Зачем транспорту в России обмениваться данными?
Каждый месяц на автомобильном рынке происходят события, способные резко изменить существующие тенденции или задать новые. Журнал «АБС-авто» публикует самые яркие из них.
«Патриоту» дали АКП
Внедорожники УАЗ получат традиционный «автомат» с гидротрансформатором, меньший расход топлива и более высокий ценник. 29 июля началась финальная часть дорожных испытаний предсерийного внедорожника с автоматической коробкой передач. Испытатели планировали проехать больше 10 тыс. км и посетить Казань, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Москву, Воронеж, Ростов-на-Дону и Краснодар.
На «Патриот» будет устанавливаться автоматическая коробка передач PUNCH Powerglide 6L50. Агрегат относится к семейству Powerglide разработки концерна General Motors, но производством коробок передач, которые поступают на конвейер в Ульяновске, занимается предприятие PUNCH Powerglide Strasbourg (завод расположен на северо-востоке Франции).
Powerglide 6L50 – традиционный «автомат» с гидротрансформатором. Шестиступенчатая коробка передач, подчеркивает производитель, обладает колоссальным запасом прочности – пик по мощности и крутящему моменту составляют 320 л. с. и 500 Н·м соответственно.
При этом автоматическая коробка передач будет работать в паре с обновленным двигателем ЗМЗ ПРО, развивающим 150 л.с. и 235 Н·м.
Трансмиссия Powerglide 6L50 позволяет экономить топливо. При движении по шоссе с постоянной скоростью 90 км/ч УАЗ «Патриот» с «автоматом» потребляет на 2 л меньше, чем внедорожник с механической коробкой передач.
Финальный ресурсный пробег закончится 14 августа. А чуть позже с конвейера в Ульяновске начнут сходить серийные внедорожники УАЗ «Патриот» с автоматической коробкой передач.
Ранее стало известно о том, что на внедорожники из Ульяновска будет установлен модернизированный двигатель для работы с автоматической коробкой передач.
Как сообщила пресс-служба Заволжского моторного завода, со сборочного конвейера цеха по производству двигателей ЗФ ООО «УАЗ» сошла опытно-промышленная партия двигателей бензиновой и газобензиновой версий (409051.1000403–20, 409051.1000403–30, 409052.1000403–30) с новой системой охлаждения.
Это завершающий этап основного проекта по созданию модернизированного двигателя с новой системой охлаждения под установку автоматической коробки передач для «Патриотов».
«Проект очень важен с точки зрения развития продукта, поскольку направлен на улучшение потребительских качеств, повышение надежности и конкурентных преимуществ двигателя, – рассказал руководитель технического департамента ЗФ ООО «УАЗ» Игорь Морозов. – Осенью 2018 года было принято решение и дан старт освоению двигателей с новой системой охлаждения на программу 30 тыс. шт. и двигателей под АКПП на программу 10 тыс. шт. в год.
Инвестиции на технологическую подготовку производства составили более 100 млн руб. Требовалось освоить около 30 оригинальных деталей, таких как блок и головка цилиндров, сальникодержатель, усилитель картера, картер опоры АКПП, водяной насос, термостат, коленчатый вал, штампованные изделия и детали, поставляемые со стороны, – трубки, клипсы, патрубок, полый болт и т. д.
Срок освоения деталей и двигателей завершился в июне. В настоящее время идет завершающая стадия подготовки производства, и в июне на Ульяновский автомобильный завод отгружена первая опытно-промышленная партия модернизированных двигателей в количестве 25 штук, включая один двигатель газобензиновой версии».
Также с июня в Заволжском филиале приступили к сборке 12 двигателей под АКПП, отгрузку которых планировалось произвести до 15 июля.
По словам операционного директора Заволжского филиала ООО «УАЗ» Максима Соловьева, потребитель уже давно ждет автомобиль УАЗ с автоматической коробкой передач, потому что это веяние времени, и плюсом к этому проекту изменяется система охлаждения двигателя, для того чтобы было более комфортно в салоне автомобиля.
«Новый автомобиль с двигателем необходим потребителю, что, как мы предполагаем, увеличит спрос на конечный продукт – на автомобиль и, соответственно, будет способствовать росту объемов нашего производства», – подчеркнул Соловьев.
Директор Научно-технического центра ЗФ ООО «УАЗ» Дмитрий Мешков уточнил, что «это сложный проект, и с точки зрения сроков он даже более сжат, чем, например, проект “Профи”. Проект “Профи” был реализован примерно за один год, “Патриот-2019” по срокам тоже получился около года, но объем изменений по двигателю существенно больше.
В двигатель внедрена новая система охлаждения по двум причинам: с одной стороны, она модернизируется для автоматической коробки передач, с другой – для улучшения климата в салоне.
Проведена модернизация двигателя для возможности установки автоматической коробки передач и улучшены его потребительские свойства: ускоряется прогрев двигателя и, соответственно, салона автомобиля в зимний период».
Технические характеристики двигателей:
- рабочий объем двигателя – 2,7 л;
- мощность – 110 кВ;
- крутящий момент – 235 Н·м;
- 6-ступенчатая коробка передач, производство Punch Powertrain, Франция;
- система управления двигателем Robert Bosch GmbH;
- экологические нормы – Euro V.
Модернизация внедорожника неизбежно привела к росту стоимости машины. По информации auto.mail.ru, в базовой комплектации «Патриот» с автоматом будет стоить 1 035 000 руб., в топовой – 1 300 000 руб.
Тормоза автобусов и грузовиков поумнеют
Российские автобусы и грузовики планируют оборудовать системами экстренного торможения, действующими на основе искусственного интеллекта независимо от водителя.
Соответствующие поправки в технический регламент стран Таможенного союза разрабатывают в Минпромторге России, рассказали «Известиям» в ведомстве. В перспективе все автомобили могут обязать переходить на такие системы, уточнили в Минтрансе России.
Аналогичные стандарты уже частично действуют в развитых странах, а окончательный перевод всего транспорта, в том числе старых машин, на автономные системы торможения в Европе и США запланирован на 2025 год, рассказали эксперты в области искусственного интеллекта.
По мнению автопроизводителей и участников рынка, России в любом случае придется адаптироваться под мировые стандарты безопасности, однако обязательство ставить на авто системы умного торможения может увеличить стоимость новых транспортных средств на 5–15%.
«Известиям» подтвердили подготовку соответствующих изменений в техрегламент Таможенного союза. Отправка проекта изменений в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) запланирована до конца III квартала этого года.
Однако конкретные сроки перехода на новый вид систем торможения в авто пока не определены. В Минмпромторге уточнили, что изменения фактически продублируют правила, уже согласованные автомобильным техрегламентом Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН).
С просьбой форсировать законодательное закрепление стандартов обязательного оборудования технологией экстренного торможения выступил член рабочей группы по разработке Национальной стратегии по развитию искусственного интеллекта Андрей Черногоров, следует из его письма председателю комитета Госдумы по экономической политике, промышленности и инновациям Сергею Жигареву.
Последний сообщил, что инициативу в целом поддерживает. По его словам, первыми на такие стандарты могут перейти пассажирские коммерческие перевозки
Российские производители пока не готовы в обязательном порядке устанавливать на свои автомобили системы активной безопасности, в том числе автономного экстренного торможения, сказал изданию представитель одного из крупнейших отечественных автоконцернов на условиях анонимности.
Необходимой собственной компонентной базы на данный момент не существует, поэтому требование ставить на машины такие технологии поставит российский автопром в полную зависимость от иностранных технологий.
А это вопрос безопасности, поскольку контроль за интеллектуальным управлением отечественного транспорта фактически получит зарубежная сторона, пояснил собеседник газеты.
Такие системы будут устанавливаться на «КамАЗы» нового поколения по желанию заказчика, рассказал представитель компании. В обозримом будущем эта опция должна стать обязательной, потому что она значительно улучшает безопасность дорожного движения. Однако технология довольно дорогая, ее внедрение может привести к росту стоимости грузовика на 5–15%.
Крупнейший агрохолдинг запустит автономные комбайны
Российская Cognitive Technologies договорилась о сотрудничестве с «Русагро», одним из крупнейших агропромышленных холдингов России. Компания согласилась установить на зерноуборочные комбайны систему автономного управления от Cognitive Technologies.
Проект стартовал в июле 2019 года, в качестве пилотного региона партнеры выбрали Белгородскую область. Пока системой управления от Cognitive Technologies оснащены два комбайна, принадлежащих «Русагро». Cognitive Technologies рассчитывает, что в ближайшие несколько лет систему удастся установить на весь парк комбайнов «Русагро».
Cognitive Technologies рассказала о разработке системы автономного управления сельскохозяйственной техникой в сентябре 2018 года. Компания разработала комплекс агродроид, который включает блок автоматического управления техникой, видеокамеру, дисплей и элементы управления.
Тогда в Cognitive Technologies говорили, что один комплект стоит от 3000 до 10 000 долл., отмечает ресурс vc.ru.
Агродроид способен определять препятствия на пути и оповещать оператора, контролирующего работу техники. По условиям работы, за рулем комбайна обязательно должен находиться водитель.
Группа компаний «Русагро» – крупнейший вертикальный агрохолдинг России. В настоящее время занимает лидирующие позиции в производстве сахара, свиноводстве, растениеводстве и масложировом бизнесе. Земельный банк Группы – более 665 тыс. га.
По результатам двух кварталов текущего года, выручка сельскохозяйственного сегмента компании увеличилась до 4,4 млрд руб. (+153%) в связи с ростом объемов продаж и цен практически по всем видам реализуемой продукции.
В июле Cognitive Technologies продемонстрировала первый в России и один из первых в мире прототипов локомотива с возможностью автономного управления.
«Мы создали такую систему компьютерного зрения, которая может обеспечивать безопасность движения в любую погоду, – объяснили в компании. – Может детектировать даже такие сложные объекты, как светофоры, расположенные близко к поверхности земли в условиях снегопада. К тому же показ высокому начальству проходил в реальных условиях. Шел дождь и был туман. Но все прошло на ура!».
Новые автомобили стали слишком дороги для потребителей
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в июне 2019 года снизились на 3,3%. Как и раньше, все десять моделей, лидеров продаж новых легковых автомобилей, местного производства. Всего было продано 151 180 автомобилей (данные Комитета автопроизводителей АЕБ).
Как рассказал председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, «после шести месяцев 2019 года мы видим рынок, который уменьшился на 2,4% по сравнению с прошлым годом, а II квартал стал более трудным, чем I. Ожидания на рынке в отношении второй половины года не лучше.
Ясно, что рост рынка в 2019 году – уже больше не реалистичный сценарий. Даже при не котором положительном тренде во второй половине года, самое лучшее, на что можно было бы надеяться, – повторение результата продаж прошлого года».
Стоит отметить, что продажи новых автомобилей за первые шесть месяцев текущего года снизились в Европе и США. К примеру, в Старом Свете количество регистраций новых авто уменьшилось на 3,1% до 8,2 млн.
Ведущие автопроизводители в США также заявили о снижении продаж. По мнению экспертов издания WSJ, на это повлиял рост стоимости новых автомобилей и кредитов для их покупки.
Так, средняя стоимость нового транспортного средства составила рекордные 33 350 долл., что на 4% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом значительное число американцев решило приобрести подержанный автомобиль.
Стоит отметить, что все большая стоимость автомобиля не гарантирует отсутствие поломок. Только в июле сообщалось о нескольких отзывных кампаниях. Росстандарт проинформировал об отзыве боле 4 тыс. транспортных средств марки Volvo (XC70, XC60, S80, V60 Cross Country, XC90, V90 Cross Country).
Отзыву подлежат автомобили, реализованные в 2014–2019 годах. Причиной отзыва транспортных средств является то, что в очень редких случаях изготовленный из пластмассы впускной коллектор двигателя может расплавиться и деформироваться. При самом неблагоприятном развитии событий возможно локальное возгорание в моторном отсеке.
120 транспортных средств марки Audi A6 и A7 2019 года отозвали из-за того, что в результате прилегания трубки ОЖ стирается оксидный слой. С течением времени это может привести к утечке охлаждающей жидкости.
А 2055 Porsche Panamera (тип 970), реализованные с декабря 2010 года по октябрь 2017 года, отозвали из-за вероятных «термических инцидентов».
Причиной отзыва автомобилей была существующая вероятность коротких замыканий в системе управления вентилятором кондиционера в результате проникновения в контрольный блок влаги.
Подобные короткие замыкания могут привести к возникновению термических инцидентов, в том числе в транспортных средствах, которые поставлены на стоянку, говорилось в сообщении ведомства.
«Яндекс.Пробкам» готовят конкурента
Новый сервис перспективной платформы «Автодата» на основе искусственного интеллекта будет информировать автомобилистов о плотности транспортного потока, предупреждая о пробках и заторах. Сервис поможет заменить введение платных перекрестков, сообщили ТАСС в пресс-службе разработчика сервиса – НТИ «Автонет».
«Этот сервис поможет заменить сомнительные введения платных перекрестков, о которых ранее шла речь среди экспертов. Для автовладельцев он может быть бесплатным при передаче телематических данных в платформу “Автодата”.
При эффективном внедрении сервис позволит избавить дороги от пробок средних и малых городов. В крупных городах их количество заметно снизится», – сообщил официальный представитель НТИ «Автонет» Ярослав Федосеев.
Как уточнили в «Автонете», новый сервис появится в 2022 году. В частности, он будет информировать водителей о типе и условиях движения, средней скорости транспортного потока, ДТП, дорожных работах, закрытых участках дороги и состоянии дорожного покрытия.
На начальном этапе сервис может использоваться на 10% российских дорог, однако в будущем будет расширен до 25%. По словам Федосеева, главное отличие сервиса от «Яндекс.Пробок» – использование большего количества источников данных.
«В “Яндекс.Пробках” идет расчет средней скорости на основе ГЛОНАСС и GPS-трекинга, у нашего сервиса – еще и интеллектуальных транспортных сетей», – пояснил он.
Как сообщалось ранее, в НТИ «Автонет» предложили сделать некоторые перекрестки в России платными, с целью решить проблему пробок. По мнению специалистов, таким образом автомобилисты будут тщательнее планировать маршруты. Окончательного решения по инициативе не принято.
«Автодата» станет российской сервисной навигационно-телематической платформой, обеспечивающей формирование массива статистических и аналитических данных о колесных транспортных средствах, дорожной инфраструктуре и иной информации в транспортной сфере, в том числе связанной с логистикой людей и вещей. Предполагается внедрение платформы на федеральном уровне.
Создание платформы позволит сформировать массив «больших» данных автотранспортной сферы с момента выпуска в обращение до утилизации автомобиля, включая данные о функционировании бортовых систем, поведении водителя и взаимодействии с инфраструктурой, а также создаст цифровую среду для поддержки движения транспорта с различными степенями автоматизации по дорогам общего пользования.
В свою очередь, «Автонет» – это рынок по развитию услуг, систем и современных транспортных средств на основе интеллектуальных платформ, сетей и инфраструктуры в логистике людей и вещей, эффективный инструмент на основе государственно-частного партнерства по поиску, отбору и выращиванию перспективных проектов в успешные высокотехнологические бизнесы мирового масштаба с целью обеспечения устойчивого роста национального ВВП, создания высококвалифицированных рабочих мест, обеспечения суверенитета в критически важных технологиях, укрепления национальной безопасности.
Будущих инженеров для беспилотников ГАЗ искали на соревнованиях робототехники
Фонд «Вольное Дело» и Горьковский автозавод провели в Нижнем Новгороде соревнования автоматизированных транспортных средств «РобоКросс – 2019». В состязаниях приняли участие студенческие команды ведущих вузов Москвы, Нижнего Новгорода, Ульяновска, Рязани, Коврова, Владимира, Самары и Санкт-Петербурга.
Первое место в направлении «РобоКросс – беспилотные транспортные средства» завоевала команда Supernova Рязанского государственного радиотехнического университета, второе – команда KSTA Team 1 Ковровской государственной технологической академии, третье – команда МИР Нижегородского государственного технического университета.
Номинацией «Нестандартный подход» отмечена команда KSTA Team 2 Ковровской государственной технологической академии, номинацией «Творческий рост» отмечена команда RoboLife Ульяновского государственного технического университета. В направлении «Беспилотные летающие системы» победителем стала команда «Коптер Экспресс» (Москва), второе место заняла команда COSPA (Самара).
Третий год подряд к основному регламенту соревнований добавлены задания по разработке автоматизированных систем помощи водителю ADAS (Advanced driver assistance systems). Стратегия развития ГАЗа предусматривает планы по оснащению транспортных средств подобными системами с целью снижения рисков дорожно-транспортных происшествий, происходящих по вине человека.
В связи с этим в рамках программы «Робототехника» важной задачей Горьковского автозавода является подготовка кадров, имеющих компетенции в разработке, адаптации и практическом применении функций ADAS (предупреждение о выходе с полосы движения, экстренное автоматическое торможение перед внезапно возникшим препятствием, интеллектуальное ограничение скорости, предупреждение об опасности наезда, обнаружение и распознавание дорожных знаков, боковое видеонаблюдение – мониторинг слепых зон, мониторинг усталости и состояния водителя, помощь в пробке и др.).
В ходе соревнований «РобоКросс» на специально подготовленном испытательном полигоне участники продемонстрировали способность транспортных средств самостоятельно, в полностью автоматическом или телеметрическом режимах выполнить комплекс упражнений, руководствуясь информацией глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
Согласно заданию, команды смоделировали реальную ситуацию, при которой беспилотный автомобиль в автономном режиме прошел трассу с препятствиями, выполнил развороты и другие маневры, в том числе и с использованием задней передачи.
Судьями соревнований являются инженеры-конструкторы Горьковского автозавода. Все регламенты разработаны при активном участии Объединенного инженерного центра ГАЗа и ресурсного центра программы «Робототехника».
В рамках «РобоКросса» студенты приняли участие в конференции «Современные достижения и перспективные направления развития беспилотных транспортных систем» на базе Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева, где представили перспективные решения, продемонстрированные на полевых испытаниях «РобоКросса».
«РобоКросс» – соревнования мобильных систем транспортировки и мониторинга, использующих современные космические технологии. Проводятся в рамках программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России». Проходят в России с 2010 года.
Первые соревнования состоялись на озере Селигер (Тверская область), где два года подряд победу одерживала команда Red Eyes Ковровской государственной технологической академии. В 2012 году победителями соревнований под Волоколамском стали студенты профильного учебного заведения ГАЗа – Нижегородского автомеханического техникума.
С 2013 года «РобоКросс» проходит на испытательном полигоне ГАЗа, где три года подряд победу завоевывала команда «Аврора» Рязанского государственного университета с автомобилем «ГАЗель». С 2016 года проводится проектное направление «РобоКросс – технологии».
Общероссийская программа «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России» разработана и реализуется Фондом «Вольное Дело» с 2008 года при поддержке Минобрнауки России и Агентства стратегических инициатив.
Цель программы – воспитание новых инженерных кадров для российской промышленности в масштабах страны, начиная со средней школы. Сегодня в «Робототехнике» принимают участие более 60 тыс. человек в возрасте от 8 до 25 лет из 74 регионов России.
За время ее реализации около 30% участников программы стали студентами ведущих технических вузов.