Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Школа Станислава Светозарова. Английский – язык диагностики. Урок 7

Школа  Станислава Светозарова. Английский – язык диагностики. Урок  7

Термины в меню активаций исполнительных механизмов. Success, condition, increasing/decreasing, bleeding, ON/OFF, Cut OFF, Run и др.

Умение правильно применять функцию активации исполнительных механизмов – это неотъемлемая часть базовых навыков каждого диагноста. Подавляющее число блоков управления современных автомобилей имеет эту функцию, которая позволяет проверить работоспособность компонента напрямую с контроллера и тем самым получить важную информацию о состоянии цепи, контроллера и самого компонента. Описание порядка применения этой функции в целях диагностики оставим курсам автодиагностов. Мы же остановимся на специ­фической терминологии, которая используется в этом меню приборов, и обсудим, как правильно понимать, чего от нас хочет программа сканера в ее англоязычном варианте.

Мне не раз приходилось оказываться в си­туации, когда диагност не может правильно провести нужную процедуру, поскольку неверно интерпретировал информацию на дисплее прибора. Прежде чем разобраться с полезными словами в меню активаций, давайте разберем коды ошибок из прошлого урока.

G/Yaw rate power supply high voltage. Если вы использовали наше золотое правило перевода «с конца в начало», то интерпретация данного кода вряд ли вызвала трудности. Код информирует о том, что напряжение на датчик состояния ускорения или рысканья превышает верхний предел, заложенный в программу.

SAS offset threshold exceed. Код относится к системе рулевого управления и появляется в случае замены какого-то ее компонента, например рулевой колонки или самого датчика. При этом положение руля, которое видит датчик и передает в CAN-шину, отличается от того, которое должно быть в реальности. Решение проблемы – проведение процесса калибровки самого датчика.

ACC system status of ASCECU signal failure. Ошибка встречается в системе шасси Mitsubishi. ACC в данном случае не обозначает сокращение от слова «Аккумулятор», поэтому можно ошибиться и интерпретировать код как «прекращение подачи питания на блок управления системой ASC». Однако на самом деле ACC – это сокращение от названия системы адаптивного круиз-контроля (Adaptive Cruise Control), а код ошибки означает проблему статуса системы подвески, который передается по CAN-шине для блока круиз-контроля.

PL linear solenoid. Код ошибки возникает в системе трансмиссии и сообщает о том, что присутствует проблема с давлением в линии соленоида переключения передачи.

Leansurge. Этот код от Mitsubishi широко обсуждается в сети, но я так и не нашел его правильного перевода. Хотя многим диагностам понятно, что он связан с обеднением смеси (lean) и сокращением подачи топлива. При этом дроссельная заслонка начинает колебаться, подавая воздух нестабильно, волнами (surge). Возникает определенная пульсация, которая ограничивает мощность двигателя.

Injection Pump (Qadjust ROM). Код ошибки двигателя по управлению топливным насосом (Injection Pump) и корректирования его работы. Далее сообщается о том, что объем впрыскиваемого топлива (Q = Quantity) регулируется по информации, заложенной в программу в памяти блока управления.

Теперь давайте вернемся к теме нашего урока – к меню активации (Actuation Tests). Как правило, оно состоит из двух частей. Одна – это список компонентов, вторая – описание условий проведения процедуры. Необходимо помнить о том, что для выполнения успешной активации должны быть соблюдены определенные условия, при которых бортовой блок управления отправит сигнал или изменит скважность на выбранный компонент. Иными словами, в этом меню присутствует описание нужного действия. Эти условия выводятся на дисплей сканера перед началом выполнения функции в меню «Condition».

Сложность вызывает то, что по причине ограниченности свободного места в графическом меню прибора указания могут быть сокращены до минимума. Тут главное, на что надо обратить внимание, – это состояние работы двигателя и положение ключа зажигания. Если условия теста – это «IGNON, ENGOFF», то активация проводится на заглушенном двигателе с ключом зажигания (или кнопкой старта) в положении ВКЛ.

Таким образом, бортовая сеть находится под напряжением и блок управления сможет выполнить команду с прибора. В случае если условие активации – это «ENGON, RUNNING», активация (например, выключение форсунки) будет проводиться на холостом ходу и двигатель должен быть запущен. Другая важная информация в меню – это продолжительность выполнения теста. Он может быть выполнен в автоматическом режиме с отключением через определенное время, а может быть остановлен по команде с прибора.

Также стоит помнить о том, что активация компонента может проводиться одной процеду­рой, а его деактивация – другой. Если этого не сделать, и просто выйти из программы, то в блоке управления сохранится код неисправности, который можно будет удалить только после правильно выполненной завершающей процедуры. Например, некоторые тесты представляют собой увеличение скважности тока на компонент. Так, мы можем увеличить или уменьшить объем впрыска на инжектор автомобиля Toyota или проверить, как работает стрелка спидометра, симулируя разный сигнал скорости через блок управления.

Если мы не повторим обратную процедуру и просто отключим прибор, то в результате стрелка спидометра так и застрянет на последнем значении, а инжектор останется в том положении, в каком мы его оставили. Поэтому, «поиграв» с активацией, убедитесь перед отключением прибора в том, что все возвращено обратно.

Увеличение подаваемого сигнала может быть выражено словом «увеличивать» «Increase», а сокращение – «Decrease». Увеличение и уменьшение, например – объема подачи топлива или активации компрессора для поднятия подвески может для сокращения обозначаться словами «Up» – верх или «Down» – вниз. Или это могут быть просто иконки-стрелки.

В случае если процедура останавливает управление каким-либо компонентом или отсекает подачу топлива, разработчики приборов могут использовать выражение «Отсечка» или «Cut OFF». Напомним, что это же слово употребляется при обозначении отсекающего клапана в системе турбонаддува или другого любого компонента, прекращающего выполнение какого-либо процесса или действия.

Команда запуска активации может быть выражена разными словами. Некоторые производители используют слово «Run», «Start», другие – «Drive», третьи просто – «ON/OFF». Во всех случаях действие будет означать активацию или деактивацию компонента. Таким образом, слово «Driving» в меню прибора ни в коем случае не обозначает необходимость движения автомобиля. В некоторых случаях тест потребует прокрутку двигателя на стартере. В таком случае среди указаний необходимых действий будет упомянуто слово «Cranking», как правило, с последующей индикаций продолжительности времени прокрутки в секундах.

После выполнения активации система сообщает о завершении с помощью слов «Complete» (если процедура завершена) или «Finished». Иногда после успешного окончания теста может быть использовано слово «Success». В некоторых китайских приборах мне приходилось встречать и просто слово «End», которое в дословном переводе означает «Конец». Особенно забавно, когда оно всплывает на этапе выключения прибора.

У некоторых производителей применяется функция продувки тормозной системы, или «Bleeding». Описание может сопровождаться указанием на сторону проверяемого контура, например, LH (передний левый), FR (передний правый), RL (задний левый), RR (задний правый). Также термин Bleeding может быть использован и в меню функции продувки системы адсорбера или впускной системы (Intake), а также при выполнении теста на утечки. Иногда процесс продувки может обозначаться словом «Purge». Оно применяется, например, в меню для автомобилей Nissan и означает ту же самую процедуру, что и Bleeding, но может иметь смысл, связанный с очисткой системы от воды или частиц грязи мощным потоком.

В целом при использовании функции активации исполнительных механизмов необходимо разобраться, при каких условиях выполнять процедуру, и понимать, что происходит с компонентом. Поэтому полезно использовать осциллограф, подключенный к контрольному элементу, например, при активации регулятора давления ТНВД, к датчику давления в рампе дизельного двигателя. Это дает возможность не только визуально или на слух отслеживать результат активации по срабатыванию какого-нибудь реле либо по включению мотора вентилятора, но и наблюдать реакцию системы на изменение.

Многие приборы в меню активации дают возможность выбора контрольных параметров с выводом на экран в момент активации. В таком случае мы можем принимать, как изменяются параметры сигналов, которые приходят на блок управления. Такое меню называется «Dualdisplay».

В заключение мы предлагаем разобраться в меню двух вариантов активации. Один взят с автомобиля Hyundai Genesis, второй – с Lexus GS. Попробуйте определить, какие компоненты из списка надо активировать, и какие условия, а также каким образом проводится процесс активации. С разбора скриншотов мы начнем следующий урок, который будет посвящен особенности меню специальных тестов.

Словарь для запоминания

Condition условие проведения теста

Cut OFF отсечка, отключение, прекращение

Run, Drive запустить процедуру активации

IGN, Ignition зажигание, положение ключа зажигания

Running в процессе работы

Increase увеличивать, повышать

Cranking прокрутка на стартере

Decrease уменьшать, понижать

Complete завершить, завершение

Finished завершено, закончено

Success успешно

End конец, в конце, оканчивать

Bleeding продувка системы, тест на утечки

Purge продувка системы, очистка

Intake впускная система (воздуха, топлива)

  • Станислав Светозаров, зам. директора компании «Интерлакен - Рус»

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены