Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Владельцы гибридов пересели на обычные машины

Владельцы гибридов пересели на обычные машины

Производителям гибридов не удается в пол­ной мере завоевать лояльность покупателей. Значительная их часть пересаживается обратно на машины с бензиновыми или дизельными двигателями. Почувствовать экономию средств на топливе владелец гибрида может только через 7–10 лет, когда автомобиль уже давно пора продавать.

C 2007 года количество продаваемых в США гибридных моделей удвоилось. Несмотря на это, лишь 35% владельцев «экологически чистых» машин при покупке новой выбрали гибрид в 2011 году. Такие данные приводит отраслевая исследовательская компания Polk. Если не принимать во внимание данные по наиболее удачной модели Toyota Prius, то число лояльных потребителей сокращается до 22%.

В настоящий момент на долю гибридных автомобилей приходится всего 2,4% автомобильного рынка США. Пиковых значений этот показатель достигал в 2008 году, тогда он составлял 2,9%. По свидетельству исследователей, «экологически чистые» автомобили отпугивают значительную часть покупателей высокими ценами, что не дает динамично развиваться сегменту. При этом стоит учитывать активность конкурентов, предлагающих машины с традиционными двигателями. В последнее время многие из них сделали ставку на применение технологий, позволяющих значительно экономить топливо.

Практически одинаковой с гибридами популярностью пользуются машины, оборудованные дизельным двигателем. Если в марте рост продаж «зеленых» автомобилей составил 37%, то легковых автомобилей и грузовиков, работающих на дизельном топливе, – 35%. Весь рынок показал рост в 13,4%.

В результате выгода от покупки гибридного автомобиля все меньше очевидна для потребителей. К примеру, Ford Fusion с гибридной установкой стоит на 5 тыс. долл. дороже модели с традиционным двигателем. Однако за год владелец сэкономит на топливе всего 610 долл. Поэтому для потребителя машины с обычным двигателем остаются по-прежнему привлекательными.

Отраслевой портал Edmunds.com подсчитал, сколько времени потребуется, чтобы «отбить» разницу в цене при покупке японских марок. Выяснилось, что пока этот показатель превышает шесть лет. А среднестатистический американец обычно покупает новый автомобиль раз в шесть лет. При стоимости топлива 4 долл. за галлон (около 118 руб. за 3,8 л бензина) для того, чтобы покупка Honda Civic окупилась, потребителю придется ждать 10 лет. Несколько лучше дела обстоят у Toyota. Покупатель Prius почувствует разницу уже через семь лет.

Кроме того, популяризации «зеленых технологий» мешают трудности, с которыми сталкиваются покупатели. Особенно это касается электромобилей. Владельцам часто трудно разобраться в незнакомых технологиях. Также сказывается недостаточная развитость инфраструктуры.

На этом фоне американская GM объявила о приостановке выпуска электрокара Chevrolet Volt на пять недель, объяснив свое решение неудовлетворительной динамикой продаж. В прошлом году производитель не смог выполнить заявленных планов реализации этой модели. Более того, был пересмотрен прогноз продаж в сторону понижения на 2012 год. Изначально GM рассчитывала, что на ее продукт найдется 45 тыс. покупателей.

С 2010 года, когда Chevrolet Volt поступил в продажу, компания приостанавливала производство по меньшей мере на месяц уже два раза. Правда, спустя некоторое время производитель заявил о готовности возобновить производство на неделю раньше. Причиной тому послужили обнадеживающие данные об объемах реализации в марте. Так, за этот месяц американцы приобрели 2289 Chevrolet Volt, что на 50% превысило показатели пиковых значений декабря. Воодушевленные новыми данными представители компании заявили о готовности реализовать 3 тыс. машин в апреле.

«Подсели» на бренд

Интересно, что снижение лояльности к гибридам часто не ведет к снижению лояльности к самой марке. По данным Polk, 60% владельцев выпускаемого Toyota гибрида, отказавшись от «экологически чистого» автомобиля, все равно остановили выбор на продукции японской компании. В случае с Honda лояльными бренду остались 52% покупателей. «Наличие гибридов в линейке, безусловно, дает конкурентное преимущество производителю, если речь заходит о привлечении новых клиентов, – считает представитель Polk Брэд Смит. – А процент заново купивших гибридный автомобиль свидетельствует о том, что потребитель продолжает искать пути экономии на топливе».

Несмотря на то что производителям не удается в полной мере завоевать лояльность существующих клиентов, они «вербуют» в свои ряды все больше новых. В марте этого года в США было продано 52 тыс. гибридов и электромобилей. За аналогичный период прошлого года – 34 тыс. В общей сложности на эти категории пришлось 3,64% всего авторынка, что заставило аналитиков говорить о новом рекорде месяца. Последний раз пиковых значений этот показатель достигал в 2009 году (3,56%), когда действовала специальная программа, стимулировавшая покупки транспортных средств с небольшим расходом топлива.

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены