Управление качеством. Часть 4. Ландшафт процессов, представление процессов

Цитата:
Трое, которые помогают друг другу, достигают больше, чем шестеро по отдельности.
Испанская поговорка
По аналогии с живописью, ландшафт процессов представляет собой полотно различных видов организации процессов на предприятии (рис. 1), независимо от их формы собственности, специфики производства продукта или услуг либо величины бизнеса.
В таком ландшафте задействованы процессы, которые, с одной стороны, реализуют пользу и добавленную ценность для клиента, а с другой – позволяют управлять производительностью труда, поддерживая ее и улучшая.
В особенности следует обратить внимание на определение названия процесса и его обозначение. Здесь рекомендуется такая комбинация из существительного и глагола, чтобы уже в самом названии подчеркнуть процессный характер, например – «Управлять реализацией продукции».
Первый шаг состоит в идентификации и упорядочении процессов по четырем категориям. Ландшафт процессов должен быть определен с обязательным привлечением руководства предприятия в самой начальной стадии проекта.

Примеры процессов в форме краткого описания поясняют следующие категории. «Процессы управления и менеджмента» – это те, которые служат стратегической ориентации организации либо образуют структурные рамки и относятся к области ответственности руководства.
Приведенные здесь процессы, обозначенные как «поддерживающие», в зависимости от ключевого бизнеса компании могут рассматриваться также как бизнес-процессы и/или как основные (ключевые) процессы.
Например, если закупка осуществляется по проектам и заказам, то этот процесс может быть отнесен к категории процессов зарабатывания денег (процессам бизнеса). Или, если имеет место горячая линия компьютерной поддержки, которая по решению руководства предлагается другим предприятиям как услуга (сервис), то здесь речь также может идти о бизнес-процессе, т. е. процессе зарабатывания денег.

«Процессы измерения и анализа улучшения» – это те процессы, которые служат для измерения, контроля и постоянного улучшения процессов, системы управления, а также качества продукции и услуг.
Уровни представления
Ландшафт процессов является исходным этапом формы представления системы управления бизнес-процессами и показывает их взаимодействие на высшем уровне, что называется, «с высоты птичьего полета».
Исходя из ландшафта процессов – обзорного представления взаимодействия всех процессов компании, в дальнейшем может применяться любое количество уровней представления и детализации процессов. Например, по группам процессов, а также в еще более глубоком и детализированном виде. Например, в виде инструкций по проведению определенных видов работ: проверок рабочих должностных инструкций и т. д.




Хорошо зарекомендовало себя представление процессно-ориентированной системы управления предприятием в форме пирамиды, которая прекрасно отражает возрастающую степень детализации и увеличивающееся количество документов на соответствующих уровнях системы управления компанией (рис. 7).
Следующий пример (рис. 8) показывает предприятие, которое представляет уровни и ландшафт процессов для операции закупки. Уровни расположены один под другим. На уровне 2 находится группа процессов с их описаниями. Для каждого процесса третьего уровня описываются его прохождение и необходимые документы, такие как ответственность и т.д. На уровне 4 могут быть реализованы все необходимые документы для детализации соответствующего процесса.


Каждый сотрудник либо сотрудники, которые наделены соответствующими правами доступа, имеют возможность работать с отображенным на интернет-сайте ландшафтом процессов (рис. 9). Они имеют возможность, как показано на рисунке, быстро находить в обзорной перспективе и надежно вызвать любые производственные документы. Таким образом, удобная для пользователя система управления бизнес-процессами предприятия, созданная в Интернете, становится незаменимым инструментом и справочным пособием для всех сотрудников.



Вопросы по тексту
1. Что такое ландшафт процессов? Выберите один из вариантов ответа.
а) Ландшафт процессов представляет собой обзор существующих форм организации процессов. В ландшафте процессов представлены те процессы, которые, с одной стороны, реализуют пользу и добавленную ценность для клиента, а с другой стороны – все процессы, которые позволяют управлять производительностью работ для клиента, поддерживать ее и улучшать.
б) Ландшафт процессов представляет собой обзор видов работ предприятия. В ландшафте процессов, с одной стороны, представлены те процессы, которые нужны предприятию, чтобы обеспечить всех руководителей пониманием своих задач, с другой стороны – все процессы, которые направлены на разъяснение задач сотрудникам.
в) Ландшафт процессов представляет собой обзор последовательности видов деятельности сотрудников. В ландшафте процессов представлены те процессы, которые, с одной стороны, предприятие определяет для своих сотрудников, чтобы обеспечить их правильную занятость, с другой стороны – для руководителей, чтобы те правильно понимали свою руководящую роль.
2. Как следует формулировать название процесса? Выберите один из вариантов ответа.
а) В особенности следует обратить внимание на определение названия процесса и его обозначение. Здесь рекомендуется комбинация из назывных предложений, чтобы уже в самом названии подчеркнуть, что мы имеем дело с определенной терминологией.
б) В особенности следует обратить внимание на определение названия процесса и его обозначение. Здесь рекомендуется комбинация из существительного и глагола для того, чтобы уже в самом названии подчеркнуть процессный характер – например, «Управлять реализацией продукции».
в) В особенности следует обратить внимание на определение названия процесса и его обозначение. Здесь рекомендуется уточнить название процесса у руководителя, так как исключительно он определяет, что мы должны делать по процессу.
3. Что такое процессы управления, процессы менеджмента? Выберите один из вариантов ответа.
а) Процессы управления, процессы менеджмента – это те процессы, которые должны реализовывать руководители среднего звена после получения задания от высшего руководства компании.
б) Процессы управления, процессы менеджмента – это те процессы, которые служат стратегической ориентации организации либо образуют структурные рамки и относятся к области ответственности руководства.
в) Процессы управления, процессы менеджмента – это те процессы, которые обеспечивают управление сотрудниками компании.
4. Что такое бизнес-процессы, процессы менеджмента? Выберите один из вариантов ответа.
а) Бизнес-процессы, основные процессы, ключевые процессы, процессы развития бизнеса – это процессы, при помощи которых осуществляются расчеты с клиентами.
б) Бизнес-процессы, основные процессы, ключевые процессы, процессы развития бизнеса – это процессы, которые позволяют наладить деловые отношения с поставщиками.
в) Бизнес-процессы, основные процессы, ключевые процессы, процессы развития бизнеса – это процессы, реализация которых служит повышению ценности для клиента в рамках производства продукции и оказания услуг.


5. Что такое процессы поддержки? Выберите один из вариантов ответа.
а) Процессы поддержки – это процессы, которые служат для обеспечения понимания сотрудниками своих задач.
б) Процессы поддержки – это процессы, которые служат для поддержки других процессов в целях обеспечения безупречного выполнения производственных заданий и выполнения задач по процессам.
в) Процессы поддержки – это процессы, которые служат для того, чтобы руководители могли пояснить сотрудникам, что они должны делать в той или иной ситуации, т. е. могли бы поддержать сотрудников советом.

6. Что такое процессы измерения анализа и улучшения? Выберите один из вариантов ответа.
а) Процессы измерения, анализа и улучшения – это те процессы, которые служат для измерения, контроля и постоянного улучшения процессов, системы управления, а также продукции либо услуг.
б) Процессы измерения, анализа и улучшения – это те процессы, которые служат для измерения, насколько тот или иной процесс удовлетворяет поставленным требованиям.
в) Процессы измерения, анализа и улучшения – это те процессы, которые служат для измерения руководителям процента выполнения задач сотрудниками.
Продолжение следует