Локализация с размахом
Из досье мероприятия
5–6 февраля 2015 года в Казани впервые прошел Международный форум автомобилестроения TIAF 2015 при поддержке мирового бренда № 1 для индустрии автокомпонентов – Automechanika.
Организаторами форума выступили Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан, российское подразделение немецкого выставочного концерна Messe Frankfurt GmbH – ООО «Мессе Франкфурт Рус» и ОАО «Казанская ярмарка».
Партнеры форума TIAF 2015 – Ассоциация экспортеров индустрии автокомпонентов Турции (OIB) и ТФК «ЗИЛ».
В работе форума приняли участие более 280 делегатов из Москвы, регионов России и Республики Татарстан, а также делегации из Турции, Южной Кореи и Европы.
Резкий рост курсов иностранных валют по отношению к российскому рублю заставляет автомобильный рынок подстраиваться под новые условия. Еще осенью власти призывали не паниковать по поводу обесценивания рубля. Заместитель министра финансов России Алексей Моисеев прокомментировал ситуацию тогда так: «…нас в конечном итоге волнует то, как будет меняться стоимость наших рублей в нашей стране. Постольку-поскольку инфляция будет под контролем, по большому счету, какой будет курс – не имеет никакого значения» (цит. по РИА Новости).
Однако в декабре курс доллара к национальной валюте превысил отметку в 80 руб. Со временем стало ясно, что разговоры о все большей независимости страны от импорта остаются только разговорами. А долларовая составляющая присутствует в цене как иностранного транспортного средства, так и батона хлеба.
Последствия падения покупательной способности населения почувствовали как автомобильные компании, так и производители автокомпонентов и, наконец, сами потребители. По последним данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе 2015 года сократились на 24,4%. Всего было реализовано 115 390 машин (–37 272 штуки по сравнению с январем прошлого года). Интересно, что все модели, находящиеся в десятке лидеров продаж новых легковых автомобилей, оказались местного производства.
«Если в декабре у многих производителей была веселая вечеринка, то в январе, как следствие, наступило горькое похмелье, – прокомментировал результаты председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. – Особенность нынешней ситуации заключается в том, что запасы автомобилей производства 2014 года по низкой цене почти распроданы, и намного раньше, чем обычно. В то же самое время, следуя колебаниям курса, цены на автомобили производства нового года увеличились значительно больше, чем обычно. Изменение цен на рынке еще не закончилось, так что головная боль может усилиться, прежде чем исчезнет окончательно».
Состоявшийся 5–6 февраля в Республике Татарстан Международный форум автомобилестроения (TIAF supported by Automechanika), был проведен с целью выработать новый подход в жестких условиях рынка. Заключается он в увеличении доли российских автокомпонентов в собираемых на территории страны транспортных средств. Причем производить эти детали необходимо из российского же сырья.
Соответственно главной темой мероприятия стала локализация. Повышение ее уровня является одним из ключевых элементов производства автомобилей ведущих международных брендов в России. На данный момент заключено более ста действующих соглашений о промышленной сборке с производителями автокомпонентов. Объем производства в России комплектующих в 2013 году составлял порядка 1,6 трлн. руб., ежегодный рост рынка автокомпонентов составляет 20–25%.
Почему Татарстан?
Локализация автокомпонентов осуществляется в рамках кластерного подхода. Одним из главных регионов автомобилестроения России выступает Татарстан с его мощным камским промышленным кластером. Поэтому-то республика и была выбрана пилотной площадкой для TIAF при поддержке мирового бренда Automechanika.
О том, как развиваются дела в особых экономических зонах, какие условия для производителей были созданы и чего удалось добиться автомобильным компаниям за последние несколько лет, рассказал первый заместитель министра промышленности и торговли РТ Руслан Кабиров.
Камаз выдерживает абсолютное лидерство в классе тяжелых грузовиков. На предприятии реализуется программа модернизации, на эти цели будет выделено около 70 млрд руб., или 1 млрд долл. Половина данной суммы будет предоставлена государством. Программа предусматривает комплексное развитие до 2020 года самых современных и перспективных технологий, включая робототехнику, лазерную технологию и использование современных композитных материалов.
Специалистами Камаза совместно с представителями Министерства промышленности и торговли республики Татарстан ведутся работы по созданию научно-исследовательского центра автомобильной промышленности, который будет расположен в Набережных Челнах. Он призван решить проблему технологического отставания в сфере разработок в машиностроении. Сегодня Ford Sollers активно ищет возможности по расширению сотрудничества с российскими и иностранными поставщиками, крупнейшими производителями сельскохозяйственной техники.
По словам Кабирова, в республике созданы все условия для автомобилестроительного кластера: высокая инвестиционная привлекательность, наличие развитой инфраструктуры и технопарков, потенциал особой экономической зоны «Алабуга» и небольшая удаленность от основных российских производителей. Кроме того, регион привлекателен для производителей автокомплектующих благодаря развитой нефтехимической промышленности.
В рамках программы развития нефтехимического комплекса на 2010–2014 годы предприятиями было освоено производство новых химикатов и полимеров, востребованных в автомобилестроении. В первую очередь – АБС-пластики, новые виды полипропилена, полиэтилена, пенополиуретана, ПВХ и проч.
Как указал Кабиров, росту привлекательности также способствует политика местных властей. В качестве примера он привел создание Камского индустриального парка «Мастер». Именно здесь разрабатываются прорывные технологии в области автомобилестроения, тестируются новые технические решения. Приведение сотрудничества с малым бизнесом в цивилизованные рамки позволяет выявить и пресечь деятельность недобросовестных поставщиков. Сейчас в «Мастере» «прописано» 249 компаний, причем более 50% резидентов – производители автокомпонентов.
Интересной для инвесторов оказалась и экономическая зона «Алабуга», где на данный момент зарегистрировано 42 резидента. Общий объем их заявленных инвестиций оценивается более чем в 118 млрд руб. На территории кластеров работают более 100 производителей автокомпонентов. В 2014 году объем выпуска в денежном выражении составил около 40 млрд руб.
Жесткие условия
Сами автопроизводители говорят о том, что в 2015 году им придется работать в жестких условиях. Как отметил вице-президент по проектам корпоративного развития АвтоВАЗа Петр Лингарт, компания в новых реалиях меняет культуру производства и принципы работы с поставщиками. Производитель активно отслеживает степень удовлетворенности клиентов, уделяет особое внимание качеству продукции. По заявлению Лингарта, количество дефектов на линии было снижено на 59%.
О том, что ключевым вопросом в 2015 году останется тема работы с поставщиками, заявил и руководитель службы стратегического планирования ОАО «Камаз» Игорь Савельев. При этом ситуация на рынке будет оставаться сложной, рост может возобновиться в 2016 году. Тем не менее компания в ближайшее время видит перспективы в продвижении своего продукта в среднеценовом, наиболее емком сегменте рынка. В конечном счете цена на новый грузовик повысится. Однако взамен производитель обещает лучшую техническую оснащенность и комфортабельность. По задумке компании, машины получат более удобную кабину, экономичный двигатель, новую коробку передач, сниженную снаряженную массу.
Не что, а как
Ответом на сложные вызовы сегодняшнего дня должно быть не что делать, а как делать, считает исполнительный директор и первый вице-президент «Форд Соллерс» Адиль Ширинов. Прежде всего необходимо развивать технологии. При этом надо понимать, что технология – это не отверточная сборка, а производство продукта с нуля. Для эффективного производства очень важна полномасштабная интеграция в экономику региона. Она подразумевает использование отечественных компонентов на всех этапах производства, от разработки сырья до конечного продукта. Ключевыми направлениями интеграции для «Форд Соллерс» являются металлы, нефтехимия, литье и мехобработка. По состоянию на конец 2014 года общее количество поставщиков составило 70, из них 24 были из Татарстана, а уровень локализации превысил 40%.
Самым важным этапом в вопросе локализации производства на данный момент для завода является использование отечественных металлов. На выставке, кстати, компания среди прочих производимых в России компонентов продемонстрировала двери для автомобиля Ford Ecosport. В качестве приоритетной задачи рассматривается возможность сборки кузова автомобиля полностью из отечественного металла. Как отметил Ширинов, с учетом того, что 60–70% стоимости детали составляет сырье, смысла производить деталь из завозного сырья нет.
Использование металла отечественного производства позволит существенно снизить в первую очередь логистические издержки. Основной стратегический партнер компании – Магнитогорский металлургический комбинат, который поставляет сырье как во Всеволожск, так и в Республику Татарстан. Продукция соответствует всем мировым стандартам. Если еще 10 лет назад никто даже не поднимал вопроса о том, можно ли в России производить сталь, то теперь очевидно, что в нашей стране можно выпускать все, считает Ширинов. Металлургия в России – одна из самых перспективных отраслей в мире.
Огромный потенциал имеет и нефтехимический комплекс нашей страны. В компании принято решение уходить от зависимости от импорта и в этой сфере. Наконец, несмотря на текущие сложности, компания собирается в этом году открыть в Елабуге завод по производству двигателей.
Насколько удачна окажется предлагаемая стратегия, покажет время. Хотя данные по январским продажам уже говорят, что в десятке лидеров – машины местного производства.