Пошли в отказ
Toyota Motor в середине октября объявила об амбициозном плане: к 2050 году японцы собираются отказаться от использования автомобилей с традиционным двигателем внутреннего сгорания практически полностью. Автогигант намерен резко сократить выбросы парниковых газов в атмосферу, производимых машинами компании. Для этого ставка будет сделана на гибриды и автомобили с топливными элементами.
План предполагает снижение вредных выбросов к 2050 году на 90% по сравнению с показателями 2010 года. Toyota также пообещала вовлечь в процесс представителей госорганов, компании-партнеры и всех заинтересованных в проекте.
Примечательно, что в отличие от конкурентов, таких как Nissan Motor, японцы не особенно рассчитывают на полностью электрические автомобили. В компании полагают, что, несмотря на все достижения в области создания продвинутых аккумуляторов, у электрокаров останутся существенные недостатки: сильно ограниченный пробег и долгая «заправка» транспортного средства.
Грандиозные планы
Уже через пять лет продажи ее машин на топливных элементах превысят показатель в 30 тыс. штук, прогнозирует Toyota. Для сравнения, в 2017 году реализовать планируется всего 3 тыс. В данном случае ставка делается на запущенную в конце прошлого года модель под названием Mirai. Японский гигант уже получил 1,5 тыс. заказов на модель внутри страны и продвигает ее в Европе и Соединенных Штатах.
Давно присутствующие на рынке гибриды компании должны продемонстрировать еще лучшую динамику реализации. К 2020 году за 12 месяцев будет продаваться 1,5 млн гибридов от Toyota. Через пять лет в общей сложности по всему миру обрести владельцев смогут 15 млн транспортных средств с гибридной установкой. На сегодняшней день, указывает агентство AP, по земному шару колесят более 7 млн машин данного класса, с шильдиком японского концерна.
Самой продаваемой моделью компании остается дебютировавшая в 1997 году Toyota Prius – 4 млн штук. Между тем Toyota обещает разработать гибридную версию для каждой категории авто. Это коснется и люксового сегмента, и сегмента SUV. В то же время 100% отказа от традиционного двигателя внутреннего сгорания не будет. Небольшая доля машин с ДВС останется на, как называют это в компании, менее развитых рынках.
Представители японского концерна настаивают на неизбежности перехода на новые технологии, что продиктовано необходимостью создания общества, получающего энергию из водорода. Иначе проблему загрязнения воздуха и глобального потепления не решить. С тем, что назрела необходимость более решительных шагов в области защиты окружающей среды, согласны и эксперты, отмечая все более ужесточающиеся нормы природоохранного законодательства в различных странах.
Специалисты, правда, не могут определиться, исчезнут ли машины с традиционным ДВС в будущем. Ряд экспертов считает, что новые модели с обычным двигателем внутреннего сгорания уложатся в рамки экоограничений благодаря прорывным технологиям, таким как чистый дизель.
Представитель компании Barclays Securities Japan полагает, что планы Toyota вполне осуществимы. По его словам, сейчас технологии, применяемые в двигателе внутреннего сгорания, развиваются и в конечном счете используются в производстве гибридов. Toyota достаточно долго работает с соответствующими технологиями, и если официальные представители делают заявления относительно новой стратегии, можно с вероятностью 120% считать, что они уверены в таком развитии событий.
На чем въехать в будущее?
Пока компания активно развивает гибридные технологии. Недавно была представлена Toyota Prius четвертого поколения. Эта модель потребляет около 1 л топлива на 40 км пути. Японцы с гордостью заявляют, что после удачного дебюта их модели в 1997 году, конкуренты подхватили идею выпуска гибридов, и теперь на рынке присутствует достаточное большое число бензоэлектрических транспортных средств.
В такой ситуации для достижения лидирующих позиций в мире одной заботы об окружающей среде недостаточно. В условиях жесткой конкуренции компания решилась на пересмотр дизайна автомобиля, а также улучшение его динамических характеристик.
Новый Prius сохранил работающий по циклу Аткинсона двигатель VVT-I объемом 1,8 л. При этом в компании заявляют, что инженеры подвергли его значительной модернизации. Это позволило снизить расход топлива, вес самого мотора, а также улучшить динамические характеристики. Тепловой КПД составляет 40% – японцы хвастаются (правда, со ссылкой на данные собственного исследования), что это самый высокий показатель для бензиновых моторов, устанавливаемых на транспортные средства для массового производства.
Добиться улучшений удалось благодаря увеличению объемов системы рециркуляции отработавших газов и коэффициента полноты сгорания топлива. Переделке подверглась система забора воздуха и охлаждения, что также улучшило характеристики Prius четвертого поколения. Кроме того, получилось снизить трение, создаваемое юбкой поршня, вращающимися деталями и масляным насосом.
Помимо прочего были уменьшены размеры ключевых агрегатов автомобиля, включая электромотор, ведущий мост, коробку передач и аккумуляторы. Модернизация блока управлением питанием позволила снизить потери электричества на 20%. Более того, он стал меньше, что позволило разместить узел над мостом и коробкой. Вспомогательные аккумуляторы перекочевали из багажного отделения в моторный отсек. Сам багажник стал больше на 56 л, его объем составляет теперь 502 л.
Отказу от традиционного ДВС также способствует активное продвижение новинки компании – модели Mirai, работающей на топливных элементах. Баки машины заправлены водородом, с помощью которого вырабатывается электричество, необходимое для электродвигателя. Выгодным преимуществом по сравнению с полностью электрическими транспортными средствами здесь является возможность заправки машины в течение пяти минут.
Изменил автомобиль – измени и мир
Японцы хотят изменить не только автомобиль, но и мир вокруг него. Компания заявила о намерении создать общество с ответственным потреблением ресурсов. Такому обществу потребуются принципиально новые автомобили. Их показали на международном автосалоне в Токио. Концепты должны были продемонстрировать развитие и коммерциализацию прорывных технологий.
Ставку на продвинутые силовые установки демонстрировали новый Prius, а также модели Toyota C-HR и Toyota FCV Plus. Дизайн C-HR призван подчеркнуть индивидуальность и выделить его среди конкурентов на рынке компактных кроссоверов. Машина построена на новой платформе TNGA, которая предполагает использование кузова с повышенной жесткостью.
Выделить автомобиль на рынке должен не только дизайн, но и исключительная экологичность. Машина разработана как гибридное авто с двигателем внутреннего сгорания, тепловой КПД которого превышает 40%. Установленный на нем электромотор и аккумуляторы отличаются меньшим весом, что, естественно, улучшает показатели расхода топлива. Прототип модели уже показывали в 2014 году в рамках Парижского автосалона, доработанный концепт демонстрировался на автосалоне во Франкфурте в 2015 году. В марте будущего года Toyota готовится показать уже готовый к производству образец.
Электростанция на колесах
Еще одна новинка Toyota FCV Plus была призвана продемонстрировать, что японцы понимают под обществом с ответственным потреблением ресурсов. Данная модель, как и Mirai, получает электричество с помощью водорода. Сжатый водород обладает более высокой энергоемкостью, его можно получать из различных источников, причем этот газ легко хранить. Японцы считают, что в будущем самый распространенный элемент во Вселенной станет надежным источником энергии. Поэтому и общество, ответственно потребляющее ресурсы, должно связать свою модель развития с энергией, получаемой с помощью водорода.
Чистое производство водорода из широкой линейки первичных источников приведет к появлению небольших независимых электростанций. Машины, работающие на топливных элементах помимо езды, можно будет использовать в качестве генераторов электричества для группы жилых домов. Своей целью компания видит превращение автомобиля не только в экологически чистое транспортное средство, но и в источник питания.
Как следует из информации, размещенной на сайте автопроизводителя, FCV Plus помимо выработки электричества из водорода в баке автомобиля сможет давать энергию, подключаясь к емкостям с водородом вне транспортного средства. Таким образом, машина превращается в источник питания дома или на улице. Пока автомобиль не используется для передвижения, он раздает электричество в своем микрорайоне в качестве звена местной инфраструктуры.
Что касается компоновки самой FCV Plus, то батарея топливных элементов размещена между передними колесами. Бак с водородом – за задним сидением. Такое расположение вместе с четырьмя независимыми мотор-колесами, по задумке разработчиков, обеспечит оптимальный баланс и увеличит пространство салона, несмотря на компактность FCV Plus.
Как нельзя вовремя
Toyota выбрала удачное время для раскрутки своих технологий. Из-за скандала с Volkswagen, когда стало известно, что специальное оборудование занижало реальный объем выбросов загрязняющих веществ дизельных двигателей, японцы вполне способны выделить свои более «зеленые» автомобили на фоне конкурентов.
Кстати, аналитики уже просчитывают, чем может обернуться скандал для отрасли. Звучат мнения о том, что концернам в конечном счете придется внедрять гибридные технологии на все большем количестве моделей.
Издание «The Fuse» приводит данные исследования крупной кредитной организации Credit Suisse, из которых следует, что инвестиционные программы автопроизводителей будут пересмотрены с учетом недавнего скандала с VW. Отмечается большая вероятность того, что немецкие компании сместят приоритеты в продвижении и разработке транспортных средств, сделав акцент на гибридных и заряжаемых от розетки машинах.
Новость о занижении данных по выбросам больно ударила по репутации VW, учитывая, что концерн давно позиционировал себя как производителя, который делает ставку на совершенство инженерных технологий. Причем это касалось как основного бренда Volkswagen, так и премиального Audi. Скандал привел к резкому падению бумаг компании на бирже и отставке главы концерна. Что самое неприятное, VW придется многое сделать для восстановления доброго имени.
Принимая во внимание ужесточающиеся нормы относительно загрязнения окружающей среды, мировые производители станут уделять гибридам и электрокарам все больше внимания, считают в Credit Suisse. Сейчас в Европе дизельные двигатели очень популярны, их доля на рынке больше 50%. Примечательно, что в немецком люксовом сегменте доля дизелей превышает 65%. Объясняется это более дешевой по сравнению с бензином соляркой и большей экономичностью двигателей.
Требуют и требуют
Поскольку европейские технологии автомобилестроения воспринимаются во всем мире как самые передовые, популярность гибридной установки может значительно возрасти и в других частях света. Credit Suisse отмечает, что автомобилестроители в ЕС столкнулись с требованием ежегодно улучшать показатели экономии топлива на 3,7% до 2020 года.
Для дизельных моторов здесь кроется проблема. Власти помимо прочего добиваются от компаний снижения выбросов оксидов азота. Разработка моторов, удовлетворяющих требованиям, становится все более затратной. Как показывают расчеты, стоимость автомобиля при этом увеличивается более чем на 2 тыс. долл.
Столкнувшись с повышением стоимости, немецкие концерны ускорят меры по выводу на рынок гибридных транспортных средств и электрокаров. В ближайшем будущем в продажу выходят несколько гибридов из люксового сегмента. Причем разница с ценами на традиционные модели уже не такая значительная.
К примеру, гибридная Audi A3 E-tron будет выставлена в салонах по цене от 38 тыс. долл. Стоимость обычной A3 в стандартной комплектации на американском рынке составит 31 тыс. долл. С учетом преференций для владельцев авто с альтернативной силовой установкой E-tron способна продемонстрировать хорошие продажи, заключают специалисты кредитной организации.
Оптимистичная динамика
Прогнозы отчасти подтверждаются данными по объемам реализации транспортных средств, использующих альтернативные источники энергии, в ЕС. Как говорится в отчете Ассоциации европейских производителей автомобилей, за II квартал 2015 года подобных ТС было продано 143 595, это на 17% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Из этого числа электромобилей реализовали на 53% больше (27 575 штук), гибридов – на 22,6% (53 443). Транспортных средств на пропане и природном газе купили на 3% больше (62 577 штук).
Среди государств Евросоюза больше всего машин на альтернативном топливе приобрели в Великобритании, Франции и Испании. В государствах, входящих в Европейскую ассоциацию свободной торговли, первенствовала Норвегия. Здесь рост составил 74,1% до 11 614 единиц. Из них 77% пришлось на автомобили с электромотором.