Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Заглянуть в будущее. Российские дилеры ждут непростого 2015 года

Заглянуть в будущее. Российские дилеры ждут непростого 2015 года

В декабре состоялась XXIII Между­народ­ная автомобильная конференция «АВТО­ПРОМ-2014». О том, чего ждать рынку и зачем нужна новая экономическая политика, рассказал президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Владимир Моженков.

– Мы знаем, что Германия производит лучшие автомобили в мире. Но они к этому сто лет шли. Более того, один крупный руководитель отраслевого предприятия сказал, что страна вынуждена строить хорошие автомобили, поскольку у нее нет нефти и газа. А вот для того чтобы понять, как сложилось так, что к 2013 году экономика России была подведена к кризису при нефти дороже 100 долл., придется провести серьезный анализ. Это поможет выработать дальнейшие действия.

В целом мировой автомобильный рынок растет, включая США, Европу, Китай и Японию. Есть два падающих рынка – Бразилия и Россия. Кризис у нас не связан с внешними факторами, как, например, азиатский кризис 1998 года. Это не явления 2008–2009 годов, связанные с ипотечным кризисом в США. Этот кризис породили мы. Есть, конечно, общее с Бразилией. Она провела Чемпионат мира по футболу, мы – Олимпиаду.

Оптимист задумается, что делать в такой ситуации? Автомобильная отрасль является локомотивом и индикатором российской экономики. Замедление продаж началось в марте 2013 года. Дальше на 1–7% отмечалось снижение, которое, как поначалу казалось, носило временный характер.

С июня текущего года замедление приобрело характер катастрофы. Рынок упал более чем на 20%. Затем он стабилизировался за счет правительственной программы утилизации, на которую выделено 10 млрд руб. и ажиотажного спроса на автомобили в последние месяцы года. Если кто-то еще не приобрел автомобили в срок, прошу воспользоваться этой возможностью до 31 декабря. Почему? Потому что произошла девальвация рубля почти на 40%.

Иностранные производители не будут работать в убыток. Они очень хорошо считают, поэтому и являются лидерами. В 2015 году подорожание составит 20–35% в зависимости от стратегии каждого производителя. Конечно, российский рынок привлекателен. Здесь представлено около 50 различных марок. Такого обилия брендов нет ни на одном рынке. В Европе нет «китайцев», в Америке – «китайцев» и «французов». У нас есть все, это большой плюс.

Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Владимир Моженков
Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Владимир Моженков

В то же время иностранные производители столкнулись с резким снижением спроса за исключением последних месяцев. По итогам года будет реализовано 2450–2470 тыс. автомобилей. На 300 тыс. штук меньше, чем в прошлом году. Снижение продаж на тысячу машин в стране, по нашим подсчетам, ведет к разорению одного дилера. Сегодня у нас около 4075 дилерских предприятий. Это один из лучших показателей в мире. В каждом городе с населением свыше 300 тыс. присутствует развитая дилерская сеть. По подсчетам, развитие дилерских сетей предприниматели России инвестировали более 12 млрд долл. Почти в 2 раза больше, чем иностранные автомобильные заводы.

Сейчас российские инвесторы сталкиваются с рисками из-за снижения покупательной способности населения. В 2014 году закрылись 311 дилерских предприятий. С рынка стали уходить марки: Dodge, Chrysler, Seat. При этом нет ни одного документа, который как-нибудь защищал российского инвестора в такой ситуации. Это серьезный пробел в законодательстве, и РОАД будет стараться устранить его. Под большим вопросом работа еще ряда марок, у которых снижение продаж составило 30–40%. Ведь если автомобили не продаются, они и не производятся.

Что касается прогноза на 2015 год, то си­туация напоминает больного, который сделал глоток свежего воздуха перед реанимацией. Прежде всего, имеется в виду ажиотажный спрос на транспортные средства, обеспеченный в том числе белорусскими и казахстанскими покупателями.

Ближайшие 10 лет

Обычно после 1 января происходит резкое подорожание автомобилей. Скорее всего, на российском авторынке будет реализовано всего 2 млн автомобилей, и это еще не дно. Следует отметить, что, по словам министра иностранных дел Германии, санкции будут действовать около 10 лет. Если посмотреть на такие страны, как Белоруссия или Иран, то становится видно, что санкции в отношении них никто не снимает. Нетрудно представить, как будет складываться ситуация в России в ближайшие 10 лет, если мы уже сейчас ощущаем действие этих санкций и по гречке, и по автомобилям.

Поэтому объем продаж может сократиться и до уровня 2009 года, когда было реализовано 1,5 млн транспортных средств. Ситуация, на мой взгляд, будет критическая и повлечет разорение дилерских предприя­тий. Некоторые говорят, что выживет только премиум-сегмент. Это заблуждение, те дилерские предприятия, которые продают не более 200 машин в год, не окупаются. Отрасль становится низкодоходной, а для некоторых и убыточной. 9 из 10 собственников уже готовы продать бизнес, правда, покупателей пока нет.

Если говорить о массовом сегменте, то в регионах окупить бизнес не смогут предприятия, реализующие менее 500 машин в год. Ухудшаются условия для предпринимательства в Санкт-Петербурге и в Москве. Была резко повышена кадастровая стоимость земли, в планах дальнейшее подорожание, что соответственно ведет к росту налогов. С 1 июля столичные власти введут муниципальный сбор. Это резко снизит жизнеспособность дилерских предприятий.

Красноречиво говорит об отношении властей Москвы к дилерам начавшийся недавно демонтаж флагштоков и стел, расположенных, в том числе, около дилерских центров. Причем делается это без всякого уведомления со ссылкой на указание мэрии. Вот как относятся к бизнесу, который кормит всю страну.

Средняя ставка по автокредитам также повысилась и составила в начале декабря 15%. Пока выручают банки производителей. В 2014 году, по подсчетам РОАД, в кредит будет продан каждый третий автомобиль. Это 800 тыс. автомобилей в год. При увеличении ставки еще на 3–4 процентных пункта количество выданных кредитов снизится вполо­вину. Соответственно продано будет на 400 тыс. автомобилей меньше. Единственное, что есть надежды, связанные с программой утилизации автомобилей и льготным кредитованием (в 2014 году эта программа не работала из-за расходов, связанных с присоединением Крыма). Если эти программы заработают в 2015 году, то отрасль избежит резкого падения.

РОАД также выступает за проведение процедуры регистрации ТС непосредственно у дилеров, как во всем цивилизованном мире. Данная практика позволит стимулировать продажи автомобилей. Нас ждут трудные времена, мы будем свидетелями перераспределения рынка, какие-то бренды уйдут, какие-то, наоборот, усилят свои позиции. То же и с дилерскими сетями, кто-то закроется, кто-то консолидируется.

Тем не менее то, что не убивает нас, делает сильнее. Грядут значительные изменения, и выживет сильнейший. В то же время у России появился шанс задуматься, что мы сами производим и что сами можем сделать. Для этого нужна либерализация экономики и отчасти политики. Как в нынешних условиях открывать предприятие «с нуля», я, имея 20-летний опыт, с трудом могу представить. Если мы хотим вырваться, нужно создавать «инкубаторские» условия для развития бизнеса, для инвесторов, для предпринимателей. Нужна новая экономическая политика.

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены