Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Слёт грузового автопрома

Слёт грузового автопрома

В первой половине сентября в МВЦ «Крокус Экспо» прошел Международный грузовой автосалон COMTRANS'15, на котором было показано много интересного по части коммерческих автотранспортных средств, их комплектующих и запасных частей. Познакомимся с некоторыми из представленных экспонатов и мы.

Для производителей коммерческого автотранспорта нынешний год выдался не самым удачным. Экономические и политические трудности, переживаемые страной, не лучшим образом сказались на продажах новой автотехники. Однако это не слишком сильно отразилось на выставке – по данным организаторов, ее площадь превысила 30 тыс. м2, а в трех залах и на открытой площадке выставили свою продукцию более 300 компаний из России, СНГ и стран Европы и Азии. Это и понятно – в непростой экономической ситуа­ции очень важно показать потенциальному покупателю, что он имеет дело с сильным и надежным поставщиком.

Высокий темп обновления

Знакомство с экспозицией начнем со стенда «Группы ГАЗ». И на то есть веские основания. Эта компания продолжает интенсивное обновление модельного ряда и порадовала посетителей большим количеством новинок. Бортовые «ГАЗель NEXT», а также различные транспортные средства, выполненные на ее шасси, уверенно завоевывают свое место на наших дорогах и уже перестали привлекать внимание. Теперь настала очередь цельнометаллического фургона. В «Крокус Экспо» красовались и собственно фургон, и грузопассажирский вариант (комби), и микроавтобус.

Объем кузова нового грузового фургона равен 13,5 м3, что почти на треть превышает данный параметр у предыдущей «ГАЗели». Одна из особенностей новинки – возможность перевозить длинномерные грузы длиной до 5 м. При изготовлении кузова применяется оцинкованная сталь, а также детали из высокопрочного стеклопластика. Напольное покрытие выполнено из водо- и износостойкой «морской» фанеры, для крепления груза имеются такелажные петли, задние двери можно зафиксировать и в промежуточном положении (после поворота на 90°), и при полном открытии на 270°.

Цельнометаллический фургон «ГАЗель NEXT»
Цельнометаллический фургон «ГАЗель NEXT»
Микроавтобус «ГАЗель NEXT»
Микроавтобус «ГАЗель NEXT»

Грузопассажирский комби рассчитан на перевозку 7 человек и груза объемом до 9,5 м3. Сиденья заднего ряда складываются, превращаясь в спальное место. Микроавтобус вмещает 16 человек, высота салона равна 1900 мм, все сиденья оснащены ремнями безопасности.

Ярославский моторный завод, входящий в дивизион «Силовые агрегаты» «Группы ГАЗ», представил 4-цилиндровый дизель ЯМЗ-53443, соответствующий экологическому стандарту Euro V. Он имеет номинальную мощность 110 кВт/150 л. с. и предназначен для комплектации перспективных среднетоннажных автомобилей «ГАЗон NEXT». Высокого экологического параметра удалось достигнуть оптимизацией системы охлаждения, применением рециркуляции отработавших газов, каталитического нейтрализатора и топливной аппаратуры с повышенным до 2000 бар давлением впрыска. В состав системы топливоподачи аккумуляторного типа (Common rail) входит новый ТНВД, разработанный специалистами Ярославского завода дизельной аппаратуры «Группы ГАЗ». Ресурс до капитального ремонта составляет 700 тыс. км.

Дизель ЯМЗ-53443
Дизель ЯМЗ-53443

Эмблема с изображением оленя впервые появилась в 1949 году на престижных автомобилях ЗИМ. С тех пор это симпатичное животное стало связано с легковой продукцией автозавода. В начале 1990‑х годов эмблема становится единой и для завода, и для каждой его модели, включая грузовые автомобили. А теперь «бегущий олень» является товарным знаком еще и для новых моделей автобусных (Ликинского, Павловского и Курганского) предприятий «Группы ГАЗ».

Новая эмблема ГАЗ
Новая эмблема ГАЗ

Перспективные разработки

Центральную часть экспозиции ПАО «КАМАЗ» занимал макет новой кабины КАМАЗ-2020 «Трансформер». Это концепт, т. е. видение разработчиками, каким должно быть рабочее место водителя, обеспечивающее максимально возможный для него комфорт, как во время управления автомобилем, так и на отдыхе. В основу данного макета положен один из вариантов семейства кабин, разрабатываемых в настоящее время для перспективной линейки автомобилей.

Концепт-кабина
КАМАЗ «Трансформер»
Концепт-кабина КАМАЗ «Трансформер»

«Трансформер» от КАМАЗа – это мультифункциональное пространство, позволяющее создать обстановку мобильного офиса, комфортной жилой комнаты, кухни-столовой, спортзала. Ширина концептуальной кабины равна 2,5 м, она имеет ровный пол, а внутренняя высота составляет почти 2 м. Сиденье водителя выполнено на электромагнитной подвеске, которая позволяет на 90% уменьшить вибрации, что существенно снижает его усталость. Экраны, расположенные в передних стойках и на панели приборов, дают возможность контролировать пространство вокруг автомобиля без невидимых скрытых зон. Бортовая информационная система обес­печивает видео- и аудиосвязь с диспетчером, грузоотправителем, грузополучателем, а также своей семьей.

Внутри концепт-кабины КАМАЗ
«Трансформер»
Внутри концепт-кабины КАМАЗ «Трансформер»

Другой перспективный экспонат из Набережных Челнов – рядный 6-цилиндровый 12-литровый (диаметр цилиндра равен 130 мм, ход поршня – 150 мм) 550-сильный (404 кВт) дизель КАМАЗ 910.10–550. Новый двигатель оснащен системой топливоподачи типа Common rail и соответствует требованиям Euro V. Блок управления Liebherr. Компания Liebherr хорошо известна как производитель строительной техники, но она разрабатывает и производит также и дизели, которые устанавливает на свои изделия (бульдозеры, краны, экскаваторы и т. д.). Причем двигатели очень хорошие. А доказательство этого находилось тут же на стенде – знаменитый спортивный грузовик КАМАЗ-4326 команды «КАМАЗ-мастер». Он укомплектован мотором Liebherr D9508 (V-8; 16,2 л; 700 кВт/950 л. с.).

Дизель КАМАЗ 910.10-550
Дизель КАМАЗ 910.10-550

Новые кабина и дизель – это перспектива. А пока предприятие расширяет модельный ряд автомобилей с компонентами Daimler. Кстати, КАМАЗ теперь не ОАО, а ПАО, т. е. Публичное акционерное общество «КАМАЗ». Так решили его акционеры летом нынешнего года. Это сделано с целью приведения наименования в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Легендарный КАМАЗ-4326
Легендарный КАМАЗ-4326

Впервые в России

Немецкий MAN завлекал посетителей двумя российскими премьерами – у нас впервые показали междугородний автобус MAN Lion's Intercity и флагман тяжелой серии магистральных тягачей MAN TGX 18.560 4х2 LLS в эксклюзивной юбилейной комплектации. При создании автобуса повышенное внимание уделяли безопасности и экономической эффективности. Седельный тягач может работать в составе автопоезда полной массой до 44 т. Он оснащен двигателем нового поколения D38 стандарта Euro VI мощностью 560 л. с. Грузовик оборудован различными электронными системами, обеспечивающими безопасность движения и высокую производительность, в том числе электропневматической тормозной системой MAN BrakeMatic с функцией динамической стабилизации ESP.

Седельный тягач MAN TGX 18.560
Седельный тягач MAN TGX 18.560
Газовый двигатель MAN
E0836 LOH01 EEV
Газовый двигатель MAN E0836 LOH01 EEV

Российской премьерой отметился и FIAT Professional. Компания представила новые легкие коммерческие автомобили Fiat Doblo сразу в двух модификациях: грузовой Cargo и пассажирской Combi. Новинка оснащена независимой многорычажной задней подвеской, усовершенствованными коробкой передач и сцеп­лением. Повышенное внимание разработчики уделили акустическому комфорту.

Нельзя не зайти на стенд компании Volvo. Помимо грузовых автомобилей здесь были хорошо представлены новые разработки по части агрегатной базы. Среди них находились две автоматизированные коробки передач (одна с двойным сцеплением I-Shift Dual Clutch, а другая I-Shift для строительного сегмента), активное рулевое управление Volvo Dynamic Steering, двухосная тележка с задним подъемным ведущим мостом Tandem Axle Lift. С рулевым управлением случился курьез – его показали только в пресс-день, а затем оно исчезло из экспозиции. Выяснить у стендистов причину произошедшего не удалось. А жаль – это очень интересная новейшая разработка.

Активное рулевое управление Volvo
Активное рулевое управление Volvo
Тележка с подъемной ведущей осью Volvo
Тележка с подъемной ведущей осью Volvo

Украшением стенда стал 700-сильный седельный тягач Volvo FH16 с новым прочным бампером, предназначенный для сверхтяжелых перевозок.

Седельный тягач Volvo FH16
Седельный тягач Volvo FH16

Экономичность и экологичность

Сравнение нынешнего грузового автосалона с предыдущими позволяет сделать вывод, что интерес к газомоторной технике не только не снижается, а наоборот, растет. Транспортных средств, питающихся газом, в «Крокус Экспо» было видимо-невидимо. Это и автобусы, и большегрузные грузовики, и малотоннажники. И кроме того, КАМАЗ и MAN отдельно экспонировали газовые двигатели.

Вездеходы «Урал» заслужили репутацию «королей бездорожья». Плохие дороги – это их ареал обитания. Но там сложно развернуть густую сеть газонаполнительных станций, что, казалось бы, должно препятствовать созданию газовых модификаций этих прекрасных автомобилей. Однако конструкторы нашли выход – у показанного на выставке вахтового автобуса Урал NEXT 32551–5013–71 система топливоподачи позволяет работать как на смеси сжатого природного газа и дизельного топлива, так и только на дизтопливе. Он оснащен 6-цилиндровым 240-сильным двигателем из семейства ЯМЗ-536. Девять газовых баллонов общим объемом 892 л размещены в компактном боксе за кабиной водителя. В комплекте с 300-литровым топливным баком обеспечивается запас хода 1670 км.

Вахтовый автобус Урал NEXT 32551
Вахтовый автобус Урал NEXT 32551

У автобусов, работающих на маршрутах, проблем с обеспечением топливом не возникает, а это значит, что на них целесообразнее применять чисто газовые двигатели. К таким транспортным средствам относятся, например, Volgabus 528512-CNG c китайским 260-сильным мотором Yuchai (Евро-5), взрывобезопасными металлокомпозитными баллонами и системой электронной защиты от утечки топлива или МАЗ-103965 с 279-сильным двигателем Mercedes-Benz OM 906 LAG EEV.

Автобус Volgabus 528512-CNG
Автобус Volgabus 528512-CNG
Автобус МАЗ-103965
Автобус МАЗ-103965

Оба газовых автобуса имеют хорошие экологические показатели, но электробусы с точки зрения экологии еще лучше. КАМАЗ-52994Э и КАМАЗ-2257Э созданы Камским автозаводом совместно с инжиниринговой компанией Drive Electro. В них применены литий-титанатные аккумуляторные батареи, основными преимуществами которых являются высокая морозоустойчивость и повышенный срок службы. Электробусы заряжаются за несколько минут от станции ультрабыстрой подзарядки с помощью полупантографов, при этом есть возможность зарядки и от троллейбусной сети.

Качественные комплектующие – качественный автомобиль

Одной из приятных особенностей грузового автосалона является широкое участие в нем производителей автокомпонентов.

Коробки передач, мосты, рулевые системы, амортизаторы – вот «сфера ответственности» компании ZF. Особенно ценятся у нас ее коробки передач – недаром Камский автозавод создал именно с этой фирмой совместное предприятие по производству данного агрегата. ZF разрабатывает и производит механические, роботизированные и автоматические КП. Последние – наиболее сложные по конструкции. А сколь они сложны, могли оценить сами посетители выставки – экспонировавшаяся 6-ступенчатая АКП EcoLife была выполнена с разрезом. Этот «автомат» предназначен для применения на городских, междугородних и туристических автобусах. К его особенностям относятся гидротрансформатор крутящего момента со встроенным турбинным гасителем крутильных колебаний, первичный тормоз-замедлитель с двойной системой охлаждения, программа управления переключениями в зависимости от сопротивления движению TopoDyn Life.

АКП ZF EcoLife
АКП ZF EcoLife

Компании WABCO и Knorr-Bremse выпускают однотипную продукцию и являются конкурентами на рынке. Обе фирмы добились большого успеха и известности в производстве пневматических тормозных систем, и обе они ныне являются поставщиками для отечественных автопроизводителей. Широкая электронизация автомобилей сказалась и на этих компаниях – номенклатура выпускаемой ими продукции значительно расширилась и вышла за границы тормозных дел. Так, на уже упоминавшийся автоматизированной коробке передач Volvo I-Shift стоит устройство управления WABCO. А на своем собственном стенде эта фирма, среди прочего, показала компоненты систем OnGuardACTIVE, ESCsmart (обеспечивает устойчивость транспортного средства при осуществлении маневров в критической ситуации), OnLane (предупреждает о покидании полосы движения). И конечно же, WABCO не могла не показать электропневматическую тормозную систему (EBS).

Компоненты системы динамической
стабилизации WABCO ESCsmart
Компоненты системы динамической стабилизации WABCO ESCsmart

Из всего перечисленного уделим внимание OnGuardACTIVE. Это система автоматического экстренного торможения, которая предназначена для оснащения грузовых автомобилей и автобусов. Она распознает движущиеся, останавливающиеся и стоящие впереди транспортные средства, эффективно работает в любое время года. Важнейшим компонентом системы является радар с частотой 77 ГГц. OnGuardACTIVE следит за транспортным потоком и способна заранее распознавать возможную критическую ситуацию. В случае выявления опасности она предупреждает об этом водителя и самостоятельно осуществляет торможение автомобиля вплоть до полной остановки, помогая предотвратить или смягчить последствия от возможного столкновения.

Теперь заглянем к Knorr-Bremse. Здесь также не обошлось без электропневматической тормозной системы. Для оснащения прицепного состава предназначена TEBS G2.2 (Trailer EBS). Однако называют ее тормозной системой прицепа/полуприцепа скорее по привычке – ныне это уже многофункциональное устройство, которое помимо управления тормозными механизмами регулирует еще и давление в пневматической подвеске, а также решает другие задачи (например, связанные с подъемом осей или блокированием подруливающих осей при маневрировании). Из всего многообразия выполняемых функций остановимся на iCargo. Иногда груз в автопоезде размещают неправильно. В результате получается перегрузка ведущего моста тягача. В таком случае iCargo понижает давление в пневмоэлементах последней оси прицепа/полуприцепа, что ведет к перераспределению нагрузок на ведущий мост тягача (нагрузка на него уменьшается до разрешенного значения) и оси прицепного состава.

Электропневматическая тормозная
система прицепного состава Knorr-Bremse
TEBS G2.2 Премиум
Электропневматическая тормозная система прицепного состава Knorr-Bremse TEBS G2.2 Премиум

Обзор из кабины грузового автомобиля или автобуса, конечно, лучше, чем из танка, но и он оставляет желать большего. Система зеркал позволяет в значительной степени исправить ситуацию, но полностью устранить проблему она не в состоянии, что неблагоприятным образом сказывается на безопасности движения. Кардинально решить задачу можно с помощью современной техники – для этого понадобятся четыре видеокамеры и компьютерная обработка изображения. И получим результат – полный круговой обзор.

Такое устройство под названием ProViu ASL360 показала компания Continental. Оно отображает окружающее пространство как бы с высоты птичьего полета с полным исключением «слепых зон». Изображение распрямляется и сшивается в единую панораму, а затем выводится на дисплей панели приборов; имеется возможность записи данных на съемный носитель. Между прочим, подобным образом обеспечивается круговой обзор и в новейших танках, предусмотрено аналогичное устройство и для перспективной камазовской кабины.

COMTRANS'15 удался. Большое число участников, много интересных новинок – разве это не праздник для автомобилистов?

  • Геннадий Дунин

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены