан, хетчбэк, фургон, автомобили «Форца» в кузовах седан, хетчбэк, автомобили Vida в кузовах седан и хетчбэк, автобусы А07 и А10 и грузовые автомобили на базе шасси ТАТА.
Причем производит не только для украинского рынка, но и экспортирует автомобили и автокомпоненты в страны СНГ и дальнего зарубежья: Россию, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Молдову, Египет, Сирию.
Эстеты могут морщить носы – ну разве это машины, ну разве это страны? Вот если бы суперкары в Америку или автомобили класса D в Японию…
А украинцы здраво рассудили: людей со средним достатком, желающих (а самое главное – могущих) купить недорогой автомобиль, гораздо больше именно в этих странах. И им не по карману «суперсовременные» модели автомобилей. Людям нужны недорогие, но качественные машины – чтобы и на работу, и детей в школу, и тещу на дачу.
Что касается качества, то на ЗАЗ подошли к этому вопросу основательно. На предприятии функционирует система менеджмента качества, отвечающая требованиям международного стандарта ISO 9001:2000.
Кстати, еще кое-что о рациональности и качестве. Применяемые за заводе технологии позволяют окрашивать кузова автомобилей одновременно в 12 различных цветов (пастель и металлик) – чего вполне достаточно для ассортимента. В компании посчитали, что больше цветов кузова будет уже излишеством. Но эти покрытия обеспечивают высокие антикоррозионные свойства окрашиваемого кузова.
Кто будет продавать в России?
Для Запорожского автозавода российский рынок традиционно является одним из важнейших – так повелось еще с «советских» времен. В «новые времена» сначала ЗАЗ поставлял свою продукцию через торговую сеть. Потом, с 2009 по 2011 годы, модель Chance под брендом ZAZ поставлялась через дистрибьюторскую компанию «Квингруп». А в 2012 году Корпорацией УкрАВТО было принято решение о создании собственной дистрибьюторской компании в Российской Федерации – ЗАО «ЗАЗАВТОРУС».
Сегодня новый дистрибьютор насчитывает более 130 автоцентров. В планах – расширение дилерской сети в РФ, реализация на российском рынке под брендом ZAZ автомобилей Chance и Vida, автобусов ZAZ А10. ЗАО «ЗАЗАВТОРУС» в целом планирует увеличение доли продаж продукции Запорожского автозавода на рынке РФ до 1–1,5%.
ZAZ Vіda – старый новый знакомый
А теперь – о том, зачем поехал в Запорожье: о ZAZ Vіda.
Итак, эта украинская новинка представляет собой усовершенствованное поколение Chevrolet Aveo: автомобиля давно известного на рынке, проверенного, недорогого и надежного.
Внешних отличий очень немного: практически не изменились внешний вид кузова и интерьер салона. Лишь руль – другой: вместо четырех спиц стало три, а также упростилась центральная консоль из-за отсутствия аудиосистемы.
Однако «начинка» моторного отсека стала иной. Новый двигатель, который установлен на ЗАЗ Vida, мощнее «предшественников» – 1,5 л объема и 109 л.с.
Если Aveo поставлялась с двумя движками – 1,2 л мощностью 84 л.с и 1,4 л мощностью 101 л.с., – то в новом автомобиле производители решили не заморачиваться и для российского рынка оставить один, 1,5-литровый.
Кстати, сборка мотора осуществляется на заводе-производителе из украинских и китайских деталей. И вообще уровень локализации производства компонентов во II квартале 2012 года превысил 51%, что и позволяет осуществлять экспортные поставки ZAZ Vida на рынки стран СНГ на условиях Ашгабатского соглашения.
Так что российским автомобилистам, решившим купить Vida, придется выбирать только кузов (седан или хетчбэк) и его цвет. По прошествии некоторого времени появятся более богатые комплектации. Но о них – чуть ниже позже.
ZAZ Vida седан
Мощность двигателя 109 л.с. Максимальный крутящий момент 140 Н•м при 4500 оборотах. Передние тормоза дисковые, задние – барабанные. Передняя подвеска Макферсон, задняя – пружинная с продольными рычагами и гидравлическими амортизаторами. Максимальная скорость – 170 км/ч. Расход топлива в смешанном цикле – 7,1–7,8 л/100 км. Размеры кузова: 4310 × 1710 × 1505 мм. Багажник объемом 320 л (725 л при сложенных задних сиденьях).
Vida седан выпускается в исполнениях Base(S), LS(SE), LT(SX). Для России пока что доступна именно «базовая» комплектация, т.е. без кондиционера и автоматической коробки.
Но при всем этом модель имеет достаточно богатый набор опций: усилитель РУ, рулевая колонка с регулировкой наклона, тахометр, подушка безопасности водителя, иммобилайзер, задние противотуманные фонари, электрокорректор света фар, радиоподготовка 4 динамика, хромированная облицовка решетки радиатора, шины 185/60R14.
Следующая по «крутости» комплектация LS(SE) дополнительно оснащена кондиционером, электро-стеклоподъемниками передних дверей, наружными зеркалами в цвет кузова с электроприводом и электроподогревом, центральным замком, передними противотуманными фарами.
В комплектации LT(SX) уже предусмотрены автоматическая коробка передач, легкосплавные диски с шинами 185/55R15, салон с текстильными вставками.
ZAZ Vida хетчбэк
Отличие от седана, в общем-то, только одно: форма и размер кузова. Длина короче «седанового» на 390 мм и ýже на 30 мм. Багажник объемом 175 л (735 л при сложенных задних сиденьях) – чуть меньше «седановского» по цифрам, хотя, на наш взгляд, сравнивать их некорректно: совершенно разные задачи у этих багажников.
Производится в тех же комплектациях, что и седан.
Тест-драйв
Для тех, кто ездил на продукции советских автозаводов, Vida проблем не вызовет. Все, вроде, знакомо – но лучше. Водительское сидение удобнее, его регулировки внятнее. Все клавиши, кнопки и рычажки находятся там, где их ищешь – но при этом не западают и не вываливаются, а надежно включают и выключают. Все педали – на месте: ноги находят их сразу, а при перенесении с «газа» на тормоз обувь не цепляется.
Обзор хороший, практически без «мертвых зон», габариты автомобиля ощущаются легко.
Заводится машина буквально с «полпинка». Набирает скорость спокойно, но уверенно, без «прыжков». Дорогу держит устойчиво, в поворотах управляется легко и предсказуемо.
Единственная претензия к механической коробке – ходы короткие, «ручка» болталась, несколько раз вместо третьей «втыкалась» первая. Но, как сказал сидящий рядом водитель-испытатель, проблема решается регулировкой быстро и легко.
Резюме: машина понравилась. Семейный «аппарат» на котором, как говорится – «и в пир, и в мир, и в добрые люди». Надежная (явно в этом вопросе превосходящая советские ВАЗы), неприхотливая. Ассортимент «расходников» и запчастей найти легко и недорого. Расценки на ремонт и обслуживание давно известны на каждой СТОА.
Цена? Вопрос сложный. В России базовая комплектация ZAZ Vida стартует от 389 тыс. руб. Много это – или нормально? Решать покупателю.
P.S. …А сало и горилку я все-таки привез. Но об этом потом. Не за рулем же…