Кузница CARов
Качество китайских запчастей и оборудования в ближайшее время улучшится. Рынок взрослеет. Последние годы Китай, ставший главным рынком сбыта и мировым сборочным цехом для огромного числа компаний, поражал масштабами продаж и производства. Темпы роста реализации оценивались двузначными числами. Однако, как показывает практика, условия ведения бизнеса постоянно меняются. Не избежал этой участи и Китай. Люди уже не готовы работать за мизерную зарплату, потребители не хотят мириться с диктатом официальных дилеров, и сам рынок взрослеет. Взросление это выражается более скромными показателями темпов роста продаж машин, изменением законодательства и структурной перестройкой автомобильного рынка вместе со сферой обслуживания и ремонта. Изменения в первую очередь затронули отношения между производителями транспортных средств и официальными дилерами.
Кто кого?
Китайские автодилеры требуют компенсировать потери от замедления темпов продаж у производителей машин. Причем число таких требований растет. В течение долгих лет количество проданных транспортных средств в КНР увеличивалось небывалыми темпами, что вывело местный рынок в мировые лидеры. Однако теперь ситуация меняется и новая реальность осложняет отношения между продавцами и заводами. Ассоциация автодилеров Китая (CADA) призывает иностранных производителей оказать помощь ее участникам в связи со снижением доходов. Недавно организации удалось уговорить BMW выплатить продавцам 820 млн долл. в качестве компенсации. Представители германской компании объяснили уступку тем, что рынок в четвертом квартале сильно замедлился. Еще в первом квартале 2014 года ничто не предвещало перемен. Однако снижение темпов роста продаж было зафиксировано в течение следующих трех месяцев. Летом производитель решил реализовать часть автомобилей 7-й и 5-й серии вне КНР. Теперь, по словам представителя BMW Иана Робертсона, местным дилерам придется менять стратегию работы и искать новые источники пополнения выручки. «Модель бизнеса по продаже автомобилей в КНР меняется, – сказал Робертсон в интервью агентству Reuters. – В прошлом рост бизнеса обеспечивался продажами новых транспортных средств. Еще три года назад машины покупались за наличные, а система приобретения нового автомобиля в зачет старого не практиковалась. Теперь же китайским дилерам придется сконцентрировать усилия как на продаже новых, так и на реализации подержанных транспортных средств. Кроме того, им придется заняться вопросами продажи запасных частей, сервиса и предоставления финансовых услуг». В то же время Робертсон не считает, что многим дилерам придется выйти из бизнеса – страна все равно сохраняет потенциал для роста авторынка. Хотя эксперт и не стал вдаваться в детали переговоров по компенсациям, он заявил, что отношения с дилерами очень важны для компании. Возникшую напряженность Робертсон сравнил с разными этапами в долгосрочных отношениях, как в крепком браке. Данные Китайской ассоциации производителей автомобилей говорят о том, что снижается и экспорт транспортных средств из страны. В ноябре прошлого года он составил 73 900 единиц, что лучше по сравнению с октябрем на 0,7%, но в годовом выражении означает падение на 15,6%. КНР отправила на иностранные рынки 42 800 легковых машин. Это на 2% меньше, чем в октябре, и на 23,7% меньше в годовом выражении. За 11 месяцев всего было поставлено в другие государства 810 300 автомобилей. За аналогичный период 2013 года – на 9,3% больше.
Прогноз на 2015 год
Как полагают аналитики, китайский авторынок в 2015 году вырастет на 7%, едва дотянув по темпам роста до показателей прошлого года. Замедление увеличения продаж выразилось во взаимных упреках. Продавцы обвинили дилеров в том, что им ставят невыполнимые задачи, заставляя покупать больше транспортных средств, чем можно продать. С тем, что рынок КНР теперь будет функционировать в новых условиях, согласны и в Китайской ассоциации производителей автомобилей. Это значит, что рост продаж машин станет более умеренным. В CAAM полагают, что объем реализации легковых ТС и грузовиков увеличится в текущем году на 7% и составит 25,1 млн единиц на фоне роста экономики. Между тем ряд аналитиков выдал пессимистичные прогнозы, согласно которым спрос на машины упадет еще больше в условиях замедляющейся экономики. Кстати в прошлом году она продемонстрировала худшие показатели за последние 24 года. Так, в отраслевом исследовательском агентстве Automotive Foresight не исключают, что рост рынка составит всего 3–4%. Не последнюю роль в снижении спроса могут сыграть и разногласия дилеров с производителями относительно планов по объемам продаж.
Скидки в обмен на бонус
По наблюдениям агентства Bloomberg, в последнее время почти все дилеры предлагали имеющиеся в наличии транспортные средства со скидками, зачастую себе в убыток. Делалось это для того, чтобы выполнить планы по реализации авто, установленные автопроизводителями. Почему же продавцы стали отдавать машины ниже себестоимости? Дело в том, что, избавившись от машин, они смогли бы отчитаться о выполнении планов реализации перед производителем. Тогда они получили бы право претендовать на годовые бонусы, которые по разным оценкам составляют более половины доходов за год. Пока в стране отмечался автомобильный бум, дилеры шли на любые уступки автопроизводителям, лишь бы заиметь статус авторизованного продавца, отмечают эксперты. С учетом ожидаемого снижения темпов роста продаж обеим сторонам придется найти способ существования и обеспечения взаимных интересов. Еще одной проблемой для дистрибьюторов является тот факт, что они не могут повлиять на количество открываемых автопроизводителем магазинов, указывает бизнесмен Карсон Го. В 2012 году он вложил 13 млн долл. в открытие в Пекине двухэтажного дилерского центра, специализирующегося на обслуживании Mini. «В Китае теперь так много салонов Mini, что дилерам приходится снижать цены, если они хотят продать машины, – жалуется Го. – В противном случае им грозит невыполнение плана. Реализация транспортных средств приносит сейчас одни убытки, а не помогает зарабатывать деньги. Если автопроизводители нам не помогут, под угрозой окажутся и их интересы». Сам Го говорит, что успел потерять на своем салоне площадью 10 тыс. м2 уже около 3 млн долл. Замедляющаяся экономика и рост дистрибуторской сети негативно скажется на прибыльности автобизнеса, полагают в исследовательской компании Mizuho Financial Group Inc. Скорее всего, маржинальность бизнеса снизится в 2 раза. Не способствуют улучшению ситуации и новые меры, предпринимаемые властями для охраны экологии. Ряд городов ввел ограничения на покупку новых автомобилей, чтобы сделать воздух в этих городах чище. К примеру, в Шэньчжэне за регистрацию новой машины необходимо заплатить около 16 тыс. долл.
Главные везунчики
К существованию в новых условиях готовятся не только дилеры, но и игроки афтемаркета. Скорее всего, именно они выиграют больше всех от взрослеющего китайского автомобильного рынка. В конце прошлого года активно обсуждалась идея снятия запрета производителям запчастей реализовывать свою продукцию среди независимых игроков на рынке постгарантийного обслуживания. И, похоже, такие послабления сделаны будут. Специалисты PwC (компания специализируется на услугах в области консалтинга и аудита) решили выяснить, как скажутся нововведения на авторынке Китая. Больше всех от новых требований законодательства выиграют участники рынка постгарантийного обслуживания, следует из проведенного исследования, Они смогут поставлять напрямую запчасти не только официальным дилерам, но и независимым автомастерским. Автопроизводители же столкнутся со снижением прибыли. Новые законы, предусматривающие раскрытие технической информации и изменения по гарантийным выплатам, поспособствуют снижению цен на компоненты, соответственно часть подделок уйдет с рынка, поскольку не сможет конкурировать с оригиналом, а специализирующиеся на продуктах для афтемаркета фирмы смогут нарастить долю на рынке. В PwC полагают, что эти компании быстро выстроят дистрибьюторские сети в КНР и легко обзаведутся клиентами с помощью специализированных интернет-платформ типа Tmall и Jd.com.
Опыт в дело
Особенно широкие перспективы открываются перед независимыми мастерскими по обслуживанию и ремонту транспортных средств. В качестве примера приводится Пекин, где бывшие менеджеры официальных автодилеров массово открывают независимые сервисы, причем на тех же улицах, что и фирмы, где они раньше работали. В соответствии с новыми правилами новые предприятия получат доступ к запчастям, при этом у них уже есть все необходимые навыки для работы и клиентские базы. В долгосрочной перспективе, отмечается в исследовании, новые законодательные инициативы приведут к структурным изменениям в автомобильном секторе. Широко разрекламированным центрам официальных дилеров придется уйти от формата монобренда. Они будут вынуждены работать сразу с несколькими марками, заняться торговлей подержанными машинами, финансовыми услугами и лизингом. Местные производители, если хотят остаться на плаву, должны будут перестроить модель ведения бизнеса и превратиться из обычного производителя в поставщика широкого спектра услуг. Дистрибьюторам запчастей следует сконцентрироваться на развитии различных каналов сбыта, обеспечить возможность выявления подлинности товара и гарантийные обязательства. В скором времени им, возможно, потребуется создание совместных предприятий с OEM-производителями. Также следует ожидать появления крупных китайских игроков на рынке автозапчастей. Опрошенные PwC представители крупных дилерских компаний заявили о готовности развивать мультибрендовый формат, часть из них собирается сконцентрировать усилия на развитии сетей быстрого обслуживания транспортных средств. Кстати, одно из предположений PwC уже подтвердилось. В декабре стало известно о выходе альянса Aftermarket Auto Parts Alliance на рынок КНР. Объединение состоит из 50 независимых акционеров, работающих в области постгарантийных услуг. Альянсу принадлежат два бренда магазинов автозапчастей – Auto Value и Bumper to Bumper. Они присутствуют в США, Канаде, Мексике и Европе. Китайское подразделение будет работать под маркой Auto Value. В него войдут пять оптовых дистрибуторов, уже успешно работающих в Китае. В общей сложности им принадлежит 150 магазинов автозапчастей в 15 провинциях КНР. Исходя из вышеизложенного можно ожидать, что в ближайшие несколько лет качество автокомпонентов и оборудования в Китае значительно возрастет. Открытие рынка для независимых игроков позволит опытным западным компаниям внедрить отработанные бизнес-модели. Обычно это приводит к резкому сокращению количества подделок. У «левых» производителей просто не хватит денег на копирование инструментов защиты оригинального продукта. Для отечественных сервисов перемены у соседа могут означать появление еще одного канала поставок надежных комплектующих.