Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Управление качеством. Часть 4. Ландшафт процессов, представление процессов

Управление качеством. Часть 4. Ландшафт процессов, представление процессов

Цитата:

Трое, которые помогают друг другу, достигают больше, чем шестеро по отдельности.

Испанская поговорка

По аналогии с живописью, ландшафт процессов представляет собой полотно различных видов организации процессов на предприятии (рис. 1), независимо от их формы собственности, специфики производства продукта или услуг либо величины бизнеса.

В таком ландшафте задействованы процессы, которые, с одной стороны, реализуют пользу и добавленную ценность для клиента, а с другой – позволяют управлять производительностью труда, поддерживая ее и улучшая.

В особенности следует обратить внимание на определение названия процесса и его обозначение. Здесь рекомендуется такая комбинация из существительного и глагола, чтобы уже в самом названии подчеркнуть процессный характер, например – «Управлять реализацией продукции».

Первый шаг состоит в идентификации и упорядочении процессов по четырем категориям. Ландшафт процессов должен быть определен с обязательным привлечением руководства предприятия в самой начальной стадии проекта.

Рис. 1. Форма мониторинга различных бизнес-процессов через компьютерные системы
и отдельные экраны
Рис. 1. Форма мониторинга различных бизнес-процессов через компьютерные системы и отдельные экраны

Примеры процессов в форме краткого описания поясняют следующие категории. «Процессы управления и менеджмента» – это те, которые служат стратегической ориентации организации либо образуют структурные рамки и относятся к области ответственности руководства.

Приведенные здесь процессы, обозначенные как «поддерживающие», в зависимости от ключевого бизнеса компании могут рассматриваться также как бизнес-процессы и/или как основные (ключевые) процессы.

Например, если закупка осуществляется по проектам и заказам, то этот процесс может быть отнесен к категории процессов зарабатывания денег (процессам бизнеса). Или, если имеет место горячая линия компьютерной поддержки, которая по решению руководства предлагается другим предприятиям как услуга (сервис), то здесь речь также может идти о бизнес-процессе, т. е. процессе зарабатывания денег.

Рис. 2. Форма современного представления системы управления бизнес-процессов
Рис. 2. Форма современного представления системы управления бизнес-процессов

«Процессы измерения и анализа улучшения» – это те процессы, которые служат для измерения, контроля и постоянного улучшения процессов, системы управления, а также качества продукции и услуг.

Уровни представления

Ландшафт процессов является исходным этапом формы представления системы управления бизнес-процессами и показывает их взаимодействие на высшем уровне, что называется, «с высоты птичьего полета».

Исходя из ландшафта процессов – обзорного представления взаимодействия всех процессов компании, в дальнейшем может применяться любое количество уровней представления и детализации процессов. Например, по группам процессов, а также в еще более глубоком и детализированном виде. Например, в виде инструкций по проведению определенных видов работ: проверок рабочих должностных инструкций и т. д.

Рис. 3. Ландшафт процессов
Рис. 3. Ландшафт процессов
Рис. 4. Реализованный в металле ландшафт бизнес-процессов, в котором присутствуют процессы: основные, управления, поддержки и измерения
Рис. 4. Реализованный в металле ландшафт бизнес-процессов, в котором присутствуют процессы: основные, управления, поддержки и измерения
Рис. 5. Форма описания процессов
Рис. 5. Форма описания процессов
Рис. 6. Фрагмент ландшафта бизнес-процессов. Видим рабочий момент производства
автомобиля – сварку деталей кузова. А с точки зрения ландшафта процессов сварка
кузова легкового автомобиля – это основной «бизнес-процесс»
Рис. 6. Фрагмент ландшафта бизнес-процессов. Видим рабочий момент производства автомобиля – сварку деталей кузова. А с точки зрения ландшафта процессов сварка кузова легкового автомобиля – это основной «бизнес-процесс»

Хорошо зарекомендовало себя представление процессно-ориентированной системы управления предприятием в форме пирамиды, которая прекрасно отражает возрастающую степень детализации и увеличивающееся количество документов на соответствующих уровнях системы управления компанией (рис. 7).

Следующий пример (рис. 8) показывает предприятие, которое представляет уровни и ландшафт процессов для операции закупки. Уровни расположены один под другим. На уровне 2 находится группа процессов с их описаниями. Для каждого процесса третьего уровня описываются его прохождение и необходимые документы, такие как ответственность и т.д. На уровне 4 могут быть реализованы все необходимые документы для детализации соответствующего процесса.

Рис. 7. Уровни представления процессно-ориентированной системы управления
предприятием. Обзор
Рис. 7. Уровни представления процессно-ориентированной системы управления предприятием. Обзор
Рис. 8. Уровень представления процессно-ориентированной системы управления предприятием
Рис. 8. Уровень представления процессно-ориентированной системы управления предприятием

Каждый сотрудник либо сотрудники, которые наделены соответствующими правами доступа, имеют возможность работать с отображенным на интернет-сайте ландшафтом процессов (рис. 9). Они имеют возможность, как показано на рисунке, быстро находить в обзорной перспективе и надежно вызвать любые производственные документы. Таким образом, удобная для пользователя система управления бизнес-процессами предприятия, созданная в Интернете, становится незаменимым инструментом и справочным пособием для всех сотрудников.

Рис. 9. Ландшафт процессов для представления, например, на веб-странице компании
Рис. 9. Ландшафт процессов для представления, например, на веб-странице компании

Вопросы по тексту

1. Что такое ландшафт процессов? Выберите один из вариантов ответа.

а) Ландшафт процессов представляет собой обзор существующих форм организации процессов. В ландшафте процессов представлены те процессы, которые, с одной стороны, реализуют пользу и добавленную ценность для клиента, а с другой стороны – все процессы, которые позволяют управлять производительностью работ для клиента, поддерживать ее и улучшать.

б) Ландшафт процессов представляет собой обзор видов работ предприятия. В ландшафте процессов, с одной стороны, представлены те процессы, которые нужны предприя­тию, чтобы обеспечить всех руководителей пониманием своих задач, с другой стороны – все процессы, которые направлены на разъяснение задач сотрудникам.

в) Ландшафт процессов представляет собой обзор последовательности видов деятельности сотрудников. В ландшафте процессов представлены те процессы, которые, с одной стороны, предприятие определяет для своих сотрудников, чтобы обеспечить их правильную занятость, с другой стороны – для руководителей, чтобы те правильно понимали свою руководящую роль.

2. Как следует формулировать название процесса? Выберите один из вариантов ответа.

а) В особенности следует обратить внимание на определение названия процесса и его обозначение. Здесь рекомендуется комбинация из назывных предложений, чтобы уже в самом названии подчеркнуть, что мы имеем дело с определенной терминологией.

б) В особенности следует обратить внимание на определение названия процесса и его обозначение. Здесь рекомендуется комбинация из существительного и глагола для того, чтобы уже в самом названии подчеркнуть процессный характер – например, «Управлять реализацией продукции».

в) В особенности следует обратить внимание на определение названия процесса и его обозначение. Здесь рекомендуется уточнить название процесса у руководителя, так как исключительно он определяет, что мы должны делать по процессу.

3. Что такое процессы управления, процессы менеджмента? Выберите один из вариантов ответа.

а) Процессы управления, процессы менедж­мента – это те процессы, которые должны реализовывать руководители среднего звена после получения задания от высшего руководства компании.

б) Процессы управления, процессы менедж­мента – это те процессы, которые служат стратегической ориентации организации либо образуют структурные рамки и относятся к области ответственности руководства.

в) Процессы управления, процессы менеджмента – это те процессы, которые обеспечивают управление сотрудниками компании.

4. Что такое бизнес-процессы, процессы менеджмента? Выберите один из вариантов ответа.

а) Бизнес-процессы, основные процессы, ключевые процессы, процессы развития бизнеса – это процессы, при помощи которых осуществляются расчеты с клиентами.

б) Бизнес-процессы, основные процессы, ключевые процессы, процессы развития бизнеса – это процессы, которые позволяют наладить деловые отношения с поставщиками.

в) Бизнес-процессы, основные процессы, ключевые процессы, процессы развития бизнеса – это процессы, реализация которых служит повышению ценности для клиента в рамках производства продукции и оказания услуг.

На фото площадки кузовного ремонта угадывается физическое воплощение системы бизнес-процессов, разработанных и реализованных в инструментльных и программных компонентах. На ландшафте процессов можно легко отметить многие процессы, такие как «поддерживающие», «зарабатывания денег», «измерения и анализа улучшений»
На фото площадки кузовного ремонта угадывается физическое воплощение системы бизнес-процессов, разработанных и реализованных в инструментльных и программных компонентах. На ландшафте процессов можно легко отметить многие процессы, такие как «поддерживающие», «зарабатывания денег», «измерения и анализа улучшений»
Работа над ландшафтом бизнес-процессов команды специалистов – руководителей компании
Работа над ландшафтом бизнес-процессов команды специалистов – руководителей компании

5. Что такое процессы поддержки? Выбе­рите один из вариантов ответа.

а) Процессы поддержки – это процессы, которые служат для обеспечения понимания сотрудниками своих задач.

б) Процессы поддержки – это процессы, которые служат для поддержки других процессов в целях обеспечения безупречного выполнения производственных заданий и выполнения задач по процессам.

в) Процессы поддержки – это процессы, которые служат для того, чтобы руководители могли пояснить сотрудникам, что они должны делать в той или иной ситуации, т. е. могли бы поддержать сотрудников советом.

6. Что такое процессы измерения анализа и улучшения? Выберите один из вариантов ответа.

а) Процессы измерения, анализа и улучшения – это те процессы, которые служат для измерения, контроля и постоянного улучшения процессов, системы управления, а также продукции либо услуг.

б) Процессы измерения, анализа и улучшения – это те процессы, которые служат для измерения, насколько тот или иной про­цесс удовлетворяет поставленным требова­ниям.

в) Процессы измерения, анализа и улучшения – это те процессы, которые служат для измерения руководителям процента выполнения задач сотрудниками.

Продолжение следует

  • Александр Леонидович Шмайлов, подборка и перевод
  • Владимир Смольников, редактор, издатель

Эксклюзивное издание

"Экспертиза технического состояния
и причины неисправностей
автомобильной техники"
3 ведущих эксперта | 960 стр. | 2100 иллюстр.
Узнать детали

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: dostavka@abs-magazine.ru

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2019, все права защищены