Суета вокруг дизайна
Интересы производителей оригинальных запчастей и представителей афтемаркета неизбежно пересекаются. Чтобы понять, насколько велик накал страстей, можно взглянуть на несколько законодательных инициатив, принятие которых лоббируют два противоборствующих лагеря.
Автолюбители утверждают, что между оригинальными запчастями и деталями сторонних производителей нет существенной разницы в вопросах качества и дизайна, хотя бы потому, что фактически эти же детали и использовались при сборке авто. Другое дело страховщики: они в основном предпочитают работать с игроками на афтемаркете, которые выпускают свою продукцию, руководствуясь техническими характеристиками OEM-производителей. Разница лишь в цене, причем существенная.
По различным оценкам, детали, выпущенные сторонними компаниями, обходятся в среднем на 26–50% дешевле оригинальных. В общей сложности американцы экономят в год на таких запчастях от 1,5 млрд до 2,4 млрд долл. Причем больше 95% страховщиков не скрывают использование неоригинальных деталей, по крайней мере в ряде ситуаций.
Тем не менее 72% рынка запчастей все еще приходится на производителей OEM. Конкуренция, говорят страховщики, это лучшая форма защиты потребителя от необоснованно высоких цен. На протяжении нескольких десятилетий именно этим и занимаются игроки афтемаркета в США.
Приверженцы использования продукции сторонних компаний утверждают, что она не только не уступает по качеству оригинальным узлам, но и в ряде случаев превосходит OEM-запчасти по качеству. Гарантия на такие товары, как правило, предоставляется на более длительный срок. Ко всему прочему детали от сторонних производителей доступнее, что позволяет потребителю экономить время, не тратя дни на поиски подходящих оригинальных запчастей.
Как бы там ни было, многие штаты запрещают скрывать факты использования при ремонте неоригинальных товаров. 39 штатов требуют, чтобы в предварительные расчеты вносилась информация о возможном использовании неоригинальных запчастей. В 13 штатах на установку узлов от сторонних производителей требуется предварительное согласие клиента.
Нескромное предложение
Такое положение дел не сильно устраивало игроков афтемаркета. Чтобы изменить баланс сил, представители индустрии предложили принять новый закон, который бы ограничил «монополию» OEM-компаний.
Законодательная инициатива, получившая название Promoting Automotive Repair, Trade, and Sales (Стимулирование авторемонта, торговли и продаж) или сокращенно PARTS (запчасти) предполагала снизить стоимость ремонта путем ограничения действия патентов на дизайн автокомпонентов до 30 месяцев. Подобное предложение неизбежно приводит к столкновению интересов автопроизводителей, страховых компаний и организаций по защите прав потребителей. По словам сторонников предлагаемого законопроекта, он существенно снизит стоимость сервисных услуг. К примеру, если владелец относительно новой машины обращается к ремонтникам с просьбой заменить поврежденную фару, он может столкнуться с тем, что новую деталь придется заказывать либо у производителя оригинального оборудования, либо у компании, платящей отчисления OEM-фирме. Однако, как настаивают страховщики, ремонт автовладельцу обошелся бы дешевле, не будь дизайн фары защищен патентом. Другими словами, ее можно было бы приобрести у сторонней компании по более выгодной цене.
Данные организации Quality Parts Coalition (Коалиция за качественные запчасти), отстаивающей интересы потребителей, говорят о том, что в настоящий момент в США благодаря независимым производителям американцы могут экономить на ремонте до 50% средств. Однако в последнее время OEM-компании сменили тактику. Если раньше патентовался облик автомобиля целиком, то теперь патентуется дизайн отдельных частей машины, таких как бампер, капот, зеркало и т.д. Это, по свидетельству представителей коалиции, позволяет автопроизводителям выдавливать с рынка независимых игроков. Если так будет продолжаться и дальше, потребителям придется суммарно раскошеливаться на дополнительные 1,5 млрд долл. за ремонт ежегодно.
Предлагаемый законопроект был призван усилить конкуренцию на рынке, а главное требование, содержавшееся в нем, – урезать временной срок действия патента с 14 лет до 30 месяцев. За 2,5 года действия патента независимых игроков предполагалось наделить правом производить, тестировать, продвигать, а также заниматься дистрибуцией охраняемой патентом запчасти. По истечении этого срока деталь можно было бы выводить в свободную продажу. Такое положение дел, по задумке, способствовало бы созданию новых рабочих мест и экономии средств.
Как заявляла исполнительный директор коалиции Эйлин Соттайл, организация призвала американский конгресс принять законопроект с тем, «чтобы запретить автопроизводителям наращивать прибыль за счет небогатых американцев и независимых станций технического обслуживания».
Позиция страховщиков
Немалую роль в проталкивании законопроекта сыграли и представители страхового рынка. Инициатива была поддержана Американской ассоциацией страховщиков. Данная организация работает с рисками, связанными с ущербом собственности, в нее входят почти 300 компаний. По словам вице-президента ассоциации Мелисы Шелк, потребители заслуживают доступа к высококачественной альтернативе запчастям, производимым автоконцернами. Повышение уровня конкуренции будет означать снижение цен и расширение выбора для американцев.
Как и другие сторонники принятия закона, страховщики говорят, что в случае восстановления автомобиля после аварии незащищенные патентом детали, включая бамперы, крылья и проч., обойдутся владельцам транспортных средств на 26–50% дешевле по сравнению с оригинальными. Соответственно автолюбитель при желании сможет сэкономить на страховке, но только в том случае, если подобные детали будут в продаже. По данным Шелк, ежегодно хозяева машин переплачивают в общей сложности 1,5 млрд долл. при восстановлении авто после аварии. И все из-за того, что патенты действуют так долго.
Кроме того, разработчики законопроекта говорят, что производители оригинальных запчастей и так чувствуют себя неплохо. Во всяком случае по последним данным им принадлежит 72% рынка. Соответственно конкуренция уже ограничена. Причем страховщикам иной раз выгоднее признать машину не подлежащей ремонту из-за необоснованной дороговизны деталей. В результате вместо ремонта американцу приходится покупать новый автомобиль.
Несмотря на все усилия, продвигаемый документ в августе прошлого года был рассмотрен лишь на слушаниях в подкомитете палаты представителей конгресса США по интеллектуальной собственности, конкуренции и Интернету. Вынести на рассмотрение нижней палатой проект не удалось. Хотя участники рынка не оставляют попыток привлечь внимание законодателей к проблеме. Во всяком случае, на сайте Коалиции за качественные запчасти размещен призыв проголосовать за повторное внесение документа на суд парламентариев.
Обмен любезностями
Автопроизводители не остаются в долгу и со своей стороны пытаются «протащить» удобные законопроекты хотя бы на уровне штатов. В феврале в сенат штата Оклахома поступил проект закона, усложняющий жизнь страховым компаниям. В частности, документ предусматривал обязать страховщиков письменно указывать факт использования неоригинальных деталей при ремонте выхлопной системы, систем безопасности или элементов кузова. При этом соответствующее разрешение должно было быть получено и от клиента компании. Однако до рассмотрения дело не дошло.
Представители авторемонтной отрасли своевременно организовали кампанию с целью уверить избирателей в том, что нововведение приведет к росту стоимости страховки, услуг станций технического обслуживания и проч. В результате законопроект не был даже рассмотрен.
Хотя противники и сторонники законодательных инициатив объясняют свои предложения заботой о простых американцах, наблюдатели говорят о том, что это еще один яркий пример «Гражанской войны», идущей без применения реального оружия. Каждая из групп пытается отвоевать часть рынка у другой, используя чиновников.