В Москве в начале декабря прошла IV ежегодная конференция, организованная аналитическим агентством «Автостат». Тема конференции была сформулирована достаточно коротко и ясно: «Состояние автомобильного рынка в России и перспективы развития». Практически все выступавшие на конференции были единодушны: ситуация на рынке развивается, как в старом анекдоте: «Не волнуйтесь – дальше будет хуже». Однако стоит отметить, что особого трагизма типа «Шеф, все пропало!» в выступлениях не было: отрасль уже пережила несколько кризисов, а потому у собравшихся образовался какой-никакой, но иммунитет к превратностям судьбы и скачкам курсов валют. Так что разговор шел не о похоронах отрасли, а о том, что делать и как выжить во время кризиса. Директор агентства «Автостат» Сергей Целиков – Что происходит с автомобильным рынком в стране? Он падает – это понятно уже всем. Восстановление рынка после кризиса 2008–2009 годов продолжалось до лета 2012 года. А потом началось медленное снижение объемов продаж. Летом 2012 года динамика снижения ускорилась, но благодаря введенной правительством программе утилизации, а также росту курсов валют приобретение автомобилей стало выгодным для населения. Стоит заметить, что люди не хотят покупать автомобили дешево – они хотят покупать их выгодно. Поэтому те, кто не успел летом 2012 года «переложить» свои сбережения в доллары или евро, начали покупать машины. Сегодня повторилась та же ситуация: в ноябре-декабре 2014 года спрос на автомобили вырос – люди решили потратить «рублевые» средства, пока автомобили значительно не подорожали. Так что ситуация с ростом продаж в последние месяцы 2014 года – исключительно временная. Всего за 10 месяцев 1014 года рынок упал на 12,4%. И пока что мы не видим факторов, которые могут остановить это падение. Если говорить о структуре рынка – как и два года назад, Lada занимает первое место по объему продаж (хотя доля ее на рынке год от года снижалась). Однако, как мы считаем, в 2015 году доля Lada будет расти из-за ситуации на валютном рынке. Мы предполагаем, что падение рынка «в деньгах», потраченных на приобретение новых автомобилей, в 2014 году составит около 4%. Но если считать «в штуках», то падение рынка составит около 13% – т.е. будет продано на 266 тыс. машин меньше, чем в прошлом году. Причем ровно половина (133 тыс. штук) приходится на три бренда: Lada, Chevrolet, Ford. Такая картина связана с ростом цен и смещением в сторону более дорогих автомобилей. Только шесть марок показали рост «в деньгах»: Nissan, Mersedes-Benz, Mazda, Lexus, Toyota, Land Rover. У остальных – падение продаж. У восьми аутсайдеров ТОП-30 оно составляет от 28,6 до 41,7%. И в денежном выражении «лидируют по потерям» Ford и Peugeot, потерявшие более 40%. Так что дилеров, продающих недорогие автомобили, ждут очень нелегкие времена… Если брать по сегментам, то все они показывают падение продаж. Самое минимальное падение в сегменте SUV: россияне предпочитают «как бы внедорожники», не предназначенные для бездорожья, но легко преодолевающие бордюры. Статистика показывает, что продажи машин в 2014 году смещались в более дорогие сегменты. Однако есть здесь некое лукавство: автомобили просто становятся в рублях дороже и «поднимаются вверх» в дорогие сегменты. И средняя цена нового автомобиля уже приближается к 1 млн руб. Однако если посмотреть на цены в долларах или евро, то картина развернется в противоположную сторону: цены в валюте на машины падают. Динамика регистрации автомобилей по регионам тоже достаточно интересна. Везде количество регистраций снижается – а вот в Дальневосточном федеральном округе она растет: +12,4% к уровню прошлого года. Причина этого понятна – физические лица везут машины из-за границы: примерно 200–250 тыс. подержанных машин в год. И потому емкость дальневосточного рынка минимальная: около 20 тыс. новых автомобилей в год. А это меньше емкости рынка многих городов в Центральной России. Стоит отметить, что падение рынка наиболее ярко проявляется в промышленных регионах – в Челябинской, Тюменской, Кемеровской областях и др. Однако, как показывает опыт, эти регионы и восстанавливаются после кризисов быстрее. Подробнее остановлюсь на вторичном рынке, поскольку считаю его очень перспективным. В тех же США дилеры продают «один в один» – одна новая машина на одну подержанную. В Европе этот показатель составляет «один в два»: два новых автомобиля на один подержанный. У нас в России – «один на десять», т.е. дилеры продают одну подержанную машину на десять новых. У продвинутых дилеров продается «два на десять», но это общую картину не меняет. Что интересно – дилерам интересны не все «трейд-ин» машины, а те, что моложе семи лет. В этом сегменте тоже наблюдается падение, но оно ниже, чем по новым автомобилям. То есть мы прогнозируем, что в перспективе емкость рынка подержанных машин будет совпадать с емкостью рынка новых автомобилей. Кстати, ряд крупных компаний показывают значительный, до 100%, рост продаж подержанных автомобилей. Кстати, высказывание о том, что «Москва – не Россия»: вполне реальное. Московский рынок более предсказуем: анализируя данные по прошлым годам, можно выстроить перспективы будущего парка автомобилей по маркам, моделям. А рынок подержанных автомобилей – некая объединяющая часть между рынком новых машин и существующим парком. Если подводить итог, то следующий, 2015 год для автомобильного рынка будет очень сложным. Слишком много внешних факторов «загоняют» его вниз. Основной из них – курсы валют: цены на нефть выступают лишь коррелирующим фактором на длительную перспективу. В общем, из возможных сценариев развития рынка приходится выбирать между пессимистическим и еще более пессимистическим… Исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов – Наше агентство развивается – и мы постоянно разрабатываем новые инструменты, находим новые подходы в работе, которые могут быть полезны нашим клиентам. Сегодня это особенно важно: во время падения автомобильного рынка объективная и своевременная информация становится для дилеров жизненно необходимой. Мы это понимаем. И стремимся предоставлять не «просто информацию», а именно ту, которая нужна клиентам. Сегодня мы можем предоставить клиентам анализ рынка – причем с выборками по паркам, продажам, регистрациям, перерегистрациям и др. Вдобавок на различную временную глубину и в разных территориальных рамках. Сейчас мы смотрим динамику «месяц в месяц» и с глубиной один-два года. Мониторим каждый месяц цены на подержанные автомобили на всех крупных площадках в Интернете, т.е. сравниваем данные по регистрациям по регионам с количеством и географией выставленных объявлений о продажах. Это огромные объемы информации, но они позволяют увидеть много полезного и сделать правильные выводы. Отслеживаем цены на новые машины, включая марки, модели, коробки и модификации двигателей. На основе этих выборок можно делать выводы по брендам, комплектациям, паркам регионов, регистрациям, ресурсам, автокомпонентам. Также регулярно проводим маркетинговые исследования и опросы по различным темам. Все это (в единой системе) позволяет нам делать выводы, к которым невозможно прийти, анализируя проблемы по отдельности. Сегодня также есть возможность «вытаскивать» из данных, например, по регистрации, более точные сведения. То есть видеть движение как новых, так и подержанных автомобилей по регионам – куда они «уходят» и где реально эксплуатируются. По регистрации юридических лиц мы видим, какие у них парки, что они покупают и, в конечном счете, чем они занимаются. Если ранее было не совсем понятно, где работают машины, взятые в лизинг (они формально принадлежат лизинговой компании), то теперь мы можем с высокой степенью точности сказать, что, например эти автомобили работают в такси. Сегодня заметно вырос спрос на данные о потере стоимости автомобилей. Мы следим за этим показателем по ряду брендов – хотя это сложно, поскольку цифры могут меняться чуть ли не ежемесячно. Например, какая-то марка машины вышла в новом кузове – и сразу стоимость автомобиля той же марки в старом кузове падает. Соответственно потери растут. Еще одно новшество: мы подошли и к оценке структуры рынка сервиса в России. В прошлом году мы подсчитали (с помощью открытых источников информации) количество точек обслуживания и их доли, провели ряд опросов: по стоимости нормочаса в разных регионах, количеству воспользовавшихся шиномонтажом и ряду других вопросов. Сейчас готовим новую «волну» исследования, так что будет возможность увидеть динамику. Наши выборки позволяют анализировать ситуацию с рынком запчастей, поскольку мы знаем положение дел с подержанными автомобилями, их пробегом, регионами их эксплуатации. Например, есть мнение, что продавцы «скручивают» реальный пробег – но мы проанализировали рынок по маркам, моделям, территориям. Даже сравнивали данные с одной из нефтегазовых компаний, чтобы «увязать» пробеги автомобилей с объемами проданного топлива. И увидели, что данные предоставляются продавцами объективные. Кроме «чистой» статистики у нас в компании есть еще и экспертные «панели», в которых специалисты высказываются по тем или иным вопросам, что расширяет возможности определения и изучения стоящих перед рынком вопросов. Стоит сказать и о внедренной нами электронной системе «Радар», которая позволяет получать и сравнивать очень многие показатели – в таблицах, диаграммах, графиках. Сейчас мы ее расширяем: к легковым автомобилям мы прибавили грузовики, мотоциклы. Идет работа по доступу к картам, разрабатывается система фильтров, большая библиотека шаблонов. Например, мы можем анализировать рынок шин по регионам, типоразмерам. …Если подводить итоги, то конференция, организованная аналитическим агентством «Автостат», показала главное: отрасль готовится пережить кризис. Именно пережить, а не погибнуть. В общем, как говорил один из персонажей фильма «Полосатый рейс»: «Боцмана без хрена не сожрешь!»…