Встряска для авторынка
Новости авторынка ежедневно пополняются сообщениями об очередных технологических прорывах. Между тем за рамками информационного поля зачастую остаются важные детали.
К примеру, на рынке услуг авторемонта в мире фиксируются существенные изменения. Прежде всего речь идет о том, каким образом люди чинят свои машины, покупают запчасти и услуги.
Эти изменения, по оценкам экспертов, отражают не только предпочтения водителей в области коммуникаций и покупок. На самом деле становится ясно, что автопроизводители, поставщики и ритейлеры начинают использовать новые бизнес-модели для увеличения выручки и количества клиентов.
Как пишет журнал «Forbes» со ссылкой на исследование компании Frost&Sullivan, озаглавленное «Будущее продаж запчастей и услуг на автомобильном рынке», уже сейчас четко прослеживаются несколько тенденций, которые будут актуальны в ближайшие 10 лет.
Прямые продажи
Так, вырастет доля прямых продаж через Интернет. Как ожидается, к 2020 году объем B2C-реализации запчастей и аксессуаров в денежном выражении достигнет в Северной Америке и Европе 20 млрд долл. При этом доля покупок в Интернете будет расти и на развивающихся рынках, включая Китай и Бразилию.
Прямые продажи станут нормой для поставщиков и производителей оригинального оборудования. Пример Bosch, которая запустила онлайн-магазин на китайской торговой площадке TMall (к слову, за первый год работы компания получила выручку в размере 9 млн долл.), вызвал новую золотую лихорадку.
Автопроизводители и поставщики оборудования один за другим начали открывать собственные интернет-магазины на Tmall. Эксперты полагают, что эта тенденция будет прослеживаться и на развивающихся рынках.
В России наблюдается похожая ситуация. По данным ресурса b2blogger.com, ссылающегося на пресс-релиз исследовательской компании DISCOVERY Research Group, сегмент автозапчастей находился на третьем месте по объему продаж на всем рынке интернет-торговли материальными товарами и занимал долю в 10% по данным за 2013 год.
Объем сегмента – 28,4 млрд руб., рост составил 35% по сравнению с показателем 2012 года. Среднесуточное количество заказов в данном сегменте – около 25 тыс., что является четвертым наибольшим показателем на рынке. Недельное количество уникальных посетителей ведущего ресурса составляла 1 млн человек.
Новые каналы продаж востребованы и на рынках западных стран. Их активно использует Goodyear, которая развивает реализацию покрышек напрямую конечному покупателю. Для этого она создает всевозможные интернет-порталы.
Бизнес для бизнеса
Также, согласно прогнозам, высокая конкуренция ожидается в сегменте B2B-продаж. Здесь рынок начнут делить интернет-игроки и традиционные дистрибьюторы и ритейлеры. Чистые онлайн-торговцы успешно реализовали идею продажи всевозможных расходников (фильтры, масла и проч.), а также шин непосредственно конечному потребителю.
Однако главным показателем жизнеспособности такой бизнес-модели станет успех в налаживании торговых отношений с независимыми автосервисами и транспортными компаниями, считают эксперты.
Пока же все свидетельствует о готовности интернет-компаний отвоевать клиентов у традиционных игроков. Китайская B2B-площадка Alibaba недавно провела первичное размещение бумаг на рынках Северной Америки, что может рассматриваться как растущий интерес компании к рынку постгарантийных услуг США.
Другие крупные компании готовятся развернуть наступление в Латинской Америке, запуская там специализированные порталы, нацеленные на представителей бизнеса. Подобная активность в конечном счете здорово встряхнет традиционный рынок тем более, что уже сейчас традиционные торговцы запускают собственные площадки по реализации товаров вне стационарных торговых точек.
Интеграция бизнес-моделей
Однако главным показателем того, готов ли афтемаркет к радикальным изменениям, станет, если таковой в конечном счете произойдет, интеграция B2B- и B2C-моделей бизнеса. Тот, кто сможет реализовать эту модель, получит огромную прибыль.
Онлайн-продажи до недавнего времени были нацелены на владельцев автомобилей, готовых ради удовольствия или экономии средств повозиться с машиной, или же на фанатов той или иной марки транспортного средства.
При этом большая часть владельцев машин в значительной степени зависит от автосервисов и офлайн-магазинов в деле обслуживания ТС. Чтобы достучаться до этих клиентов, потребуются новые цифровые каналы коммуникации. В этом качестве могут выступить зарождающиеся бизнес-модели, которые предусматривают запуск агрегаторов услуг.
К таким агрегаторам относятся, к примеру, Openbay (США), RepairPal (США) и WhoCanFixMyCar (Великобритания). Площадки позволяют через Интернет найти ближайший автосервис с учетом требуемого ремонта, а также рассчитать примерную стоимость обслуживания. В будущем клиентам может быть предоставлена услуга удаленной диагностики и возможность осуществления онлайн-платежей за запчасти и ремонт.
Площадки одновременно способны стать и агрегаторами предложений о продаже запчастей, если договорятся с поставщиками. Таким образом интернет-ресурсы превратятся не только в посредника между конечным потребителем и сервисным центром, но также и в посредника между поставщиком запчастей и мастерской, создав собственный закрытый, полностью функциональный канал дистрибуции.
Придут из ниоткуда
Менять бизнес-модели на рынке в основном будут никому не известные ранее компании. К примеру, онлайн-торговцы Auto Parts Network из США и французская Oscaro появились буквально из ниоткуда и постепенно отбили свою часть клиентов у традиционных игроков. Конечно, их успехи несопоставимы с такими интернет-гигантами, как Amazon, но и Amazon никогда не была специализированной компанией по продаже запчастей.
Активность более мелких конкурентов заставила давно присутствующие на рынке компании подстраиваться под новые реалии. Michelin приобрела долю в интернет-фирме Allopneus, стоимость которой за пару лет с момента открытия достигла 150 млн евро. А по оценкам специалистов, к 2020 году каждая пятая покрышка во Франции будет продаваться через Всемирную сеть.
Не отстают и автопроизводители: BMW запустила несколько онлайн-магазинов на интернет-площадках eBAY и Tmall. General Motors предлагает клиентам сервис OnStar, с помощью которого в будущем автомобиль будет сам знать, когда ему пора записаться на плановое техническое обслуживание.
Также прогнозируется, что в будущем автомобильные компании запустят магазины по продаже запчастей в Интернете. За один клик клиент сможет как забронировать деталь, так и вызвать специально обученных людей для ее установки.
Фокус на услуги
Пока же производители увеличивают инвестиции в постпродажные услуги. Как отмечает издание Gulf News, автомобильные компании ищут новые источники увеличения выручки. Согласно исследованию Cambridge Service Alliance, 35% производителей со штатом свыше 100 человек получали прибыль от услуг, связанных с выпускаемой продукцией в 2013 году. В 2007 году таковых было лишь 24%.
Авторы исследования отмечают, что тенденция становится глобальной. Производители все больше фокусируются на сервисе, что обусловлено экономическими, стратегическими и экологическими факторами. Причем эту стратегию выбирают не только автомобильные компании.
Продажи оборудования компания Weir, специализирующейся на предоставлении инженерных решений в сферах полезных ископаемых, нефти, газа и энергетики, упали на 24% в 2012–2014 годах, что было обусловлено сокращением расходов у крупнейших горнодобывающих компаний.
Между тем выручка в сегменте афтемаркет за тот же период выросла на 9%. Чтобы не зависеть от конъюнктуры, Weir сделала ставку на услуги. Теперь они проносят 66% от всей выручки. Для сравнения, в 2007 году данный показатель составлял 45%.
Почти половина выручки Rolls-Royce (общая в 2014 году составила 14,6 млрд фунтов) пришлась на постпродажные услуги, включая техническое обслуживание и капитальный ремонт. При этом лучше всего сервис продают не европейцы и американцы, а компании из Сингапура, хуже всех в этом вопросе чувствуют себя Южная Корея и Бразилия.
Как следует из материалов Bosch, своей задачей на ближайшие годы группа компаний ставит использование коммерческих возможностей, которые будут возникать в сферах сетевых технологий, автоматизации, электрификации и повышения энергоэффективности, а также вследствие роста развивающихся рынков.
Компания стремится быть активными участниками значительных и масштабных изменений на рынке и в области научно-технических достижений, хочет быть готовой к новому сетевому миру.
Этот подход особенно актуален в секторе «Решения для мобильности». Bosch видит себя в роли поставщика передовых решений для мобильности, которая будет развиваться за счет автоматизации, сетевых технологий и электрификации. Понадобятся компоненты, системы и программные решения, а также сервисы.
Мал, да дорог
Что касается самих запчастей и услуг, то наиболее востребованными в ближайшее несколько лет станет сервис по установке и обслуживанию датчиков давления воздуха в шинах, считают исследователи из Frost & Sullivan.
Обусловлено это несколькими факторами. В Соединенных Штатах был принят закон, известный как TREAD Act (Transportation Recall Enhancement, Accountability and Documentations Act). Разрабатывался он в ответ на массовый отзыв бракованных покрышек, при установке которых возникала угроза безопасному вождению.
Согласно документу большая часть транспортных средств, начиная с моделей 2006 года выпуска, должна быть обязательно оборудована датчиками давления воздуха (TPMS). Устройство позволяет обнаружить утечку воздуха из покрышки и предупредить водителя о том, что давление составляет менее 25% от необходимого. Действие закона распространяется на легковой транспорт, легкие грузовики и автобусы.
Установленные в 2007 году устройства постепенно начинают выходить из строя. В результате спрос на них к 2018–2020 годам может утроиться, указывают в Frost&Sullivan. Их востребованность также обусловлена аналогичными американским требованиями к транспортным средствам в странах Евросоюза.
Обязательными TPMS стали с конца прошлого года, кстати, из-за этого факта АВТОВАЗ столкнулся с проблемами при реализации своих автомобилей в странах ЕС.
Таким образом исследователи считают, что рынок датчиков давления воздуха составит к 2020 году в стоимостном выражении 365,5 млн долл. Для сравнения, в 2013 году объем оценивался в 121,1 млн долл. В среднем рынок будет расти на 17% в год за данный период.
Бурный рост спроса в Соединенных Штатах будет спровоцирован банальным окончанием срока службы батареек в TPMS. В Европе – необходимостью установки устройств на зимнюю резину. Статистика говорит о том, что в прошлом году отгрузки датчиков увеличились в США до 7,8 млн штук, а в Старом Свете – до 1,4 млн.
В то же время исследователи оговариваются, что появление новых «долгоиграющих» батареек способно несколько снизить спрос. Первое поколение устройств было рассчитано на 7–8 лет работы. Правда, некоторые продукты могут прослужить и все 10 лет.
Исследователи также полагают, что большая часть выручки в этом сегменте придется на Европу, поскольку по сравнению с американским европейский рынок менее зрелый. В ближайшее время транспортные средства с предустановленными датчиками попадут на афтемаркет ко вторым и последующим владельцам. Это также окажет влияние на увеличение спроса.
В среднем цены составляли в 2013 году 18 долл. в Соединенных Штатах и 24 долл. за единицу в европейских странах. На фоне роста популярности TPMS цены на них пойдут вниз. Кроме того, ожидается выход более стандартизированных моделей датчиков, что сделает их еще доступнее.
Не исключено, что пока аналитики гадают, каким будет афтемаркет через 5–10 лет, беглый взгляд по заголовкам отраслевых объединений и изданий позволяет увидеть это будущее уже сейчас.