Недостаточная диверсификация
Большинство российских автодилеров ожидают падения продаж в этом году более чем на 40%. Таковы результаты совместного исследования EY и Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), которое было проведено в мае-июне 2015 года. Отчет посвящен перспективам восстановления российского автомобильного рынка и долговой нагрузке российских дилеров, занимающихся продажами легковых и легких коммерческих автомобилей.
Согласно результатам опроса, в котором приняли участие руководители 23 компаний, вплоть до середины 2015 года все еще оставалась значительная неопределенность относительно горизонта начала роста рынка. Так, 35% опрошенных ожидают начала роста продаж в 2016 году, 26% – в 2017 году, а остальные 39% – только после 2017 года. Что касается текущего года, то 61% опрошенных автодилеров ожидают снижения объемов продаж более чем на 40%, а около трети (35%) респондентов прогнозируют снижение в диапазоне от 30 до 40%.
Андрей Томышев, старший менеджер EY, руководитель группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли в СНГ, отметил: «Несмотря на меньшую степень проникновения дилерской сети в России по сравнению с западными странами, в текущем году наблюдается закрытие значительного количества дилерских центров по причине падения прибыли, высокой закредитованности и роста рисков банкротства.
Эти риски в том числе связаны с недостаточной диверсификацией источников прибыли, значительная часть которой приходится на продажу новых машин, тогда как в западных странах дилеры активно зарабатывают на торговле подержанными авто, сервисе, продаже услуг, связанных с эксплуатацией авто. C риском сталкиваются в основном компании среднего и малого размера, ранее инвестировавшие в расширение дилерской сети. Сейчас новые площади для них стали лишним обременением. В то же время ряд крупных компаний продолжают открывать новые центры и наращивать рыночную долю, что говорит о тенденции консолидации в отрасли».
Опрос также выявил, что автомобильные дилеры значительно закредитованы и большинство компаний уже ведут или планируют вести переговоры с кредиторами о пересмотре условий обслуживания долга. В частности, 57% автодилеров имеют долговую нагрузку по показателю долг / EBITDA на уровне от 3 до 5, а у 22% опрошенных этот показатель превышает 5. В условиях роста долговой нагрузки 57% компаний уже начали или планируют начать переговоры с кредиторами о пересмотре условий обслуживания долга.
«Для повышения устойчивости к спаду дилерам необходимо более активно диверсифицировать бизнес и “монетизировать" клиентскую базу за счет развития новых направлений деятельности», – отметил Томышев.
Для борьбы с негативными тенденциями 48% участников опроса намерены привлекать новое финансирование в ближайшей перспективе. При этом из общего числа респондентов около половины (52%) направят новую ликвидность прежде всего на снижение долговой нагрузки, а четверть (26%) – на рефинансирование задолженности.
70% респондентов считают долговое финансирование наиболее подходящим инструментом в текущих условиях, и только 30% отдают предпочтение акционерному финансированию.
Справка: EY – международный лидер в области аудита, налогообложения, сопровождения сделок и консультирования.