Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Системы и компоненты на Международном автосалоне во Франкфурте

Системы и компоненты  на Международном автосалоне  во Франкфурте

IAA vs Automechanika

В сентябре территорию Франкфуртской выставки оккупирует автобизнес. По четным годам Automechanika, а по нечетным – автосалон IAA. Надо ли их сравнивать? Наверное, нет. Но подсознательно сравнение все равно происходит – площадка-то одна.

Знакомый до боли пейзаж – павильоны, Torhouse, фонтаны, знаменитый «карандаш», прямого отношения к экспозициям не имеющий, но ставший символом выставочного Франкфурта. И галереи те же. И движущиеся дорожки. И даже посетители – во всяком случае, и на Automechahika, и на IAA я встречаю одних и тех же знакомых.

И вообще, обе выставки настойчиво переплетаются. Когда проводится Automechanika, Mercedes занимает целый павильон, демонстрируя и технические решения, и автомобили. А на автосалоне IAA 2017 выставилось множество производителей автокомпонентов и автомобильных систем, сразу и не перечислишь. Но я попробую – тех, к кому успел зайти. Вот они, в строгом алфавитном порядке, чтобы никого не обидеть: Bosch, Brembo, Bridgestone, Continental, Delphi, Elring, Federal-Mogul, Hengst, MAHLE, MANN+HUMMEL, Michelin, Rheinmetall, Schaeffler, Tenneco, Valeo, Webasto, ZF. Это, повторяю, не все…

Специфика автосалона, конечно, сказывается. Во-первых, стенды перечисленных брендов скромнее, чем на Automechanika. Во-вторых, практически не представлены сервисные решения – это прерогатива все той же выставки Automechanika.

А что представлено? Решения для OEM – так, логотип Delphi здесь окрашен в синий «конвейерный» цвет. Если кто не знает, для афтемаркета он красный. Перспективные разработки для автопроизводителей – комбинированные приводы для электрокаров и гибридов, силовая электроника, узлы для встраивания в системы автономного вождения. И конечно, забота о трафике и комфорте – решения для автоматической парковки, облачные технологии и прочие шедевры hardware и software.

Количество участников на единицу площади на IAA, разумеется, меньше, чем на Automechanika. Но автомобильные стенды громадные, зрелищные, так что павильоны заполнены под завязку. А вот галереи и переходы пустуют… К слову, на выставке Automechanika на них кипит жизнь – множество мелких фирм, мастерских, издательств, разнообразных агентств предлагают свои услуги.

Но вернемся в павильоны IAA 2017. В августе мы рассказали о разработках концерна ZF, подготовленных для этого автосалона. Сегодня поговорим о решениях Bosch.

Над чем работает компания? Если двумя словами, над задачами трафика будущего. Чтобы двигаться безопасно и комфортно.

Что сказал доктор

Bosch развивает технологии завтрашнего дня. И предлагает решения уже сегодня. Именно об этом говорил на пресс-конференции д-р Фолькмар Деннер (Volkmar Denner), председатель правления Robert Bosch GmbH.

Человечество озабочено изменением климата. Да настолько, что разочаровалось в автомобильной промышленности, отметил д-р Деннер. Наша цель – переосмыслить подход к мобильности. Три основных принципа – электрификация транспорта, автоматизация вождения и сетевые коммуникации – позволят обес­печить экологичный и комфортный трафик.

Пресс-конференция и интервью председателя правления Robert Bosch GmbH доктора Фолькмара Деннера (Volkmar Denner)
Пресс-конференция и интервью председателя правления Robert Bosch GmbH доктора Фолькмара Деннера (Volkmar Denner)

Каковы неотложные проблемы дорожного движения? Пробки, аварии, наезды, загрязнение воздуха – мы знаем, сколько задач нужно решать. Однако нас беспокоит односторонность дебатов – например, во всех бедах обвиняют дизель. При этом игнорируется факт, что дизели потребляют на 25% меньше топлива, чем бензиновые двигатели, и, следовательно, меньше способствуют глобальному потеп­лению. Инженеры Bosch стремятся улучшить качество воздуха в городах, работая не только с дизельными автомобилями, но и со всеми видами автотранспорта.

Мы видим несколько вариантов пути к альтернативным силовым установкам, подчеркнул д-р Деннер. Это и двигатели на природном газе, и водородные топливные элементы. Мы продолжаем оптимизировать двигатель внутреннего сгорания, полагая, что он будет существовать бок о бок с электромобилями в течение довольно долгого времени.

Электромобиль по-настоящему экологичен лишь в одном случае: если для получения электричества не сжигается ископаемое топливо. А возвращаясь к ДВС, отметим, что он имеет крайне низкую эмиссию СО2, если работает на синтетическом топливе из возобновляемых источников. Это стоит дорого, но работы по таким технологиям ведутся. Они позволят сохранить на какое-то время инфраструктуру заправок и действующий автопарк, чтобы совершить плавный и безболезненный переход к полной электрификации. А пока перед инженерами Bosch поставлена непростая, но амбициозная задача: добиться в двигателе внутреннего сгорания практически нулевых выбросов.

Bosch и Daimler доказали, что система автоматической парковки уже реальность. Теперь при помощи смартфона водители могут автоматически парковать автомобили
Bosch и Daimler доказали, что система автоматической парковки уже реальность. Теперь при помощи смартфона водители могут автоматически парковать автомобили

Далее г-н Деннер перешел к сетевым мобильным решениям. В крупных городах, где объем трафика утроится к 2050 году, надо думать о более гибкой мобильности, чем сегодня.

В будущем возможны два вида автомобилей. Первый – это бесшумный «челнок», простой, надежный, который пассажиры смогут быстро забронировать в Интернете. Второй – личный автомобиль, обитаемое пространство, подключенное через Интернет к «умному» дому и офису. Время вождения такого автомобиля не будет потрачено впустую.

Какую роль сыграет Bosch в этой трансформации мобильности? Во-первых, поясняет д-р Деннер, мы усилим лидерские позиции в поставке автомобильных инновационных технологий. Например, «интеллект» в автомобиле будущего будет накапливаться на нескольких серверах, и к 2020 году они будут в 200 раз эффективнее современных.

Во-вторых, мы все чаще становимся поставщиками мобильных услуг. Это могут быть совместные сервисы, такие как служба обмена электронными скутерами Coup в Берлине и Париже. Мобильные услуги также подразумевают доступ из автомобиля к «умному» дому – здесь тоже работают технологии Bosch.

И наконец, в‑третьих, мы поставляем технологии и услуги для «умных» городов. В настоящее время Bosch запустил 14 пилотных проектов, решающих проблемы городского трафика.

Доктор Деннер и его коллеги сообщили много интересного, но пора нам совершить экскурсию по стенду и ознакомиться с реальными экспонатами.

Примеры разработок

Одна из самых значимых разработок Bosch – ассистент автоматической парковки. В гараже музея Mercedes-Benz в Штутгарте Bosch совместно с Daimler демонстрируют, что такая парковка уже стала реальностью. Это важная веха на пути к автономному вождению. Используя обычный смартфон, водитель может автоматически парковать автомобиль, не следя за его маневрами. Кстати, система бесключевого доступа (приложение Perfectly Keyless) превращает смартфон в ключ от автомобиля.

Здесь же уместно сказать о поиске парковочного места. Используя ультразвуковые датчики, автомобили в движении находят и измеряют промежутки между припаркованными автомобилями. Информация передается облачному сервису, тот создает карту парковок, которую водители могут использовать для поиска ближайших свободных мест. И в качестве вишенки на торте пользователю предлагается игровое приложение Parkineers, упрощающее поиск свободного места.

Обновление программного обеспечения через Интернет – к нему все привыкли благодаря смартфонам. Теперь Bosch делает то же самое для автомобилей, разумеется, в зашифрованном и защищенном от несанкционированного доступа виде. А водителю остается лишь может активировать обновления – например, функцию автоматической парковки или систему контроля движения по полосе.

Такси без водителя. На нем можно ехать в качестве пассажира или за рулем
Такси без водителя. На нем можно ехать в качестве пассажира или за рулем
Для облачных технологий разработаны оригинальные hardware и software
Для облачных технологий разработаны оригинальные hardware и software

Теперь об автоматизированном вождении. Расширенное применение таких систем способно снизить уровень аварийности в одной только Германии на треть. Bosch производит многочисленные компоненты для автоматизации вождения: радары, камеры, ультразвуковые датчики, системы торможения, системы электрического рулевого управления, дисплеи, сетевые технологии для связи автомобиля с внешней инфраструктурой.

По имеющимся сведениям, в начале следующего десятилетия автомобилям с технологиями Bosch будет разрешено движение в автоматическом режиме по шоссе (SAE level 3). Но это не предел. Bosch совместно с Daimler решают задачи полностью автоматизированного вождения (SAE level 4) и движения автомобилей в городах без водителя (SAE level 5). Цель – создание пассажирских транспортных средств с автономным управлением и выход их на дороги к началу 2020 года.

Исключительно полезен облачный сервис контроля дорожной ситуации. Суть в следующем: сцепление с поверхностью дороги и коэффициент трения зависит от ряда условий – наличия или отсутствия воды, обледенения и т. д. В зависимости от них водитель должен изменить стиль вождения, чтобы избежать аварии. Система Bosch, используя датчики ESP автомобиля и данные метеостанций, собирает информацию о характеристиках дорожного покрытия и погодных условиях. И тут же в режиме реального времени рассылает автомобилям, находящимся в системе, все необходимые данные для повышения безопасности бортовой системы автономного управления.

Данные о техническом состоянии автомобиля можно получать во время движения
Данные о техническом состоянии автомобиля можно получать во время движения
Автомобили будущего умеют оценивать погоду и состояние
дорожного покрытия. А радары и камеры – предотвращать аварии. Обмен данными производится через облачные сервисы
Автомобили будущего умеют оценивать погоду и состояние дорожного покрытия. А радары и камеры – предотвращать аварии. Обмен данными производится через облачные сервисы

Электрический привод e-axle – это компактное универсальное решение для электромобилей и гибридов. В нем электродвигатель, силовая электроника и трансмиссия интегрированы в единый блок, который устанавливается на ведущей оси. Выходная мощность устройства варьируется от 50 до 300 кВт. Значит, привод e-axle может применяться в обычных легковых автомобилях, внедорожниках и легких коммерческих грузовиках.

Привод совершенствовали, улучшая характеристики электромоторов и силовой электроники и сокращая количество компонентов (высоковольтные кабели, соединительные разъемы и охлаждающие устройства). В итоге электрический привод от Bosch позволяет достичь большего пробега без увеличения емкости аккумулятора. Производство привода можно начать в любой стране, снабжая автомобильные заводы по всему миру.

Специально для движения в условиях города компания Bosch разработала 48-вольтовую систему привода для легких электромобилей. Сюда входят электродвигатель, блок управления, аккумуляторная батарея, зарядное устройство, дисплей и приложение. Разработка доступна для различных видов транспортных средств – от двухколесных до компактных четырехколесных. Благодаря модульной системе можно запускать производство легких электромобилей в течение 12–18 месяцев.

Отдельного внимания заслуживает 48-вольтовая аккумуляторная батарея. Наряду с устройством рекуперации и преобразователем постоянного тока батарея является одним из основных компонентов 48-вольтовой электрической системы. Батарея сохраняет рекуперированную энергию и направляет ее для питания электродвигателя и электросети автомобиля. Небольшая высота (всего 90 мм) позволяет размещать батарею под сиденьем или под запасным колесом. Bosch ожидает высокий интерес к новым аккумуляторам в Европе и Китае, что и подтвердил автосалон IAA.

Компактное универсальное решение для электромобилей и гибридов e-axle. Электродвигатель, силовая электроника и трансмиссия интегрированы в единый блок
Компактное универсальное решение для электромобилей и гибридов e-axle. Электродвигатель, силовая электроника и трансмиссия интегрированы в единый блок

Bosch разработал вакуумно-независимый электромеханический усилитель тормозов второго поколения iBooster. Он компактнее и способен обеспечивать более высокое давление в тормозной системе. Новый IBooster подходит для транспортных средств со всеми видами силовых установок, включая электромобили и гибриды. В сочетании с ESP электромеханический усилитель тормозов образует резервный привод тормозной системы, необходимый для перехода к автономному вождению. Даже если один из приводов выходит из строя, другой сможет безопасно остановить автомобиль без вмешательства водителя.

Далее обратимся к рулевому управлению с электроприводом – одной из ключевых технологий в системе автономного вождения. Даже при серьезных неисправностях разработка Bosch обеспечит 50% «живучести» рулевого управления – причем как в обычном, так и в автономном режиме. Благодаря данной технологии производители автомобилей получают решение, отвечающее требованиям по уровню надежности – например, принятым в США правилам NHTSA и Министерства транспорта для автоматизированных транспортных средств.

Безопасность – понятие широкое. Для защиты пассажиров автомобиля Bosch объединяет системы активной и пассивной безопасности. Если датчики обнаруживают опасный объект, пассивные системы, такие как подушки безопасности и преднатяжители ремней безопасности могут быть активированы заранее для более быстрого срабатывания. Начеку оказывается и тормозная система – а все в комплексе помогает смягчить последствия аварии, если она все же произойдет.

Привод e-axle может устанавливаться на многие типы автомобилей
Привод e-axle может устанавливаться на многие типы автомобилей
Китайцы живо интересовались 48-вольтовой системой привода,
в том числе для двухколесных транспортных средств
Китайцы живо интересовались 48-вольтовой системой привода, в том числе для двухколесных транспортных средств
В начале следующего десятилетия автомобилям с технологиями Bosch будет разрешено движение в автоматическом режиме по шоссе (SAE level 3)
В начале следующего десятилетия автомобилям с технологиями Bosch будет разрешено движение в автоматическом режиме по шоссе (SAE level 3)
Система экстренного торможения перед пешеходами теперь наделена функцией распознавания велосипедистов
Система экстренного торможения перед пешеходами теперь наделена функцией распознавания велосипедистов

Но самые уязвимые участники дорожного движения – это пешеходы и велосипедисты. Новая автоматизированная система экстренного торможения перед пешеходом теперь наделена функцией распознавания велосипедистов, если они внезапно оказываются перед автомобилем. И система немедленно инициирует экстренное торможение! Кстати, по критериям Euro NCAP система экстренного торможения, распознающая велосипедистов, станет обязательной с 2018 года.

А еще Bosch представил первую в мире антиблокировочную тормозную систему для велосипедов e-bike, предотвращающую блокировку переднего колеса велосипеда. Она также препятствует отрыву заднего колеса от поверхности при чрезмерном усилии на переднем тормозе.

Теперь о двигателях. Что нового для дизеля? Пожалуйста: технология управления иглой NCC (needle-closing control) позволяет дозировать впрыск топлива с точностью до нескольких миллионных долей секунды с помощью обратной связи.

Вакуумно-независимый электромеханический усилитель тормозов второго поколения более компактен, но способен обеспечивать более высокое давление в тормозной системе
Вакуумно-независимый электромеханический усилитель тормозов второго поколения более компактен, но способен обеспечивать более высокое давление в тормозной системе
Рулевое управление с электроприводом – это низкий уровень отказов
Рулевое управление с электроприводом – это низкий уровень отказов

Для этого в форсунку встроен датчик, взаимо­действующий со специальным программным обеспечением, – именно этот тандем обеспечивает оптимальный впрыск топлива на протяжении всего срока службы форсунки. В свою очередь, это способствует снижению шума двигателя, уменьшает расход топлива и эмиссию отработавших газов. Кроме того, NCC открывает возможности онлайн-диагностики топливной системы.

А что интересного для бензиновых двигателей? Новая система комбинированного впрыска топлива. Она сочетает преимущества впрыска топлива во впускной коллектор и непосредственного впрыска. На практике это означает повышение эффективности сгорания топлива как при частичной, так и при полной нагрузке на двигатель.

И о блоке управления. Современные автомобили имеют до сотни автономных блоков. Новый блок управления VCU (vehicle control unit), разработанный Bosch, может сократить число таких устройств. И тогда освободится место для монтажа других систем, снизится общая масса электроники и упростится связь между различными системами.

Nneedle-closing control (NCC) позволяет точно дозировать впрыск дизельного топлива благодаря обратной связи
Nneedle-closing control (NCC) позволяет точно дозировать впрыск дизельного топлива благодаря обратной связи
Новая система комбинированного впрыска. Она сочетает преимущества впрыска топлива
во впускной коллектор и непосредственного впрыска
Новая система комбинированного впрыска. Она сочетает преимущества впрыска топлива во впускной коллектор и непосредственного впрыска

Являясь, по сути, центральным компьютером для силовой установки электромобиля, VCU контролирует электродвигатель, работу компонентов привода и следит за зарядом аккумулятора. VCU также способен взять на себя контроль оборотов и крутящего момента, управление высоковольтной или 48-вольтовой электрической системой, подзарядкой, диагностикой. А еще блок может собирать и анализировать различные данные, следить за терморегуляцией привода и решать многие другие задачи.

Разумеется, мы рассказали лишь о части экспонатов, представленных Bosch на автосалоне IAA. Не беда – у нас еще будет возможность пообщаться с разработчиками. Так что до встречи.

Фото Bosch и автора

Москва – Франкфурт – Москва

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены