Эффект домино
Страны Запада ввели ряд санкций в отношении российских физических и юридических лиц. Хотя против автомобилестроительной отрасли мер предусмотрено не было, эффект от санкций так или иначе почувствует, скорее всего, каждый участник авторынка.
Мировые автомобильные компании, работающие в России, оказались в довольно сложном положении. И без того напряженная обстановка вокруг украинского конфликта накалилась еще больше после крушения малазийского «Боинга». Ряд аналитиков полагает, что к катастрофе причастны сепаратисты на востоке Украины. В результате иностранные автопроизводители могут столкнуться с дестабилизацией региона.
Для General Motors, Ford, Volkswagen, Renault-Nissan и множества других игроков Россия – стратегически важный рынок. В то же время насколько велика его важность, настолько велики здесь и риски.
Во втором полугодии производители ждут серьезной рецессии на втором по величине автомобильном рынке Европы. Некоторые уже снижают активность на фоне санкций, которые могут стать катастрофичными для инвестиций и потребительского спроса в стране, и так балансирующей на грани рецессии. В то же время, несмотря на обстановку, компании не собираются уходить.
«У России есть потенциал стать крупнейшим рынком сбыта транспортных средств в Европе», – отметил в июле финансовый директор Ford Боб Шэнкс, комментируя квартальный отчет производителя.
В прошлом году представитель Volkswagen Мартин Винтеркорн назвал РФ рынком номер один с точки зрения роста в Европе при этом, он тогда отметил, что пока ничто не указывает на то, что данное положение изменится в долгосрочной перспективе. Правда, компании начали пересматривать в сторону значительного понижения прогнозы по продажам на 2014 год после неутешительных итогов июня.
Как считает Йорген Рирз из консалтинговой компании Roland Berger, которая провела исследование российского автомобильного рынка, у зарубежных компаний просто нет другого выбора, кроме как держаться за РФ, поскольку у последней есть все шансы однажды стать рынком номер один в Европе, потеснив Германию.
Тревожная тенденция
При этом специалист отмечает, что рост прекратился, на рынке отмечается рецессия, участники менее охотно вкладывают средства, что в свою очередь скажется как на объемах реализации транспортных средств, так и на производстве в России. А украинский кризис будет только усугублять ситуацию.
Эксперты считают, что после Китая наибольшим потенциалом для прибыльного роста обладает как раз РФ. Данный факт, отмечает издание Automotive News, обусловлен низким уровнем автомобилизации, большей долей реализации высокодоходных автомобилей по сравнению с Индией и Бразилией. Специалисты, с другой стороны, указывают и на тревожную тенденцию: падение спроса началось еще до присоединения Крыма, когда вопрос о санкциях не стоял. На продажах отрицательно сказались сокращение расходов на инфраструктуру, а также введенный утилизационный сбор вкупе с обесцениванием рубля.
«Автомобильный рынок продолжает движение вниз с увеличенной скоростью, – прокомментировал ситуацию председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. – По сравнению с 2013 годом продажи в июне просели на 17,3%, приведя к падению продаж во II квартале в целом на 12,4%. Согласно мнению компаний – участников Комитета автопроизводителей, ослабление рынка еще не закончилось. Продажи во второй половине года будут на уровне 1,2 млн единиц, что эквивалентно понижению на 16% по сравнению с тем же периодом 2013 года».
Сама Ассоциация глубоко сожалеет о новых санкциях, введенных ЕС в отношении России.
АЕБ представляет более 600 компаний, многие из которых ведут бизнес в России и Украине, поэтому члены АЕБ, обладая информацией из первых рук и опытом ведения бизнеса в этом регионе, могут в полной мере оценить воздействие санкций.
АЕБ считает, что бизнес способствует росту экономики и создает рабочие места, а также является мостом между странами ЕС, Россией и Украиной. Учитывая объем торговли между Россией и ЕС, Россией и Украиной, АЕБ считает, что новые санкции повредят не только российской экономике, но затронут и экономический рост ЕС и Украины.
АЕБ вновь заявляет о своей позиции в пользу деэскалации конфликта со стороны всех участников и призывает руководителей государств и правительств ЕС, России и Украины организовать как можно быстрее международную конференцию, чтобы остановить гражданскую войну на Украине и найти взаимоприемлемое решение ради общего мира и согласия, подчеркивалось в недавнем сообщении организации.
Общая нервозность
Неутешительные прогнозы заставили Ford Motor списать в своей отчетности инвестиции в производство на 329 млн долл. Хотя в компании заявили, что не планируют уход с рынка из-за его важности и объема, производитель анонсировал неизбежные изменения в деятельности.
Снижение продаж в России коснулось и General Motors, владеющей заводом в Санкт-Петербурге. Производство здесь в текущем году было сокращено на 20–25%. В то же время РФ остается важной для входящей в GM компании Opel. В начале года американцы приняли решение переподчинить российское подразделение европейцам. Automotive News отмечает, что Россия – единственный рынок, где отмечался рост продаж Opel. И тем не менее бренду не удалось воспользоваться моментом: продажи марки в первом полугодии сократились на 15%. Это почти в 2 раза ниже рынка, который сократился на 7,6%.
Трагедия вокруг сбитого «Боинга», унесшего жизни без малого 300 человек, способна заставить иностранный бизнес перестать наращивать инвестиции в страну. Особенно на фоне экономических санкций Запада. Специалисты британского банка Barclays полагают, что РФ может уступить по привлекательности другим странам, где риски не столь велики.
К примеру, недавно СМИ со ссылкой на высокопоставленных представителей Daimler сообщили об отказе компании увеличивать долю в КАМАЗе. Как следует из отчета Mercedes-Benz, аналитики не видят признаков того, что авторынок перестанет проседать на фоне украинского кризиса.
С другой стороны, не все готовы сворачивать инвестиции. Так, в Volkswagen подтвердили планы вложить еще 1,62 млрд долл. в деятельность в России. Это при том, что производитель уже инвестировал около 1,75 млрд долл. в местную сборку и новые модели за последние восемь лет.
«Мы очень внимательно следим за текущими событиями в России и на Украине, – подчеркнули в VW. – Надеемся на стабилизацию и мирное решение конфликта». Сейчас компания планирует наладить выпуск двигателей объемом 1,6 л недалеко от Калуги. Это должно помочь производителю довести свою долю на рынке до 14% за четыре года. В прошлом году VW принадлежало 11% рынка.
Удачный момент
Эксперты Roland Berger утверждают, что бизнесу необходимо пересмотреть инвестиционные планы, поскольку структурные проблемы отрасли будут только нарастать с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию. Как только срок действия правительственных мер по поддержке местного автомобилестроения закончится в 2018 году, как того требуют нормы ВТО, производители столкнутся с целым рядом проблем, включая высокие затраты на логистику, низкую производительность и другие все еще нерешенные типичные проблемы страны.
Также из-за падения объемов выпуска некоторые участники рынка могут принять решение о сворачивании деятельности или снижении объемов производства, что грозит стране деиндустриализацией. Иностранному бизнесу нужно добиться новых условий работы, касающихся обязательств по локализации производства, причем данные обязательства необходимо увязать с гарантиями господдержки, полагает Йорген Рирз. Кроме того, автопроизводителям потребуется сократить количество моделей, выпускаемых в России, а в случае необходимости и вовсе уйти с рынка.
Подсчитать проценты
Конечно, с трудом верится, что иностранный бизнес последует советам британцев и оставит такой крупный рынок, как Россия. В то же время события на Украине, безусловно, добавят головной боли иностранным компаниям. Кстати, можно примерно подсчитать, чем обернулось присоединение Крыма для автомобильной отрасли.
28 января PwC, международная сеть компаний, предлагающих профессиональные услуги в области консалтинга и аудита, опубликовала прогноз на 2014 год. Он заключался в ожидании дальнейшего падения продаж на 3% в целом по рынку на фоне умеренно-пессимистического настроения потребителей и возможного повышения стоимости автомобилей. В то же время ожидалось сохранение роста продаж в сегменте иномарок российского производства, в частности благодаря выводу на рынок новых моделей в массовом сегменте.
В прогнозе также отмечалось, что в 2013 году продажи автомобилей с пробегом выросли на 4% до 5,6 млн единиц по сравнению с предыдущим годом. Несмотря на то что доля официальных дилеров в этом сегменте к началу года составляла всего лишь 4% по стране, этот рынок является одним из наиболее перспективных, и программы trade-in набирают все большую популярность.
В начале августа специалисты PwC опубликовали новый прогноз, согласно которому падение рынка с учетом последних событий составит уже 8–12%. Таким образом, можно предположить, что присоединение Крыма и продолжающийся конфликт на востоке Украины усилили снижение на 5–9%.
Как подчеркнули в компании, снижение уровня уверенности потребителей и замедление темпов роста розничных продаж, снижение темпов роста ВВП и угроза стагнации экономики, ослабление курса рубля – данные тенденции оказали существенное влияние на автомобильный рынок в первом полугодии 2014 года.
Между тем, в отличие от Roland Berger, эксперты PwC ждут стабилизации уже в следующем году. Продажи вырастут до 2,4 млн и в 2016 году – до 2,6 млн легковых машин по оптимистичному варианту (пессимистичный – 2,4 млн).
Большинство концернов подписали с российским правительством соглашения о промсборке: некоторые из них продолжают работать на условиях прежней редакции, но крупнейшие игроки работают по новым соглашениям, предусматривающим больший объем производства и более высокий уровень локализации, указывается в прогнозе. Текущие возможности всех автомобильных производств в РФ позволяют сегодня выпускать 3 млн легковых машин в год. В течение пяти лет они могут достигнуть 3,8 млн легковых машин в год согласно текущим инвестиционным планам производителей.
Как видно, в условиях падающего рынка даже простая неопределенность в краткосрочной перспективе нервирует бизнес, что негативно отражается на отрасли в целом. Санкции против российских кредитных учреждений вполне способны сделать автокредиты недоступными. Ведь дешевые деньги на длительный период предоставляли США и европейские страны. А свободных средств в необходимых объемах на азиатских рынках может и не оказаться.
Теоретически спад продаж новых автомобилей приводит к тому, что владельцы транспортных средств дольше эксплуатируют машины. Соответственно авторемонтники получают больше заказов, но так обычно происходит в других странах. Как ситуация сложится в России, пока не очень понятно. Особенно учитывая, что значительная часть продукции для афтемаркета поставляется западными компаниями или приобретается за рубежом за валюту, которая постоянно дорожает.