«Автостат»: анализ, уточнения, пронозы
В самом начале весны, 3 марта в Москве состоялась V ежегодная конференция «Автомобильный рынок России», организованная аналитическим агентством «АВТОСТАТ».
Впрочем, сухой и формальный термин «конференция» не очень подходит к этому мероприятию. Доброжелательная творческая атмосфера, «разогрев» аудитории (есть контакт!), живые и не слишком длинные выступления, вопросы с мест и возникающие тут же дискуссии – таков стиль «АВТОСТАТА» и его директора Сергея Целикова. Кстати, именно его доклад задал направления дальнейшего общения спикеров и аудитории. А инфографика слайдов, сопровождавших это выступление, говорит сама за себя. Поэтому некоторые из этих слайдов мы приводим в нашей публикации. Итак, слово аналитикам.
Российский рынок в последние 15 лет претерпел многое: он прошел этапы стабильности, быстрого роста, преодолел кризис 2008 года, нашел силы для восстановления. Но в 2014 году попал в ситуацию нестабильности и неопределенности.
Рост курсов доллара и евро, падение цен на нефть оказывали существенное влияние на рынок в течение всего года. Производители были вынуждены увеличивать цены. Параллельно с этим менялась и структура рынка. К концу года средняя цена нового легкового автомобиля в России превысила отметку в 1 млн руб. А по результатам 2014 года российский авторынок сократился на 10,3% до 2 491 404 автомобилей.
Тем не менее парк легковых автомобилей в России за 2014 год вырос. По данным «АВТОСТАТ», на 1 января 2015 года он составлял 40,85 млн единиц (+3,9%). На начало года на каждую 1000 жителей России приходилось 284 легковых автомобиля. Годом ранее этот показатель был на 10 машин меньше – 274 авто на 1000 жителей.
Число дилерских центров в стране в целом увеличилось и составило к концу 2014 года 4075 единиц. При этом на 27 единиц выросло число дилерских центров премиальных брендов, и на 20 единиц снизилось количество дилерских центров массовых иностранных брендов. В то же время появился 161 новый дилерский центр китайских авто.
Число дилерских центров российских брендов снизилось на 44 единицы. Аналитики отмечают, что суммарное количество дилерских центров китайских марок опередило общее количество дилерских центров отечественных марок. Теперь оно составляет 668 против 667.
Положение дилеров в минувшем году и по настоящее время нельзя назвать легким. Многие из них сильно перекредитованы, некоторые получали кредиты в валюте. Долговая нагрузка и жесткая позиция банков на фоне снижающегося трафика в автосалоны, скорее всего, приведет к массовым банкротствам дилерских центров и целых сетей. Исходя из нынешней ситуации, эксперты не исключают сокращения числа дилерских центров на 20–25%.
Импорт новых легковых автомобилей в Россию в 2014 году составил 703,3 тыс. единиц, что на 21,3% меньше, чем в прошлом году. Импорт грузовых сократился на 31% до 61,3 тыс. машин (–31%). Экспорт по сравнению с 2013 годом также снизился: легковых автомобилей – на 7,5% и составил 127,5 тыс. единиц; грузовых – на 18,5% и составил 22 тыс. машин.
В 2014 году было произведено 1,7 млн легковых автомобилей, что на 9,7% меньше, чем годом ранее. Производство грузовых автомобилей в январе-декабре составило 154 тыс. единиц, что на 25,7% ниже показателя годичной давности.
Рынок новых грузовых автомобилей сократился почти на 21% до 88 тыс. единиц. В сегменте легких коммерческих автомобилей (LCV) за 12 месяцев было продано 140 тыс. машин, что на 15% меньше результата 2013 года. Новых автобусов за 2014 год было реализовано на четверть меньше по сравнению с предыдущим годом – всего 11 тыс. штук.
Банки на фоне роста ставок ЦБ значительно снизили объемы выдачи автокредитов и ужесточили требования к заемщикам. Доля продаж в кредит от месяца к месяцу планомерно снижалась, и в целом в 2014 году банки выдали на 22% меньше автокредитов, чем годом ранее. По итогам 2014 года доля автомобилей, проданных в кредит, составила 40,5% (в 2013 году этот показатель был на уровне 48,0%).
Каково положение России на фоне мировых авторынков? Серьезное сокращение продаж автомобилей в прошлом году не позволило России сохранить 7-е место в рейтинге стран по объему авторынка. Россия с показателем 2,5 млн (–10,3%) легковых и легких коммерческих автомобилей по итогам 2014 года заняла 8-е место в мире.
В европейском «первенстве» Россия с 2011 года занимала 2-е место среди лидеров Европы, по итогам 2014 года страна опустилась на 3-е место.
Потенциально Россия остается привлекательной для автопроизводителей – здесь гигантский рынок: в стране по-прежнему низкий уровень автомобилизации (284 автомобиля на 1000 человек против европейских 400–500) и довольно старый парк.
При сохранении текущих тенденций в экономике и на автомобильном рынке, согласно прогнозу агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей (без LCV) может составить 1,35 млн единиц (–42%). Такая вот получается картина…
Если вы хотите получить все презентации, обращайтесь на http://www.autostat.ru