Удачный момент
Производители автозапчастей из Европы выбрали нужное время, чтобы добиться послаблений для себя в Китае. Торговая палата Европейского союза в Китае призвала правительство страны предпринять меры для усиления конкуренции на рынке постгарантийного обслуживания. Текущие положения законодательства выступают основным препятствием для свободного доступа компаний на этот рынок. С одной стороны, предпринятые меры способствовали наведению порядка на рынке, с другой – привели к тому, что продажа запчастей полностью стала контролироваться автопроизводителями. Детали распределяются исключительно среди техсервисов официальных дилеров марок. Это, в свою очередь, ведет к чрезмерно высокой стоимости запчастей, указывается в отчете палаты. Совсем недавно антимонопольные власти КНР нашли многочисленные нарушения у целого ряда иностранных предприятий, которые завышали стоимость запасных частей. («АБС-авто» писал об этом в сентябре.) Согласно подсчетам местных экспертов, если заменить все узлы и агрегаты, к примеру, на седане Mercedes C-class, то это обойдется потребителю в 12 раз дороже по сравнению с покупкой нового авто. Правда, тогда же торговая палата ЕС назвала претензии властей придирками, напоминает агентство Bloomberg. Запрет производителям запчастей реализовывать свою продукцию среди независимых игроков на рынке постгарантийного обслуживания ограничивает выбор потребителей, говорится в докладе европейцев. В результате покупатель должен либо приобрести товар в магазине, контролируемом автопроизводителем и часто с большой накруткой, либо довольствоваться контрафактной продукцией.
Побочный эффект
Евросоюз также указывает на то, что широкое распространение «левых» запчастей – это своего рода побочный эффект необоснованно завышенных цен на узлы и агрегаты. Из-за чрезмерной стоимости деталей у официальных дилеров значительное число небольших автомастерских и рынков забиты контрафактом и откровенными подделками. Так, проведенное четыре года назад исследование выявило, что половина автокомпонентов, предлагаемых независимыми станциями технического обслуживания, являются подделками или продуктами ненадлежащего качества. Как подчеркивается в докладе, дешевизна «левой» продукции достигается за счет использования отсталых технологий, низкого уровня контроля и экономии на сертификации. К тому же покупка таких товаров грозит проблемами конечному потребителю – он рискует безопасностью транспортного средства. Наконец, такие производства наносят существенный вред экологии КНР. Для наглядности специалисты из ЕС приводят статистику по рынку турбокомпрессоров в Китае. Согласно этим данным, до 70% продукции здесь представлено незаконными изделиями. В странах Европы показатель не превышает 50%. Между тем проблема не нова для специалистов афтемаркета, для ее решения существуют различные методы, что продемонстрировал ряд государств. Палата призвала Китай пересмотреть текущие положения законодательства, чтобы обеспечить свободную и сбалансированную конкуренцию в области афтемаркета. Производители оригинальных деталей должны получить разрешение продавать свои изделия независимым мастерским по более низким ценам, уверены европейцы. Интересно, что одними запчастями европейцы не ограничились и также предложили местным властям пересмотреть политику создания совместных предприятий. Так, по мнению палаты, иностранные автоконцерны должны получить право на увеличение доли в СП свыше 50%. Сейчас зарубежный производитель не может иметь больше половины акций совместного предприятия. Обязательное партнерство по формуле 50/50 контрпродуктивно с точки зрения управления, более того, это аномалия в условиях рыночной экономики, сетуют европейцы. Такие инициативы, мягко говоря, пугают представителей отрасли Китая. Подобные предложения убьют локальные бренды в зародыше, считают в Ассоциации производителей автомобилей КНР. Правда, позже представитель Министерства коммерции страны заявил, что компании должны готовится ко времени, когда лимиты на участие иностранцев будут снижены. Помимо прочего, Евросоюз призвал Пекин к диалогу по поводу устранения препятствий к развитию транспортных средств, использующих альтернативные виды топлива. По мнению ЕС, действия Китая в этой сфере скорее мешают, чем способствуют продвижению зеленых технологий. Изменения должны затронуть электромобили, как производимые на СП внутри страны, так и импортируемые.
Тревожный звонок
Западные игроки выбрали удачный момент для смягчения условия ведения бизнеса. Торговая палата США прямо предупредила КНР о том, что страна теряет привлекательность для американских инвесторов на фоне менее дружественного бизнес-климата. Капиталовложения в экономику страны за исключением финансового сектора со стороны зарубежных фирм упали в июле на 17%. Это самое значительное снижение за последние пять лет, отметили китайские власти, в то же время подчеркнув, что снижение никак не связано с действиями антимонопольных органов. Китайское руководство должно четко придерживаться взятых ранее обязательств для того, чтобы не допустить потенциальных экономических и социальных кризисов, считает президент Торговой палаты Евросоюза Йорг Вуттке. Ранее Китай подготовил план реформ с тем, чтобы перевести экономику страны от быстрого роста, подстегиваемого инвестициями и экспортом, к более медленному, сбалансированному и устойчивому расширению. Как указал Вуттке, сегодня страна находится на распутье. У нее достаточно ресурсов для поддержания умеренного устойчивого роста в течение долгого времени, если предпосылки такого роста, основанные на услугах, инновациях, добавочной стоимости и эффективности будут созданы уже сейчас. Необходимо обеспечить деловой климат, способствующий производству продвинутых, эффективных и креативных продуктов. Добиться целей можно лишь в условиях нормально работающей рыночной экономики. На фоне усложнения экономической обстановки и неблагоприятного отношения европейские компании пересматривают свои прогнозы (по возможным доходам) и готовятся снизить объем инвестиций в государство. В случае, если неблагоприятная атмосфера сделает местный рынок менее привлекательным и заставит производителей задуматься о самой возможности получения прибыли от работы в стране, экономика КНР также может столкнуться с трудностями. Устойчивый рост может поддерживаться только при условии, что все игроки рынка могут полностью раскрыть свой потенциал. Хотя страна имеет богатый опыт решения проблем в прошлом, чего многие от Пекина не ждали, ни одно государство не застраховано от системных кризисов. Надо отметить, что вопрос доступности иностранных рынков для европейских товаров чрезвычайно актуален для ЕС. Как следует из доклада Еврокомиссии относительно конкурентоспособности произведенных блоком товаров, экономика Евросоюза сильно зависит от индустриального экспорта. Так, в документе говорится, что в ближайшие 10 лет до 90% спроса на товары будет приходиться на другие государства мира. ЕС же придется побороться за право удовлетворить часть глобального спроса. Причем в условиях, когда затраты на рабочую силу чрезвычайно высоки в Европе по сравнению с азиатскими государствами.
Дали сигнал
Судя по реакции, правительство КНР решило не обострять отношения с торговыми партнерами. Тем более, что еще в мае настроение инвесторов было пессимистичным и зазвучали предположения о конце «золотого века» европейских компаний в Китае. В стране уже обнародованы положения, которые должны позволить производителям оригинальных запасных частей продавать товары напрямую потребителям и неофициальным дилерам. Таким образом китайские власти дали сигнал готовности изменить положение вещей на рынке. В конце сентября министр коммерции КНР Гао Хучэн отметил, что третий пленум ЦК КПК 18-го созыва выполнил всестороннюю работу для создания новой экономической системы открытого типа, а также принял меры по упрощению инвестиционного режима, ускорения создания зон свободной торговли и расширения открытости прибрежных районов континентального Китая. КНР за счет дальнейшего расширения открытости внешнему миру будет формировать новые преимущества сотрудничества и конкуренции мировой экономики, устанавливать условия ведения бизнеса, которые отвечают тенденциям глобализации и верховенства права, а также способствовать реформам на глубинном уровне через повышение уровня открытости. Для производителей повышенный уровень открытости будет означать следующее: с 2015 года автоконцернам придется опубликовать техническую документацию, информацию, касающуюся обслуживания выводимых на рынок транспортных средств местной сборки и ввезенных из других государств. Соответствующие положения опубликованы Национальной комиссией по развитию и реформам Китая при участии девяти министерств. В отраслевой исследовательской организации Autoforesight Shanghai приветствовали решение, назвав его «очень хорошим первым шагом на пути к правилам, от которых выиграют потребители». Должны порадоваться и производители автозапчастей, ведь теперь для них открываются новые каналы сбыта, отметили в организации. С учетом замедления темпов роста продаж новых авто новые правила на рынке постгарантийного обслуживания могут сделать Китай как никогда привлекательным для западных производителей. Доступность качественных автокомпонентов способна резко снизить количество контрафакта и подделок, поставляемых в том числе и в Россию. Рынок автокомпонентов в КНР должен увеличиться в 2 раза к 2019 году, считают в исследовательской организации Ipsos Business Consulting. В настоящий момент зарубежным компаниям принадлежит лишь пятая часть рынка. Хотя в стоимостном выражении эта доля достигает 34%. Кроме того, эффективность иностранных фирм примерно в 2 раза выше по сравнению с местными производителями.
В тени соседа
Остается надеяться, что новые возможности не заставят иностранных производителей менять инвестиционную политику в отношении РФ, которая уже пригрозила приостановить импорт машин. По оценкам экспертов Roland Berger, кризис в России продлится еще год или два, и автомобильный рынок продолжит слабеть. Западные автопроизводители должны готовиться к этому уже сейчас. «Автомобильным концернам следует адаптировать базовую стоимость своих активов и мощности к условиям находящегося в упадке рынка, – советует эксперт Эдуард Черкин. – Кроме того, они должны повысить ценностные достоинства при минимальных инвестициях и исследовать возможности своего участия в программах поддержки». Однако и правительство России должно делать ставку не на дальнейшие санкции, а на улучшение условий, чтобы стабилизировать рынок в долгосрочной перспективе и повысить конкурентоспособность местного производства. Здесь возможны различные подходы: от запрета эксплуатации старых автомобилей до программ финансирования, направленных на стимулирование сбыта. Кроме того, государство должно особенно содействовать развитию производства компонентов, чтобы оптимизировать местную базовую стоимость для производителей комплектного оборудования. «В долгосрочной перспективе производство легковых автомобилей в России должно быть экономически более выгодным, чем импорт», – подводит итог партнер Roland Berger Уве Кумм.