Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Выставки FOREVER!

Выставки FOREVER!

В последнее время создается ощущение, что прошедшая, казалось бы, безвозвратно эпоха выставок по автомобильной тематике стала возвращаться. Я хорошо помню, как участвовал в московских автомобильных выставках 12–15 лет назад, когда наши стенды напоминали контейнер на вещевом рынке от перегруза оборудования. С утра до вечера нас осаждали толпы посетителей с «котлетами» наличных денег в набрюшниках, почему-то замотанные в газеты. Они скупали и увозили в регионы все, на что можно было получить хоть какую-то скидку. Мы просто не заказывали транспорт для вывоза экспонентов. Наш стенд, как правило, был пуст в последний день работы! Вечерами мы считали жеваные купюры в подсобке, грызя подаренную астраханцами воблу. Мы понимали, что уже в первый день окупили все расходы.

Автоматические системы продажи бензина, мойки AdBlue и т.п.
Автоматические системы продажи бензина, мойки AdBlue и т.п.

Те золотые времена канули в Лету. Интернет и 3G просто убили выставки. Теперь с новинками можно ознакомиться через смартфон даже в самой глухой деревушке с сотовой вышкой. А потом заказать, оплатить и организовать доставку, сделав выбор после прочтения сотен реальных и липовых отзывов и найдя наиболее низкую цену. Не нужно тратить деньги и время на билеты, самолеты, гостиницы и перевозку наличности. Выставки стали терять посетителей, а вместе с ними и участников, уменьшая площади. Они стали неинтересными. Профессионалы не хотели тратить время, по­этому в павильонах стало больше зевак и охотников за сувенирами, а не заинтересованных гостей. Остались только те участники, кому надо потратить бюджет или обрести имидж от присутствия на рынке. Реальные доходы выставки приносить перестали. Несколько лет назад стало ясно, что время выставок прошло!

Однако сегодня, похоже, ситуация снова изменилась. Прошлогодняя Automechanika в Москве хоть и не расширила свою экспозицию, но большинство участников впервые за, наверное, 10 лет положительно оценили участие в этом мероприятии. В результате в этом году места в павильоне для оборудования были раскуплены еще зимой. Родственная сентябрьская выставка во Франкфурте стала рекордной как по числу участников, так и по числу посетителей. В связи с этим интересно было посмотреть, чем ответит прямой конкурент Automechanika – выставка Autopromotec в итальянской Болонье.

Средневековый город Болонья славится своей торговой историей. Находясь на пересечении путей с севера на юг и с запада на восток Италии, он стал идеальным городом для встречи купцов, а впоследствии и для появления второй гордости населения – большого количества учебных заведений. Местная выставка Autopromotec, которая проводится раз в два года и конкурирует с немецкой Automechanika, посвящена оборудованию для автосервиса и автокомпонентам. Кстати, и тут не обошлось без «русского следа»! Огромный выставочный комплекс из более чем 40 павильонов расположен на Сталинградской улице! По общей площади выставка немного уступает Франкфурту, но павильоны расположены компактнее, что очень удобно для посетителей, поскольку не нужно проходить пешком большие расстояние между павильонами, как в Германии. Таким образом, можно потратить больше времени на осмотр экспозиций, а не на изнурительные пешие прогулки по внутренней территории.

Еще одна отличительная черта Autopromo­tec – нет привычных по Automechanika «китайских» павильонов – муравейников, где в крошечных ячейках и при пустых залах обычно ютятся сотни представителей заводов из Поднебесной, занятые постоянным поглощением лапши. Нет, конечно, китайские производители представлены довольно широко и в Болонье, но у каждой, даже крошечной компании, свой оригинальный стенд. И не в одном бесконечном блоке под фризом CHINA, а вперемежку с представителями других стран. Кстати, на Autopromo­tec нет ни одного стенда с массовой стандартной застройкой панелями из одинаковых профилей! Абсолютно у всех участников выставки индивидуальная уникальная застройка. У кого-то роскошные многоэтажные мини-павильоны, у кого-то стенды попроще, но все равно выполненные в неповторимом стиле и с приятной для глаза итальянской эстетичностью.

Еще одно отличие от Франкфурта состоит в том, что нет четко выраженной, как в Германии, специализации павильонов. Например, если ты изготовитель амортизаторов, то немцы не продадут тебе место в 9-м павильоне, который предназначен для автосервисного оборудования. Все запчасти строго в своих павильонах, а мойки – в своих и т.д. В Болонье видно желание сделать павильоны тематическими. Например, павильон 30 – для диагностики, 31-й для программных решений для автосервиса. Но, видимо, стремление максимально занять площади у устроителей выставки было, поэтому даже в этих павильонах встречается вдруг стенд с подшипниками или ароматизаторами салона. Но в целом специализация павильонов прослеживается. Совсем «левых» участников, не связанных с автомобильной тематикой, тут нет. Это показывает высокий класс самой выставки. Например, на апрельской Automechanika, в Риге, стенды с диагностикой были перемешаны с маслами и аккумуляторами. А по углам продавали губки для кухни, а то и вообще экзотические вещи, например, пинцеты для извлечения клещей.

Мобильный шиномонтаж
Мобильный шиномонтаж

В Болонье таких стендов быть не может. Поэтому и посетители выставки – профессионалы. Это в первую очередь потребители – сотрудники автосервисов, кто приехал получить информацию о новых трендах и технологиях: например, были замечены представители ведущего отечественного техцентра ВОЛИН. Далее, это представители дистрибьютерских компаний из других стран. Для многих были организованы специальные В2В встречи в особой зоне для иностранных партнеров, которые заинтересованы в работе с итальянскими производителями. Нужную компанию можно пригласить на спокойную беседу в установленное время, а если попросить организаторов заранее, то они сами подберут партнеров по нужному профилю. Бывает сложно нормально обсудить все нюансы коммерческих сделок в толчее шумного стенда. Удобнее зарезервировать встречу и поговорить с потенциальным партнером в спокойной обстановке.

Конечно, выставку посещают многочисленные представители производства компонентов и оборудования. Основная цель – показать товар, посмотреть конкурентов, обсудить будущие тенденции и перенять, а бывает, и скопировать самые передовые технологии. Кстати, о новинках. Зачем нужна выставка, если на ней не предлагается ничего нового? Autopromotec не занимал бы ведущее место без премьер. Поделюсь с читателями основными новинками, в основном в области диагностического оборудования.

Главный тренд этого года – приборы и стенды для калибровки систем ADAS. Это серьезная проблема для любого автосервиса в Европе, где наличие системы ADAS в машине уже несколько лет – обязательное условие эксплуа­тации автомобиля, как ABS и E-call. Замена фары, лобового стекла, бампера, решетки радиатора, зеркала или другого компонента, в котором установлен радар или камера ADAS, влечет за собой обязательную повторную калибровку системы. А для этого нужно дорогостоящее оборудование плюс диагностические навыки, поскольку собственно адаптация датчиков проходит через диагностический разъем. В реальности это означает, что кузовной автосервис должен иметь теперь оборудование и специалиста по диагностике. Дилерские центры по умолчанию закупают это оборудование. Но пару лет назад автомобили с ADAS стали наведываться в независимые сервисы после окончания срока гарантии. И это вызвало большие проблемы. Поэтому тема ADAS стала, на мой взгляд, основной в этом году в Болонье. Варианты ее решения можно было увидеть сразу в нескольких павильонах. Вопросы технологии и перспектив обсуждались не только на стендах и в проходах между залами, но и в кафе, в курилках, в очереди в автобус и даже между кабинками в туалете!

Я насчитал несколько подходов к решению вопроса: с помощью лазерных линеек, с помощью стандартных головок с CCD-датчиками от традиционных стендов регулировки развала и схождения, а также варианты с отражателями от 3D-стендов. Каждый производитель пытается отталкиваться от своей базовой технологии. Компании, выпускающие сканеры, изучают нюансы геометрии автомобиля. Известные бренды по стендам развала и схождения выходят в сферу электронной диагностики. Без сомнения, наличие системы ADAS станет обязательной через пару лет у нас. Уже сейчас многие автоконцерны предлагают эту опцию в России в топовых комплектациях. Поэтому местным автосервисам есть смысл заранее мониторить рынок этого оборудования и подготовиться к инвестициям, чтобы быть первым и получить конкурентное преимущество. Ведь средняя стоимость универсального стенда для регулировки ADAS сегодня подбирается к 10 тыс. евро!

Прямой чип-тюнинг ЭБУ
Прямой чип-тюнинг ЭБУ

Другая тенденция – это вопрос программирования блоков управления и чип-тюнинга. Италия – это мировая «Мекка» как автоспорта, так и технологий «перепрошивок» блоков управления. Хоть понижение класса выхлопа и запрещено теперь в Европе, местные автолюбители тоже не спешат расставаться с деньгами на дорогущие катализаторы и сажевые фильтры, поэтому бизнес по чип-тюнигу не умирает. Я насчитал не менее десятка именитых ателье, которые представляли свои новинки от грандов отрасли, таких как Alientech, до совсем неизвестных у нас компаний с очень простыми и недорогими приборами и даже наборами универсальных бесплатных прошивок.

В России бытует мнение, что дешевое оборудование для чип-тюнинга – это китайские клоны с AliExpress, поскольку оригинальные приборы стоят сотни тысяч рублей и никогда не окупятся. Выставка полностью опровергает этот тезис! Например, пока неизвестная у нас компания RIMAPPO предлагает универсальный сканер с собственным ЖК-экраном для чип-тюнинга большинства легковых и грузовых автомобилей всего за 2,5 тыс. евро. При этом в комплекте предлагается 10 бесплатных прошивок с опциями удаления компонентов или повышения мощности для любых автомобилей вплоть до начала 2019 года! Это позволит окупить прибор без дополнительного заказа программного обеспечения у локального программиста.

Несколько компаний, например, MAGIC и MOTORSCAN предложили интересные сравнительно дешевые модульные варианты оборудования, позволяющие работать с блоками управления, как через диагностический разъем, так и в режимах «на столе» как с подключением к разъему модуля, так и напрямую к чипу после вскрытия блока или же с выпайкой нужного компонента. При этом все процедуры сопровождаются прекрасно документированной и, главное, хорошо русифицированной информацией с фотографиями и даже встроенными в программу приборов видеороликами. Это минимизирует ошибку пользователя, которая почти всегда сейчас приводит к покупке нового блока, в случае использования оборудования из Китая без необходимых для чип-тюнера навыков.

Еще один интересный тренд сезона – повышение интереса к диагностике мотоциклов. Италия – рай для мотоциклистов, скутеристов и мотопроизводителей. В стране прекрасно существуют десятки неизвестных у нас брендов, а японские мотобренды расположили свои сборочные заводы именно в Италии. Системы мотоциклов по своей сложности приближаются к автомобильным, поэтому все современные мотоциклы имеют бортовые диагностические интерфейсы. Современный железный конь потребует подключения прибора при каждой замене масла или форсунки для настройки сервисного интервала, сброса кодов ошибок, активаций или программирования нового ключа.

Поскольку все европейские производители мотосканеров находятся в Италии, выставка в Болонье является основной площадкой для показа новинок. Более того, до города Феррара всего пара десятков километров, а именно там количество официально зарегистрированной мототехники превышает количество зарегистрированных жителей! Поэтому TEXA, MOTORSCAN, BRAIN BEE, TECNOMOTOR и несколько других, более мелких компаний активно продвигают оборудование для диагностики мотоциклов. Основная тенденция – возможность программирования ЭБУ и даже чип-тюнинга мотоциклов!

Посмотрите на связку ключей от своей квартиры. Наверняка в ней найдется один ключ с брендом SILCA, CISA, KABA или KEYLINE. Италия – это родина не только дизайнеров интерьеров и автомобилей, но и мастерских по изготовлению дверной фурнитуры. Многие из них поставляют ключи и замки на автозаводы, а для автосервисов оборудование для изготовления и программирования ключей. Несмотря на сильную конкуренцию из Китая, итальянцы пока удерживают лидерство не только в дизайне, но и в технологии. Я насчитал не менее четырех производителей оборудования для программирования автомобильных ключей. Из новинок – новый электронный станок Futura Auto от SILCA, специально созданный для работы только с автомобильными ключами. Удивительно для SILCA невысокая цена позволяет бросить вызов дешевым аналогам из Азии и вполне приемлема даже для небольшой автомастерской, которая редко занимается ключами. Конечно, самое важное – это программное обеспечение этого станка. Оно позволяет восстанавливать профиль ключа, когда он практически стерт, или нарезать новый ключ при полной утере старых по секретной базе данных.

Если на прошлогодней Automechanika во Франкфурте технология «touchless» для регулировки углов подвески на основе видеокамер была только презентована, и фирма CEMB была почти единственным и эксклюзивным обладателем такого оборудования, то в Болонье уже несколько компаний показывали аналогичные новинки. Преимущества нового подходя ясны – теперь не надо тратить время на установку головок или отражателей на колеса, повреждая поверхность дисков, не нужна компенсация биения дисков. Другое преимущество – экономия места. Компьютер просто анализирует видеоизображение подъехавшего автомобиля через несколько камер и выдает положение колеса с точностью до десятой доли градуса! Минус один – цена, которая пока не позволяет технологиям активно развиться у нас. В Болонье сразу несколько фирм презентовали свои решения по «touchless», среди них, кстати, и отечественный «Техновектор». Хоть изделие тульской фирмы и не блистало продвинутым дизайном на фоне иностранных аналогов, будучи довольно коряво исполнено из родного «дубового» серого пластика, но все равно, такое присутствие на ведущем мероприятии Европы вызвало подспудную гордость за отечественного производителя, ведь он успевает за мировыми тенденциями и тратит деньги на новые разработки. Кстати, стенд этой компании вызвал интерес у посетителей, в отличие от огромной и пустой экспозиции нашего шинного производителя КАМА, сотрудники которого явно скучали без посетителей, погрузившись в свои смартфоны.

Ул. Сталинградская
Ул. Сталинградская

К сожалению, формат журнальной заметки не дает возможности перечислить все новинки прошедшего мероприятия. Главное чувство, которое осталось от выставки, в том, что интернет все-таки не убил выставки окончательно. Более того, выставки растут, как и количество посетителей, и главное – растет их качество. Это я понял в прошлом августе в Москве, Франкфурт укрепил это чувство, а Болонья подтвердила. Да, интернет не стал хуже. Но теперь его пользователь и потенциальный покупатель снова хочет сам посмотреть оборудование, попробовать испытать его, сравнить конкурентов не на картинке, а в реальности. Теперь покупателю нужно доверие к бренду, понимание того, насколько фирма серьезна, будет ли поддержка. Красивый интернет-сайт и накрученный счетчик заходов дают обманчивое представление о производителе. И люди снова пошли на выставки. Теперь без «котлет» наличности, но уже с интересом к участнику и к его продукции. Посмотрим, как пройдет Automechanika в Москве в этом году! Я точно знаю, что многие компании уже подготовили для нее свои новинки.

  • Станислав Светозаров, зам. директора компании «Интерлакен - Рус»

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены