Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

В автомобиле, в городе, на море…

В автомобиле, в городе, на море…

Что объединяет триаду, вынесенную в заголовок? Отвечаем: антикоррозионный состав Dinitrol 4010. О его автомобильном применении мы писали в № 10/2013, № 3/2016 и № 9/2016. Сегодня «специальности» Dinitrol 4010 расширились. Он получил возможность колеровки, его можно использовать в городском хозяйстве, в индустрии, а также в морском деле. Поговорим о Dinitrol 4010 во всех его ипостасях. Но начнем мы с автомобильной специализации препарата. Повторим пройденное, введем в курс дела новых читателей. А потом двинемся дальше – в город и на море.

В автомобиле

Кто-то скажет, что антикоррозионная защита – дело простое. На самом деле нанесение антикора требует профессиональных знаний и навыков. И что не менее важно – специализированных препаратов.

Взять хотя бы подкапотное пространство. Условия работы в нем весьма суровы. Больше всех страдают электрика и электроника, радиа­торы системы охлаждения и детали кондиционера, многочисленные трубки и штуцеры. Почему? Давайте разберемся.

Возьмем тепловые режимы. Лето, жара. В нескольких сантиметрах горячий двигатель. Сверху на капот падают солнечные лучи. А прохладной ночью в моторном отсеке образуется обильный конденсат.

Зима, холод. Опять же горячий двигатель, а по ночам колоссальные перепады температур. Снова конденсат. Влажный рай для гальванических процессов, поскольку тут полно разнородных металлов. Например, сталь – алюминий. Разность потенциалов. Утечки тока по влажной поверхности – пусть и ничтожные, но для коррозии много не надо.

Клеммы АКБ рекомендуется обрабатывать регулярно
Клеммы АКБ рекомендуется обрабатывать регулярно
Обработка штуцеров и трубок предотвратит возможные утечки эксплуатационных жидкостей и хладагента
Обработка штуцеров и трубок предотвратит возможные утечки эксплуатационных жидкостей и хладагента

Механические нагрузки у разъемов, шлангов и трубочек невелики. Но настырны. Имя им – вибрация. А механические нагрузки, тем более циклические, способствуют развитию коррозионных процессов – это, извините, азбука.

Есть под капотом и более ответственные зоны, испытывающие серьезные напряжения. Это места крепления стоек амортизаторов. Опытные водители знают: у «пожилых» автомобилей там частенько наблюдаются рыжие круги ржавчины. Такие поражения напрямую влияют на безопасность движения.

А теперь о главном. Ни одна из областей кузова не подвергается столь грозной химической атаке, как пространство под капотом. Вспомните, сколько там различных бачков с пластмассовыми крышками. Так вот: во многих системах возможны микроскопические утечки технических жидкостей.

Во-первых, это коррозионно-активные испарения этиленгликоля, входящего в состав антифриза. Во-вторых, пары спирта – этанола, пропанола, а то и запрещенного у нас метанола из бачка стеклоомывателя. В-третьих, испарения гликолевой основы тормозной жидкости. Все перечисленное для металла не подарок.

Продолжим: пары топлива, горячего моторного масла, жидкости гидроусилителя руля, хладагента для кондиционера. А отработавшие газы, попадающие в подкапотное пространство? Для описания их «букета» понадобится не одна статья… Плюс дорожная пыль и грязь, противогололедные реагенты, остатки щелочных шампуней после мойки двигателя…

Стоит ли удивляться, что под капотом электрические контакты окисляются, «гниют», и начинаются сбои да отказы, отказы да сбои… Работники сервиса хорошо знают, что электрооборудование и электроника подводят чаще других систем автомобиля.

Электроника отказывает из-за «водобоязни» дешевых пластмассовых корпусов и микротрещин, провоцирующих утечки тока и короткие замыкания. Добавим сюда те самые окислившиеся контакты, перегоревшие предохранители и повреждения обмоток электродвигателей, вызванные снижением стойкости к «пробою» из-за влажности.

А печатные платы? Сама их природа противится работе во влажной среде. А технологии изготовления увеличивают плотность элементов на единицу площади. А тут еще температура, тепловые деформации…Изоляция страдает. Нужна, очень нужна подкапотной электрике защитная пленка. Но какая именно?

Давайте вообразим, что мы инженеры-химики. И получили задание разработать антикор для моторного отсека. Какими свойствами его наделить?

Наверное, такими. Легкий распыляемый состав с мощными ингибиторами коррозии и надежной адгезией. При нанесении должен уметь вытеснять влагу. А после застывания блокировать доступ кислорода к алюминию, стали, меди, цинку, хрому – словом, ко всем защищаемым материалам.

Пленка после застывания твердая, но эластичная. Твердая, чтобы не пачкалась и обладала достаточной прочностью. Эластичная, чтобы не боялась вибраций. А еще она должна быть прозрачной – для визуального контроля за состоянием контактов и разъемов. И за VIN-кодом на табличке и номером двигателя на блоке.

Разумеется, материал должен выдерживать высокую температуру, не гореть и не плавиться. И не терять своих характеристик при нагревании.

Сегодня под капотам может быть щелочная среда, а завтра – кислотная. Щелочная от моющих средств, кислотная от атмосферы большого города. Значит, препарат обязан быть стойким к обеим средам. И в то же время он не должен проявлять агрессии к пластикам и резине.

Впрочем, нам подсказывают, что такой материал уже есть. Называется Dinitrol 4010. Восковой состав с ингибиторами коррозии специально для моторного отсека. Недорогой, эффективный и простой в применении.

Как видно из фотографий, работать с препаратом довольно просто. Главное – очистить от грязи защищаемые поверхности, и можно распылять материал. Защищать не только электрику, но и штуцеры, трубки, шланги. Важно делать это периодически – лучше всего два раза в год, весной и осенью.

В городе

Городское хозяйство – вещь хлопотная. Сколько объектов на открытом воздухе требуют периодической защиты от коррозии? Множество! Это столбики фонарей, различные ограды, включая декоративные, трансформаторные будки, кронштейны козырьков зданий, разнообразные металлические шкафы в хозяйстве дворников – всего и не перечислишь.

А индустриальные объекты, выполненные из металла? Здесь список будет еще длиннее. Сюда войдут и служебные гаражи, и даже небольшие цеха. Окрашивать все это обычными строительными эмалями? Они неважно защищают от коррозии, поскольку не содержат ингибиторов. А специализированные краски с заманчивой надписью «наносить прямо на ржавчину» очень дороги.

Примеры использования Dinitrol 4010 в городском хозяйстве: столбики с механическими повреждениями покрытия и ржавчиной и те же столбики с отремонтированным покрытием, выполненным Dinitrol 4010 различных цветов
Примеры использования Dinitrol 4010 в городском хозяйстве: столбики с механическими повреждениями покрытия и ржавчиной и те же столбики с отремонтированным покрытием, выполненным Dinitrol 4010 различных цветов
Примеры колеровки Dinitrol 4010
Примеры колеровки Dinitrol 4010

Это проблему поможет решить уже знакомый нам Dinitrol 4010. Но не из баллончика, конечно. Препарат поставляется и в другой таре от 1 до 208 л.

А главное – препарат можно колеровать. Вы привозите на колеровочную станцию фирменную расфасовку – канистру или бочку. В материал вводят пигменты, получают нужный цвет и расфасовывают готовый продукт в удобную для применения тару. Вы ее забираете и едете красить все, что требуется. Причем – в нужный цвет.

Наносить препарат можно безвоздушным или воздушным распылением, валиком или кистью. Температура нанесения 15–30° C. Твердость, гибкость и адгезия при более высоких температурах сушки возрастают. Примеры применения материала в городской инфраструктуре даны здесь же на фотографиях.

Опыт, проведенный компанией ЮВК. Металлический ящик, покрытый Dinitrol 4010. Расход препарата – 150 г при толщине пленки после высыхания 40 мкм. Коммунальщики, обратите внимание! Красивый цвет, надежная защита
Опыт, проведенный компанией ЮВК. Металлический ящик, покрытый Dinitrol 4010. Расход препарата – 150 г при толщине пленки после высыхания 40 мкм. Коммунальщики, обратите внимание! Красивый цвет, надежная защита

Важное замечание! В промышленности может потребоваться защита металлических поверхностей, которые подвергаются сильному нагреву. Dinitrol 4010 выручит и здесь, поскольку выдерживает температуру более 200° C.

На море

Почему морское применение выделено особо? Да потому, что морская вода – лучший друг коррозии металла. Это хорошо знают мореплаватели и работники судоремонтных заводов, специалисты портового хозяйства и буровики.

Когда-то морские объекты защищали суриком – характерной красной краской с оксидом свинца Pb3O4. У нее и название было говорящее – корабельный сурик. Потом были и другие рецепты, а сегодня их список пополнился препаратом Dinitrol 4010.

В сочетании с другими материалами Dinitrol препарат с индексом 4010 рекомендуется для защиты резервного оборудования паромных и судоходных компаний, запасных частей для лодок, паромов и прочих плавсредств, нефтяных бурильных труб, компрессорных установок для нефтяных буровых платформ, погрузчиков и подъемных кранов на лодках и паромах – список здесь также будет обширным.

Производитель уверяет, что благодаря обработке продуктами Dinitrol интервал обслуживания всего этого хозяйства увеличивается до 4–5 лет. А потом защита обновляется. В частности, данные технологии надежно блокируют гальваническую коррозию – этот бич морской эксплуатации.

Опыт городского и тем более морского применения Dinitrol 4010 в России еще очень мал. Оттого и соответствующие главы получились короткими. Но мы надеемся, что этот материал будет использоваться у нас все шире и шире. И тогда все составляющие триады «автомобиль, город, море» станут равноправными.

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены