В автомобиле, в городе, на море…
Что объединяет триаду, вынесенную в заголовок? Отвечаем: антикоррозионный состав Dinitrol 4010. О его автомобильном применении мы писали в № 10/2013, № 3/2016 и № 9/2016. Сегодня «специальности» Dinitrol 4010 расширились. Он получил возможность колеровки, его можно использовать в городском хозяйстве, в индустрии, а также в морском деле. Поговорим о Dinitrol 4010 во всех его ипостасях. Но начнем мы с автомобильной специализации препарата. Повторим пройденное, введем в курс дела новых читателей. А потом двинемся дальше – в город и на море.
В автомобиле
Кто-то скажет, что антикоррозионная защита – дело простое. На самом деле нанесение антикора требует профессиональных знаний и навыков. И что не менее важно – специализированных препаратов.
Взять хотя бы подкапотное пространство. Условия работы в нем весьма суровы. Больше всех страдают электрика и электроника, радиаторы системы охлаждения и детали кондиционера, многочисленные трубки и штуцеры. Почему? Давайте разберемся.
Возьмем тепловые режимы. Лето, жара. В нескольких сантиметрах горячий двигатель. Сверху на капот падают солнечные лучи. А прохладной ночью в моторном отсеке образуется обильный конденсат.
Зима, холод. Опять же горячий двигатель, а по ночам колоссальные перепады температур. Снова конденсат. Влажный рай для гальванических процессов, поскольку тут полно разнородных металлов. Например, сталь – алюминий. Разность потенциалов. Утечки тока по влажной поверхности – пусть и ничтожные, но для коррозии много не надо.
Механические нагрузки у разъемов, шлангов и трубочек невелики. Но настырны. Имя им – вибрация. А механические нагрузки, тем более циклические, способствуют развитию коррозионных процессов – это, извините, азбука.
Есть под капотом и более ответственные зоны, испытывающие серьезные напряжения. Это места крепления стоек амортизаторов. Опытные водители знают: у «пожилых» автомобилей там частенько наблюдаются рыжие круги ржавчины. Такие поражения напрямую влияют на безопасность движения.
А теперь о главном. Ни одна из областей кузова не подвергается столь грозной химической атаке, как пространство под капотом. Вспомните, сколько там различных бачков с пластмассовыми крышками. Так вот: во многих системах возможны микроскопические утечки технических жидкостей.
Во-первых, это коррозионно-активные испарения этиленгликоля, входящего в состав антифриза. Во-вторых, пары спирта – этанола, пропанола, а то и запрещенного у нас метанола из бачка стеклоомывателя. В-третьих, испарения гликолевой основы тормозной жидкости. Все перечисленное для металла не подарок.
Продолжим: пары топлива, горячего моторного масла, жидкости гидроусилителя руля, хладагента для кондиционера. А отработавшие газы, попадающие в подкапотное пространство? Для описания их «букета» понадобится не одна статья… Плюс дорожная пыль и грязь, противогололедные реагенты, остатки щелочных шампуней после мойки двигателя…
Стоит ли удивляться, что под капотом электрические контакты окисляются, «гниют», и начинаются сбои да отказы, отказы да сбои… Работники сервиса хорошо знают, что электрооборудование и электроника подводят чаще других систем автомобиля.
Электроника отказывает из-за «водобоязни» дешевых пластмассовых корпусов и микротрещин, провоцирующих утечки тока и короткие замыкания. Добавим сюда те самые окислившиеся контакты, перегоревшие предохранители и повреждения обмоток электродвигателей, вызванные снижением стойкости к «пробою» из-за влажности.
А печатные платы? Сама их природа противится работе во влажной среде. А технологии изготовления увеличивают плотность элементов на единицу площади. А тут еще температура, тепловые деформации…Изоляция страдает. Нужна, очень нужна подкапотной электрике защитная пленка. Но какая именно?
Давайте вообразим, что мы инженеры-химики. И получили задание разработать антикор для моторного отсека. Какими свойствами его наделить?
Наверное, такими. Легкий распыляемый состав с мощными ингибиторами коррозии и надежной адгезией. При нанесении должен уметь вытеснять влагу. А после застывания блокировать доступ кислорода к алюминию, стали, меди, цинку, хрому – словом, ко всем защищаемым материалам.
Пленка после застывания твердая, но эластичная. Твердая, чтобы не пачкалась и обладала достаточной прочностью. Эластичная, чтобы не боялась вибраций. А еще она должна быть прозрачной – для визуального контроля за состоянием контактов и разъемов. И за VIN-кодом на табличке и номером двигателя на блоке.
Разумеется, материал должен выдерживать высокую температуру, не гореть и не плавиться. И не терять своих характеристик при нагревании.
Сегодня под капотам может быть щелочная среда, а завтра – кислотная. Щелочная от моющих средств, кислотная от атмосферы большого города. Значит, препарат обязан быть стойким к обеим средам. И в то же время он не должен проявлять агрессии к пластикам и резине.
Впрочем, нам подсказывают, что такой материал уже есть. Называется Dinitrol 4010. Восковой состав с ингибиторами коррозии специально для моторного отсека. Недорогой, эффективный и простой в применении.
Как видно из фотографий, работать с препаратом довольно просто. Главное – очистить от грязи защищаемые поверхности, и можно распылять материал. Защищать не только электрику, но и штуцеры, трубки, шланги. Важно делать это периодически – лучше всего два раза в год, весной и осенью.
В городе
Городское хозяйство – вещь хлопотная. Сколько объектов на открытом воздухе требуют периодической защиты от коррозии? Множество! Это столбики фонарей, различные ограды, включая декоративные, трансформаторные будки, кронштейны козырьков зданий, разнообразные металлические шкафы в хозяйстве дворников – всего и не перечислишь.
А индустриальные объекты, выполненные из металла? Здесь список будет еще длиннее. Сюда войдут и служебные гаражи, и даже небольшие цеха. Окрашивать все это обычными строительными эмалями? Они неважно защищают от коррозии, поскольку не содержат ингибиторов. А специализированные краски с заманчивой надписью «наносить прямо на ржавчину» очень дороги.
Это проблему поможет решить уже знакомый нам Dinitrol 4010. Но не из баллончика, конечно. Препарат поставляется и в другой таре от 1 до 208 л.
А главное – препарат можно колеровать. Вы привозите на колеровочную станцию фирменную расфасовку – канистру или бочку. В материал вводят пигменты, получают нужный цвет и расфасовывают готовый продукт в удобную для применения тару. Вы ее забираете и едете красить все, что требуется. Причем – в нужный цвет.
Наносить препарат можно безвоздушным или воздушным распылением, валиком или кистью. Температура нанесения 15–30° C. Твердость, гибкость и адгезия при более высоких температурах сушки возрастают. Примеры применения материала в городской инфраструктуре даны здесь же на фотографиях.
Важное замечание! В промышленности может потребоваться защита металлических поверхностей, которые подвергаются сильному нагреву. Dinitrol 4010 выручит и здесь, поскольку выдерживает температуру более 200° C.
На море
Почему морское применение выделено особо? Да потому, что морская вода – лучший друг коррозии металла. Это хорошо знают мореплаватели и работники судоремонтных заводов, специалисты портового хозяйства и буровики.
Когда-то морские объекты защищали суриком – характерной красной краской с оксидом свинца Pb3O4. У нее и название было говорящее – корабельный сурик. Потом были и другие рецепты, а сегодня их список пополнился препаратом Dinitrol 4010.
В сочетании с другими материалами Dinitrol препарат с индексом 4010 рекомендуется для защиты резервного оборудования паромных и судоходных компаний, запасных частей для лодок, паромов и прочих плавсредств, нефтяных бурильных труб, компрессорных установок для нефтяных буровых платформ, погрузчиков и подъемных кранов на лодках и паромах – список здесь также будет обширным.
Производитель уверяет, что благодаря обработке продуктами Dinitrol интервал обслуживания всего этого хозяйства увеличивается до 4–5 лет. А потом защита обновляется. В частности, данные технологии надежно блокируют гальваническую коррозию – этот бич морской эксплуатации.
Опыт городского и тем более морского применения Dinitrol 4010 в России еще очень мал. Оттого и соответствующие главы получились короткими. Но мы надеемся, что этот материал будет использоваться у нас все шире и шире. И тогда все составляющие триады «автомобиль, город, море» станут равноправными.